Применение методик оценивания WorldSkills в учебном процессе

320
Макавеева Наталья Сергеевна,
преподаватель
ГБПОУ г. Москвы «Колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже»,

Присоединение нашей страны в 2012 году к движению WorldSkills показало необходимость пересмотра подхода к профессиональному образованию на государственном уровне. Привлекательность стандартов WorldSkills состоит не только в популяризации рабочих профессий посредством организации и проведения конкурсов по профессиональному мастерству, но в первую очередь в возможности на практике познакомится с мировыми профессиональными стандартами. В результате можно сказать, что реформа профессионального образования началась и перед нами стоят задачи приведения образовательных программ в соответствие с современными требованиями.

Уже в этом году все выпускные группы по специальностям «Дизайн (по отраслям)», «Графический дизайн» и «Дизайн в информационных технологиях» будут сдавать демонстрационный экзамен, задание которого сформировано на основе конкурсного задания WorldSkills по компетенции «Графический дизайн». Подготовка студентов к данному мероприятию поставила перед преподавателями множество вопросов. Демонстрационный экзамен для каждого из студентов будет проверкой их знаний и умений на актуальность, а для преподавателей станет поводом к пересмотру учебных программ и методики оценивания.

Следуя основополагающим принципам WorldSkills «Справедливость и актуальность» методика оценивания работ студентов дает, безусловно, справедливую оценку знаний и умений, показанных здесь и сейчас. Конкурсное задание по компетенции «Графический дизайн» состоит из 4 модулей. Модули не равноценны, каждый из них имеет свой вес в баллах. Единицей оценки является аспект. Набор аспектов сгруппирован по определенным критериям. Для компетенции «Графический дизайн» это:

Раздел Критерий Оценки
Субъективная Объективная Общая
A Творческий процесс 8 0 8
B Итоговый дизайн 28 0 28
C Технические параметры создания продукта 0 16 16
D Печать и макетирование 0 8 8
E Знание технических параметров при печати 0 16 16
F Параметры сохранения и форматы 0 20 20
G Soft skills 4 0 4
Итого: 40 60 100

Во-первых, сама оценка разделена на объективную и субъективную. Субъективная оценка – это профессиональное мнение о вашем дизайне по шкале от «10» – гениально, до «1» – «ну, ладно». На соревнованиях субъективную оценку дает группа экспертов, при этом крайние оценки отбрасываются, то есть исключается возможная пристрастность. Посчитают только средний результат, ни занизить, ни завысить оценку нельзя. Объективная оценка дается на основе тех технических параметров, которые прописаны в конкурсном задании. Оценивается их выполнение: сделал/не сделал, либо сделал все/сделал частично. Во-втором случае прописывается сколько стоит каждая часть аспекта и снимается часть баллов. Всего баллов 100, в графическом дизайне предусмотрено 4 модуля, максимальная оценка за один аспект оценки 2 балла.

Эта система оценивания дает четкое понимание, какие знания и навыки усвоены и закреплены обучающимися и показывает проблемные точки в образовательном процессе. При всех своих «плюсах» на сегодняшний день можно констатировать, что студенты без дополнительной подготовки выполнять такого рода задания не готовы. В этом году для студентов выпускных групп по специальностям «Дизайн (по отраслям)», «Дизайн в информационных технологиях» были организованы тренинги в соответствии с содержанием конкурсного задания по компетенции «Графический дизайн». Тренинги проводились по 4 модулям: «Фирменный стиль и продукты брендбука», «Информационный дизайн», «Многостраничный дизайн», «Упаковка». В программу тренингов входило подробный разбор технического задания, его выполнение, проверка и рассмотрение ошибок как технических, так и в дизайне. Безусловно в процессе обучения студенты выполняли проекты по ТЗ, но его содержание имело существенные отличия.

Первоочередная задача для преподавательского состава – это пересмотр содержания образовательных программ, их актуализация и изменение системы оценивания. Основой таких изменений должно стать введение «Технического задания» особенно для дисциплин, входящих в профессиональные модули. «Технического задание» должно стать основой проектной деятельности, например, при выполнении дизайн-проектов фирменного стиля или газеты, а также для более частных практических заданий, которые формируют актуальные навыки для данного проекта. При составлении ТЗ в определении критериев оценки следует ориентироваться на конкурсное задание по компетенции, чтобы сформировать у обучающихся устойчивые навыки последовательного выполнения задания и дать возможность выстраивать собственную тактику в распределении времени на него.

