Рубрики
Математика

Выбор сюжета математических задач, или Задачи «про нас» (из опыта работы)

Цель данной работы рассказать о специальном коррекционном приеме работы, основанном на общем педагогическом дидактическом принципе сознательности и активности. Наряду со специальными приемами организации обучения предмету этот прием обеспечивает доступность учебной информации для детей с нарушениями зрения.

0
Дроботова Александра Вячеславовна,
учитель математики
ГКОУ г. Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2»,
a_drobotova@mail.ru

Цель данной работы рассказать о специальном коррекционном приеме работы, основанном на общем педагогическом дидактическом принципе сознательности и активности. Наряду со специальными приемами организации обучения предмету этот прием обеспечивает доступность учебной информации для детей с нарушениями зрения.

Его суть заключается в выборе сюжетов дополнительных задач для уроков математики. Надеюсь, что этот способ покажется коллегам интересным и достойным применения, особенно учитывая недостатки аналитической деятельности у детей с нарушением зрения.

Часто на уроке учитель сталкивается с характерной ситуацией, когда ему необходимо отработать с учениками решение задач определённого типа, а учебник содержит всего одну-две подходящие задачи.

В этом случае ему невольно приходится выбирать между их поиском в дидактических материалах или самостоятельным составлением таких задач.

Педагогическая практика показывает, что применение на уроке метода упражнения может быть гораздо более эффективным в том случае, если он организован, как творческая или сюжетно-ролевая игра.

Поэтому, составляя эти задачи, я опираюсь на неизменный интерес детей к историям, которые учитель импровизирует специально для конкретных учеников, являющихся героями этих задач.

Применение на уроках подобных импровизированных задач по своей сути становится активным педагогическим приемом обучения. Его применение связано с необходимостью вызвать у учащихся желание работать самостоятельно, творчески.

Акцент в обучении школьников необходимо делать на активизацию их умственной и практической деятельности, на усвоение и применение знаний. Л.С. Выготский в своих исследованиях убедительно показал, что обучение лишь тогда идет впереди развития, ведет его за собой, когда активизирует умственную и практическую деятельность учащихся, перед которыми в процессе обучения ставятся сложные проблемы.

Поскольку эта форма работы значительно оживляет учебную деятельность, работа бывает гораздо эффективнее, чем просто решение задач из учебника.

Причин тому несколько:

– детям нравится решать задачи и примеры, которые учитель сочиняет на уроке специально для них, все ученики с интересом ждут следующей задачи «про нас»;

– такие задачи помогают удерживать внимание всего класса, особенно в конце урока;

– заинтересованный сюжетом, ученик легче усваивает необходимые приёмы решения, лучше запоминает способ решения таких задач;

– эти задачи помогают формировать устойчивый интерес к предмету.

Несомненно, что использование подобного педагогического приема создает оптимальные эргономические условия на уроке, и в значительной степени помогает детям с нарушением зрения сформировать адекватные математические представления и понятия.

Больше всего детям нравится решать задачи, персонажами которых являются они сами и их одноклассники.

Основой для содержания таких задач становятся повседневная жизнь и быт школьников, как говорят о них сами дети  это «задачи про нас».

Такие задачи может и должен составлять каждый учитель, заинтересованный в повышении качества обучения своих воспитанников, поскольку они «вносят элемент осознанного творческого поиска» (Б.К. Тупоногов).

Похожий прием работы широко применял великий русский педагог-просветитель XIX века, учитель математики Сергей Александрович Рачинский.

В качестве сюжетов для задач можно использовать любые бытовые моменты урока, например:

– именно на этот урок ученики забыли принести транспортиры, требуется определить процент таких «забывчивых» учеников в классе;

– определить, какая часть математиков, изображенных на портретах, находящихся на стенах класса, жила в Древней Греции;

– накануне урока состоялись две поездки учеников средней школы: одна часть учеников поехала на олимпиаду, другая часть – на экскурсию, третья часть учеников осталась в школе. Требуется определить, какая часть осталась в школе.

Составляя задачу о конкретном ученике, учитель может использовать в сюжете задачи известные ему увлечения и привычки ребёнка. Разумеется, учителю следует быть очень деликатным и корректным: подчёркивая сильные стороны ученика, стараться не задеть его самолюбие. Занятие спортом, победа в соревнованиях, выступление на концерте, увлечение живописью, чтение хороших книг, просмотр шедевров мирового кинематографа, прогулки в лесу и т.д. – все это может послужить сюжетом для задачи.

