Дронова Н.А. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы

156
Дронова Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы «Романовская школа»,

 

Информационные технологии – совокупность методов и способов получения, обработки, представления информации, направленных на изменение ее состояния, свойств, формы, содержания, осуществляемых в интересах пользователей. Информационные технологии охватывают все области создания, передачи, хранения и восприятия информации, не ограничиваясь только компьютерными технологиями. При этом они часто ассоциируются именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление компьютеров вывело информационные технологии на новый уровень, как когда-то телевидение, а еще ранее – печатное дело.

Информационные технологии призваны, основываясь на современных достижениях в области компьютерной техники и иных высоких технологий, новейших средствах коммуникации, программного обеспечения и практического опыта, решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизни и современного общества. Поэтому эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе.

На своих уроках русского языка и литературы я применяю информационные технологии (с помощью мультимедийного проектора демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point) во вступительном слове, что дает учащимся погрузиться в тему. Прочитав эпиграф к уроку, они понимают, что хотел донести до них создатель произведения, выявляют проблему, начинают проникать в суть урока. На этапах предъявления учебной информации и усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером (с помощью демонстрационно-энциклопедической программы, программы создания презентаций, интерактивной доски) происходит визуализация знаний. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов. Они демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике, что является качественно новым уровнем применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения. Пользуюсь и электронным учебником, достоинство которого в том, что большой объем информации собран на одном диске, наглядно представлен и озвучен теоретический материал, предлагаются интерактивные диктанты, позволяющие получить моментальный результат и выявить темы, недостаточно усвоенные учеником. На этапе закрепления изученного материала незаменимы и такие информационные технологии, как программы-тренажеры. С их помощью учащиеся отрабатывают теоретические знания, учатся применять их на практике. Дети способны выявить пробелы в грамотности и устранить их. При повторении и закреплении усвоенных знаний (навыков, умений) помощь оказывают обучающие тесты из коллекции образовательных ресурсов. Работая с коллекцией, ученики встречаются с множеством их модификаций. Многие задания иллюстрированы рисунками, которые помогают решить поставленную перед учеником задачу. Их включение обосновано психологическими особенностями детей определенной возрастной категории, а также игровой, занимательной формой многих заданий. Такие виды работ повышают мотивацию учащихся к изучению правил, развивают внимание, скорость, умение работать в команде. Работая на компьютере с тестами, выполняя задания на интерактивной доске, дети проявляют неподдельный интерес, а элемент новизны усиливает внешнюю и внутреннюю мотивацию к обучению у школьников.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы способствует эффективному усвоению учебному материала. Увеличивается объем материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются метапредметные связи. Но, пожалуй, самое главное, на мой взгляд, преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения за счет новизны и сочетания более разнообразных и наглядных методов обучения в совокупности с традиционными, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся, совершенствование практических умений и навыков. Учащиеся самостоятельно разрабатывают тесты для своих одноклассников, оценивают их работу. Как правило, в 8–9 и 10–11 классах домашнее задание я создаю на сайте Дмитрия Гущина «Решу ОГЭ» или «Решу ЕГЭ». Это повышает интерес к урокам русского языка и литературы, активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Очень важен и кабинет русского языка и литературы, оснащенный компьютерной техникой. Его технические возможности – это наличие интерактивной доски, коллекции дисков, обучающих программ, выход в Интернет в режиме on-line.

С большим удовольствием использую платформу электронных образовательных материалов «Московская электронная школа», так как это новый инструмент для образовательного процесса, который существенно облегчает работу учителя, повышает качество знаний учеников и включает родителя в учебную жизнь ребенка. Я не только сама конструирую и выкладываю сценарии своих уроков, но и активно пользуюсь  разработками коллег. Безусловными плюсами «Московской электронной школы» являются значительная экономия времени при подготовке к уроку, возможность проследить за качественным последовательным освоением каждого элемента содержания, подкрепление сценария системой тестовых заданий, которые могут использоваться ребятами при самостоятельной подготовке.

Важнейшим направлением использования информационных технологий в учебном и воспитательном процессе считаю проектную деятельность обучающихся. Работы ребят, выполненные в виде презентаций, докладов с помощью компьютерных программ, позволяют формировать и развивать навыки самообразования школьников, соответствуют методике научного познания, обеспечивают усвоение знаний не на репродуктивном, а на творческом уровне.

Поскольку умение работать с информацией становится одним из приоритетных для современного человека, то система образования призвана формировать у ученика способность к критическому мышлению (для критического мышления характерны знания, осмысление, применение, анализ, синтез, оценка). Образованность, гибкость мышления, умение ориентироваться в огромном потоке информации становятся значимыми ценностями для человека на протяжении всей его жизни. Эти же ценности значимы и для общества, так как стремительное развитие технологий во всех областях науки, культуры, производства предполагает использование творческого потенциала образованных людей не только в сфере управления, но и для обслуживания технологий.

Современному педагогу необходимо уметь работать с новыми средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.