В учебном процессе также можно использовать составление технических заданий в формате WorldSkills для проведения рубежного контроля и квалификационных экзаменов. Для рубежного контроля возможно следует ограничить систему оценивания только объективной оценкой, это позволит беспристрастно поставить оценку и проследить качество освоения учебного материала. При оценивании квалификационных заданий должна проводится оценка и по субъективным критериям, и по объективным. Протокол проведения квалификационного экзамена включает в себя комиссию из преподавателей и представителя работодателей, что дает возможность провести полноценную процедуру оценивания по стандартам WorldSkills.

В этом году в рамках подготовки к демонстрационному экзамену в выпускных группах был проведен квалификационный экзамен по ПМ01 «Разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов промышленной продукции», предметно-пространственных комплексов и ПМ 02 «Техническое выполнение художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов в материале».

Рисунок 1. Макетирование фирменного стиля

При его разработке стояла достаточно сложная задача соотнесения содержания образовательного процесса и стандартов WorldSkills. В экзаменационное задание по ПМ01 вошли модули «Фирменный стиль и продукты брендбука» и «Упаковка»; по ПМ02 – «Информационный дизайн» и «Многостраничный дизайн». В учебном процессе проведение квалификационного экзамена стоит в последний день практики по данному профессиональному модулю, поэтому задание было рассчитано на 4 часа в две смены. Преподавателями было разработано экзаменационное задание на основе опубликованного на сайте WorldSkills задания по компетенции «Графический дизайн» и утверждено на заседании ПЦК. Чтобы студенты понимали свой реальный уровень подготовки общая сумма баллов также была разделена пополам и оценивание проходило из расчета максимальных 50 баллов за ПМ.

Для студентов такая форма проведения квалификационного экзамена стала дополнительной тренировкой перед демонстрационным экзаменом. А для преподавателей поводом задуматься о процедуре подсчета баллов.

В условиях внедрения подобной системы оценивания в образовательный процесс, сразу видны проблемы временных затрат на проверку объективных критериев и сложность оценивания субъективных критериев. Наиболее актуальным решением проблемы субъективного оценивания при сдаче дизайн-проекта может стать форма семинара с коллективным обсуждением аспектов оценивания творческого процесса и итогового дизайна или проведения урока игры с организацией жюри и голосования за каждый проект. Проверка объективных критериев при проведении контрольных работ должна лечь полностью на плечи преподавателя, в остальных случаях проведение рефлексии на примере проверки выполненного дизайн-проекта можно делегировать студенту.

Сегодня в России система оценивания строится на пятибалльной системе, а фактически можно сказать, что система трехбалльная, ведь оценка «единица» не выставляется, а «неудовлетворительно» не является положительной. Оценка заданий по стандартам WorldSkills исходя из 100 баллов, где расписан каждый аспект задания и полнота его выполнения, что позволяет оценивать более точно и индивидуально. При внедрении системы оценки по стандартам WorldSkills нужно ее адаптировать и соотнести верхние и нижние границы количества баллов с существующей на сегодняшний день системой. Не претендуя на истину, для оценки квалификационного экзамена была взята нижняя оценка для «удовлетворительно» – 20 баллов, «хорошо» – 30 баллов, «отлично» – 40 баллов.

Возможно в дальнейшей работе при апробации системы оценивания по стандартам WorldSkills данное распределение баллов будет пересмотрено.

Подводя итоги проведенной работы по подготовке студентов к демонстрационному экзамену можно констатировать положительный результат: в отведенное для экзамена время с заданием справилось 95 % студентов, на оценку «удовлетворительно» сдали 13 %; «хорошо» – 60 %; «отлично» – 27 %. Максимальный балл – 84, минимальный балл – 52.

Адаптация образовательных программ профессионального обучения в соответствие с мировыми стандартами процесс длительный, но его следует начинать сейчас, актуализируя учебный материал и пересматривая свое отношение к системе оценивания, к подготовке учебных материалов и к осуществлению коммуникации преподаватель – студент.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.