Лапина О.А., Кирчева О.Г. Образ русской природы в художественных текстах и в живописи

111
 Лапина Оксана Адольфовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы «Школа № 374»,
 
Кирчева Ольга Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы «Школа № 374»,

 

Важнейшим средством формирования у обучающихся культуроведческой компетенции является работа с текстом. В процессе такой работы ученик должен ощутить гармонию смысла, содержания и графического облика текста, именно при таком условии усиливается эстетическое воздействие текста как явления культуры. Художественный текст является сокровищницей знаний о культуре и истории народа, отражением этой культуры и истории и одновременно результатом духовной деятельности человека. В ходе лингвистической работы учащиеся не только наблюдают, как «живет» и «работает» слово в художественном тексте, но и учатся искусству внимательного, вдумчивого чтения, которое становится как бы «сотворчеством с автором».

На примере данного дидактического материала мы показываем пути формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка: взаимосвязь русского языка и литературы, работа с репродукциями картин известных русских художников, работа с художественными текстами, работа с внеязыковым материалом (фотография, рисунок).

Цель – познакомить с деревьями, повлиявшими на формирование русского национального самосознания, с растительной символикой в русских художественных произведениях,со взаимоотношениями человека и природы, учить анализировать художественный текст, воспитывать уважение к культуре своего народа формированием культуроведческой компетенции на уроках русского языка.

Текст с национально-культурным компонентом, содержащим сведения о русской культуре, о быте, традициях

«О деревьях русской земли»

1

Береза – у славян это одно из самых почитаемых деревьев. Она считается солнечным, чистым деревом, которое приносит счастье, свет и радость в любой дом. Ее красота завораживает любого человека.

В русских заговорах использовался образ березы, перевернутой корнями вверх. На бересте писали прошения к лешим, приколачивая их к деревьям. Из бересты изготавливали предметы домашнего обихода (кузовки, лукошки).

На Руси в православный праздник Святой Троицы было принято окружать березу всеобщим вниманием. Девушки украшали березку лентами, цветами, водили вокруг нее хороводы, пели песни, плели венки.

1. Выпишите из 1-го абзаца все местоимения и укажите разряд каждого.

2. Найдите во 2-м абзаце слово, образованное бессуффиксным способом.

3. Найдите в 1-м предложении последнего абзаца грамматическую основу и укажите вид сказуемого.

Художественный текст русской литературы

Культуроведческий подход предполагает осуществление связи с курсом литературы: на уроках русского языка необходимо рассматривать особенности употребления слова в произведениях русских писателей.

2

Никто из русских поэтов не посвящал столько стихов этой белоствольной красавице, сколько Сергей Есенин:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

1. Какие образные средства встречаются в этом стихотворении?

2. Определите, сколько мягких и твердых со­гласных в слове холщовый?

И. Левитан «Березовая роща»

Художественный текст русской литературы

3

Какое русское, милое дерево береза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравне­