Рубрики
Математика

Методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия «Первым делом – самолеты!»

Цель работы: формирование у обучающихся навыков практического моделирования самолетов из бумаги и исследования летных качеств этих моделей.

0
Дроботова Александра Вячеславовна,
учитель математики
ГКОУ г. Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2»,
a_drobotova@mail.ru
Консультант: Матц Елена Борисовна,
методист
ГКОУ г. Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2»,
elenamatz@yandex.ru

Посвящается Дню Российской армии

Цель работы

Формирование у обучающихся навыков практического моделирования самолетов из бумаги и исследования летных качеств этих моделей.

Задачи

Образовательные (исследовательские):

– развитие инженерного логического мышления детей с нарушением зрения;

– формирование навыка изготовления материальных моделей в соответствии с письменной инструкцией, схемой;

– развитие аналитического мышления и способности к анализу при сравнении летных качеств самолетов разных моделей;

– обучение разработке собственных моделей самолетов;

– использование таблиц с результатами испытания материальных моделей (дальность и время полетов) на уроках математики при изучении темы «Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число».

Коррекционные:

– развитие зрительного восприятия;

– развитие специальных тактильных приемов распознавания предметов;

– развитие навыков ориентировки в большом и малом рабочем пространстве;

– развитие наглядно-образного мышления;

– развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения;

– развитие навыков анализа и синтеза.

Воспитывающие:

– воспитание навыка аккуратности в работе, поскольку летные качества модели напрямую зависят от точности ее выполнения;

– развитие эстетических представлений учащихся: связь понятий «точность» и «красота»;

– воспитание у обучающихся чувства взаимопомощи для выполнения поставленной задачи;

– с целью патриотического воспитания и формирования чувства причастности к истории нашей страны ознакомление учащихся с биографиями наших знаменитых отечественных авиаконструкторов и летчиков.

Материалы и оборудование:

– бумага формата А4;

– секундомер;

– рулетка.

Введение

Моделированием называется исследование объектов, процессов или явлений путем построения и изучения их моделей для определения или уточнения характеристик оригинала.

Моделирование самолетов из бумаги представляет собой метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

Игрушечные «бумажные самолетики» на самом деле представляют собой материальные модели. С их помощью реализуется материальный (потрогать, понюхать, увидеть, услышать) подход к изучению объекта, явления или процесса.

Материальным (физическим, предметным, натурным) принято называть моделирование, при котором реальному объекту противопоставляется его увеличенная или уменьшенная копия, допускающая исследование (как правило, в лабораторных условиях) с помощью последующего перенесения свойств изучаемых процессов и явлений с модели на объект на основе теории подобия.

Модели воспроизводят геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение.

Примеры:

– в астрономии – планетарий, в архитектуре – макеты зданий;

– в самолетостроении – модели летательных аппаратов.

Основными этапами моделирования являются:

1. постановка задачи;

2. разработка модели, анализ и исследование задачи;

3. натурный эксперимент;

4. анализ результатов моделирования.

Подготовка к проведению конкурса

Принимая во внимание основные этапы моделирования, подготовка к проведению конкурса проводится в несколько этапов и занимает три-четыре недели.

Первый этап:

– теоретическое освоение предметной области, постановка задачи.

Цель первого этапа:

– ознакомление с принципами  работы по готовым схемам;

– знакомство с основными приемами работы,  со специальными обозначениями в схемах.

Перед выполнением первой модели самолета полезно провести с детьми обучающее занятие для их ознакомления с обозначениями в схемах, использующихся для выполнения оригами – искусства складывания фигурок из бумаги. В дальнейшем этот навык пригодится детям и для прочтения схем складывания бумажных самолетов.

Для более эффективной работы по подготовке к проведению конкурса можно и нужно проводить классные часы, посвященные близким темам.

Например, можно рассказать ученикам, что тот вид оригами, которым они занимаются, готовясь к конкурсу, называется аэрогами. Он представляет собой работу по складыванию бумажных самолетов без применения ножниц, клея и скрепок. Детям будет интересно узнать, что проводятся международные конкурсы аэрогами, и даже устанавливаются рекорды по дальности и длительности полетов.