В нашем классе принят такой прием работы: именно тот ученик, кто является персонажем задачи, решает ее у доски. Задачу решает ее герой!

Такие задачи можно использовать на уроке в качестве дополнительного задания. В этом случае они могут послужить хорошим стимулом для качественной работы на уроке: ученики быстро справляются с запланированными для урока «обычными» заданиями для того, чтобы в оставшееся время решать задачи «про нас». Часто ученики предлагают свои собственные злободневные сюжеты для таких задач.

Можно отвести решению задач «про нас» и основную часть урока. Если урок посвящён отработке решения задач, то в этом случае можно решить одну задачу из учебника, а остальные задачи могут быть «про нас».

Однако не стоит использовать приём решения таких задач слишком часто, чтобы он не утратил своей притягательности для учеников.

Использование подобных задач при изучении математики в школе значительно повышает мотивацию учеников к обучению, создает хороший рабочий настрой на уроке. Чем меньше возраст детей, тем эффективнее предложенный прием.

Ученикам можно дать задание самостоятельно придумать задачу по предложенному образцу. Этот методический прием помогает стимулировать развитие логического мышления у детей с нарушением зрения, поскольку предполагает:

– проведение учениками предварительного анализа структуры предложенной задачи;

– конструирование по заданному шаблону новой задачи со своим сюжетом.

Важно, что в конце урока, когда не только внимание учеников ослаблено, но и зрение утомлено, ученики воспринимают условия задач «про нас» на слух. Это способствует как снятию зрительного утомления, так и развитию слухового внимания и памяти, немаловажных коррекционных факторов при обучении слабовидящих детей.

В качестве примера я привожу несколько задач, предназначенных для отработки темы «Дроби» в 5 классе.

Разумеется, прием составления и импровизации математических задач «про нас» можно использовать и при работе с другими темами.

Задачи на дроби

Задача 1

Омар участвовал в соревнованиях по дзюдо. Он проиграл только 1/5 часть от всех схваток, 3/10 схваток окончились вничью, в остальных схватках Омар одержал победу. Какая часть схваток закончилась победой Омара?

Задача 2

У Димы много DVD-дисков с фильмами. 7/18 фильмов составляют боевики, 1/2 фильмов в стиле фэнтези, остальные представляют собой диски с мультфильмами. Какую часть в коллекции Димы составляют диски с мультфильмами?

Задача 3

Даша любит гулять в лесу. На путь от дома до леса ушло 3/14 от времени всей прогулки. Когда прошло еще 5/14 времени, отвёденного на прогулку, Даша дощла до пруда и увидела белочку. Какая часть времени прошла после этого момента до возвращения Даши домой? (Не забудьте сократить результат!)

Задача 4

У Рината выдался удивительный день. Когда он утром поехал в школу, по дороге ему встречались машины только трех марок: «БМВ», «Феррари» и «Лада-Калина». Причём 2/9 машин составили «БМВ», а 2/3 – «Лада-Калина». Какую часть от всех машин составили «Феррари»?

Задача 5

Вчера Герман аккуратно выполнил все домашнее задание. Причем 1/4 всего времени он потратил на английский язык, 1/2 времени – на математику, а в оставшееся время он выполнял домашнее задание по истории. Какую часть времени Герман потратил на выполнение домашнего задания по истории?

Задача 6

Матвея вчера весь день хвалили учителя. Половину всех похвал Матвей услышал от Алины Владимировны, 1/6 – от Александры Вячеславовны, а остальные похвалы были от Наталии Львовны. Какая часть добрых слов была сказана Наталией Львовной?

Задача 7

Лева решил на уроке больше всех задач. При этом 2/5 из них он решил устно, при решении 3/10 задач воспользовался черновиком, а решение остальных задач оформил в тетради. Какую часть от общего количества решенных Левой задач составили записанные в тетради?

Задача 8

Саша прочитал за лето много хороших книг. 2/9 прочитанных книг составила фантастика, 1/3 – книги на военную тематику, а остальные книги приключенческие. Какую часть прочитанных книг составили приключения?

Последняя задача, представленная здесь, обо мне самой, так как ученики попросили составить задачу и про учителя.

Задача 9

У Александры Вячеславовны в кабинете стоят папки с раздаточными материалами для 5, 6 и 9 классов. Из них 3/8 материалов предназначено для 6 класса, а 1/4 – для 9 класса. Какая часть материалов предназначена для 5 класса?

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.