На классных часах нужно рассказать ученикам о наших известных авиаконструкторах: Лавочкине, Яковлеве, Микояне, Туполеве, Ильюшине, а также о наших знаменитых летчиках-полярниках, летчиках-испытателях, военных летчиках. Дети должны знать людей, которые делали нашу страну сильнее и лучше!

Второй этап: практическое освоение предметной области

Целью данного этапа является практическое освоение детьми навыков изготовления бумажных моделей по предложенной схеме.

На этом этапе работы каждый ребенок должен разобрать и сложить несколько разных моделей бумажных самолетов.

На классных часах и во внеурочное время педагог обучает детей алгоритму работы при складывании различных моделей бумажных самолетов.

Самую первую модель самолета лучше выполнять в форме фронтальной работы со всем классом, подробно обсуждая схемы и необходимые действия для их выполнения.

Алгоритм работы по образцу может быть примерно таким:

– у каждого учащегося и у учителя имеется лист бумаги и схема модели;

– учитель, следуя схеме, рассказывает о том, какое действие следует произвести;

– выполняет это действие и показывает его результат детям;

– каждый ученик повторяет действие вслед за учителем или одновременно с ним.

В результате практического выполнения такой пошаговой инструкции у каждого ученика должна получиться модель самолета.

В дальнейшей работе помощь учителя постепенно должна стать минимальной.

Алгоритм дальнейшей работы по созданию моделей может быть таким:

– каждому ученику выдается распечатанная схема самолета;

– ученик старается самостоятельно сложить самолет по этой схеме;

– в случае неудачи учитель помогает исправить ошибку или помогает ученику разобраться в обозначениях на схеме (примеры схем смотри в Приложении 1);

– взаимопомощь учеников приветствуется.

При подготовке раздаточного материала для занятий со слабовидящими детьми (в данном случае речь идет о схемах выполнения моделей) следует учитывать следующие тифлопедагогические требования к предъявлению наглядного материала и работе с ним:

– схемы должны быть напечатаны на белой бумаге формата А4 во весь лист, крупно и четко;

– все линии, цифры, обозначения должны быть выполнены четкими контрастными линиями;

– в зависимости от индивидуальных особенностей зрения ребенка схема при необходимости должна быть увеличена дополнительно;

– необходимо учитывать, что время, необходимое слабовидящему ребенку для усвоения информации, представленной на схеме, напрямую зависит от диагноза и может сильно отличаться от времени, необходимого другому ребенку.

Работа по готовой схеме является непростой задачей для детей с нарушением зрения. Однако подобная работа позволяет им развивать нарушенное зрительное восприятие: распознавание плоских изображений развивает у них наглядно-образное и логическое мышление, заставляя мысленно преобразовать эти изображения в объемные фигуры, а затем составить алгоритм действий, необходимых для пошагового выполнения данных фигур из бумаги. Тщательное и аккуратное выполнение моделей из бумаги способствует развитию мелкой моторики рук.

В то же время преобразование плоских схем и изображений в объемную модель помогает работе по развитию у обучающихся пространственных представлений, необходимых им во многих видах учебной деятельности, в частности, при изучении в школе геометрии.

Третий этап: проведение эксперимента

Целью этого этапа является наблюдение и сбор данных о летных качествах моделей.

После того, как модель выполнена, проводятся ее «летные испытания». Во время этих испытаний все модели необходимо сравнить по следующим параметрам:

– дальность полета;

– время полета;

– устойчивость модели:

– самолет летит по прямой;

– самолет все время меняет направление – «рыскает».

Четвертый этап: анализ и исследование

После экспериментальных запусков проводится анализ конструктивных особенностей модели («разбор полетов»), от которых зависят ее летные качества.

Целью этого этапа работы является обучение детей выполнению сравнительного анализа летных качеств моделей разных конструкций. На основании экспериментальных наблюдений учащиеся должны сделать логический вывод, от каких факторов (в том числе от каких конструктивных особенностей) зависят характеристики модели.

Можно подсказать детям несколько дополнительных конструктивных решений, улучшающих летные качества модели, таким образом, на примере бумажных самолетов преподав им азы аэродинамики:

– с целью повышения устойчивости полета, можно сделать на хвосте стабилизатор;

– на концах крыльев можно выполнить узкую складку (т.н. «законцовку» крыла);

– можно познакомить учеников с понятиями «элероны», «закрылки» и на бумажных моделях показать их технические преимущества.

С помощью этого приема работы учитель стимулирует познавательный интерес учащихся, побуждает их не только к совершенствованию конструкций уже выполненных моделей, но и к созданию самолета собственной конструкции.

Выводы

В результате этой работы дети должны сделать несколько выводов:

– зависимость траектории полета модели от способа ее запуска – угла запуска самолета и усилия, приложенного при этом учеником;

– из двух самолетов, выполненных по одной и той же схеме, летные качества неизменно будут лучше у точно выполненной модели;

– от аккуратности исполнения работы (в том числе, бумажного самолета) зависят не только внешние, эстетические качества, но и рабочие характеристики любой материальной модели.

Практическая работа по выполнению бумажных моделей самолетов наглядно и эффективно демонстрирует детям с нарушением зрения взаимосвязь «качество исполнения – летные качества», что помогает учителю воспитывать у обучающихся стремление выполнять свою работу как можно аккуратнее.

В том случае, когда несколько учеников одновременно выполняли одну и ту же модель, следует сравнить полетные качества самолетов одной модели.

Обязательно нужно привести высказывание Туполева: «Некрасивый самолет не полетит!», подчеркнув закономерность того, что небрежно выполненная модель всегда пролетает меньшее расстояние, поскольку крылья у таких сделанных наспех моделей оказываются разной площади и (или) формы, и самолет в полете поворачивает все время в одну сторону (летит винтом).

Практическая работа по испытанию моделей самолетов убедительно доказывает, что необходимыми условиями решения поставленной задачи (в данном случае создание бумажной модели самолета) являются три фактора:

1. Выбор оптимального решения (конструкции самолета).

2. Добросовестная реализация этого решения (аккуратное выполнение выбранной модели).

3. Грамотная эксплуатация (оптимальный способ запуска).

Пятый этап: творческий

На заключительном этапе ученикам дается задание выбрать для работы свою модель самолета, сложить ее, украсить самолет, придумать ему имя. Следует обратить внимание детей на то, что тяжелые наклейки на крыльях и т.п. могут ухудшить его летные качества.

Ученикам предоставляется полная свобода выбора:

– они сами решают, насколько сложными будут выбранные или придуманные ими самими модели;

– из какой бумаги (белой, газетной, цветной) будет выполнена модель. Приветствуется изобретение собственной модели самолета и фантазия при его украшении!

На выполнение такого задания ученикам отводится не менее недели, лучше всего дать его на каникулы, заранее назначив дату проведения конкурса.

Классный руководитель заранее готовит дипломы для победителей конкурса.

Вместе с учениками можно подготовить сюрприз для членов жюри, например, памятные дипломы. Причем, если дипломы победителям конкурса подписываются членами жюри, то дипломы для членов жюри подписываются учениками! (Примеры дипломов смотри в Приложении 2.)

Проведение конкурса

Участники конкурса: все ученики класса.

Жюри: приглашаются три сотрудника школы.

Секретарь и ведущий: классный руководитель.

Необходимое оборудование:

– секундомер;

– рулетка (не менее 10 м);

– дипломы победителей и членов жюри;

– призы.

Конкурс проводится по трем основным номинациям:

– «Безупречное исполнение внешнего вида модели»;

– «Самый длительный перелет»;

– «Самый дальний перелет».

Кроме основных, разыгрываются еще несколько номинаций. Например, это могут быть следующие номинации:

– «За волю к победе»;

– «Оригинальность названия модели»;

– «Лучшая маневренность»;

– «Оригинальность модели»;

– «Приз зрительских симпатий»;

– «Эффектный полет».

Все модели самолетов демонстрируются рядом на одном столе – «выставочном стенде».

Сценарий конкурса

1. Ведущий произносит вступительное слово, знакомит с условиями проведения конкурса.

2. Члены жюри приглашаются к выставочному стенду для оценки внешнего вида моделей. При их оценке учитываются следующие параметры:

– аккуратность исполнения;

– оригинальность модели;

– возможные украшения самолета – например, роспись.

Каждая модель оценивается каждым членом жюри от одного до десяти баллов. Секретарь фиксирует все выставленные баллы.

1. Ведущий приглашает участников и членов жюри пройти на «испытательный стенд» (т.е. в коридор, где можно будет запускать самолеты).

2. Участники по очереди запускают свои модели по три раза. Жюри фиксирует время и дальность полета модели. Секретарь заносит результаты в таблицу.

3. Все возвращаются в класс. Счетная комиссия начинает работу.

4. Для каждой модели вычисляются средние значения длительности и дальности полета, а также средний балл за внешний вид самолета.

5. Члены жюри подписывают дипломы для участников конкурса. Призы в трех главных номинациях присуждаются по количеству максимальных баллов, полученных моделью самолета. Эти номинации:

– «Безупречное исполнение» за лучший внешний вид;

– «Самый длительный перелет»;

– «Самый дальний перелет».

Члены жюри выбирают победителей в остальных номинациях.

1. Ведущий вручает призерам дипломы и шоколадные медали.

2. Наступило время сюрприза: ведущий вручает почетные дипломы и памятные медали членам жюри.

Примечание 1: в то время как члены жюри подписывают дипломы и распределяют номинации, воспитатель поздравляет ребят с 23 февраля, вручает подарки. Звучат песни: из кинофильма «Небесный тихоход» «Первым делом самолеты», «Главное, ребята, сердцем не стареть», «До старта 14 минут».

Примечание 2: бланки результатов конкурса смотри в Приложении 3.

Выводы

В результате работы по подготовке проведения конкурса авиаконструкторов учащиеся:

– приобретают полезные навыки и знания, которые они могут применить в любой другой образовательной области;

– расширяют свои представления об окружающем мире;

– проявляют свои аналитические и творческие способности.

Практическое использование результатов конкурса в учебной работе

Проведение конкурса дает хороший дидактический материал, который можно использовать на уроках математики при изучении темы «Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число».

Этот материал представляет собой таблицы с результатами запусков каждой модели самолетов, участвовавших в конкурсе. Поскольку каждый самолет запускался три раза, в таблице для каждой модели содержится по три числа, означающих время полета, и по три числа, означающих дальность полета. Также в таблице содержатся средние значения этих величин (таблицу см. в Приложении 3).

На уроке можно предложить ученику задание на вычисление среднего значения дальности или времени полета модели  самолета его изготовления. После того, как ученик решит свою задачу, можно предложить ему сравнить свой результат со средним значением, записанным в таблице, и убедиться, что результаты совпали.

Данные, указанные в таблицах, можно использовать в качестве задания проверочной работы на уроках или для индивидуальных домашних заданий. Проверка работы много времени не займет ни у учителя, ни у учеников, ведь правильные ответы уже есть в таблицах.

Тот факт, что ученики обсчитывают данные именно своих самолетов, значительно повышает интерес к процессу обучения и его результатам.

Опыт проведения конкурса авиаконструкторов «Первым делом самолеты!»

Конкурс авиаконструкторов «Первым делом самолеты!» был проведен в 5 «А» классе школы ГКОУ СКОШИ № 2 25 февраля 2016 г.

Мы начали подготовку в конце января. На февральские каникулы детям было предложено создать свою модель самолета, придумать самолету имя.

На первом классном часе после каникул мы провели наш конкурс.

Все поставленные задачи нами были достигнуты. Всех членов жюри порадовал живой интерес учеников, как в процессе подготовки, так и во время проведения конкурса.

Ребятам очень нравилось складывать новые модели самолетов, с энтузиазмом они просили дать им еще какую-нибудь новую схему.

Детям всегда интересно узнать, что же получится в результате работы, как новый самолет летает, чем он отличается от других моделей. Этот интерес служит хорошим стимулом и мотивацией при выполнении школьных домашних заданий, так как схему нового самолета и бумагу я выдавала только после того, как ученик сделает все свои уроки.

Было приятно наблюдать за тем, как ребята помогали друг другу разобраться со сложной схемой. Каждый ученик в процессе подготовки сложил от 6 до 15 различных моделей самолетов.

А один из наших учеников разработал свою собственную конструкцию самолета!

Ребятам было приятно вернуться к результатам конкурса месяц спустя, когда на уроках математики мы приступили к изучению темы «Среднее арифметическое. Деление десятичных дробей на натуральное число».

В общем, мы весело, интересно и с пользой провели время.

Фотоотчет см. на сайте школы.

Приложения доступны для скачивания по ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.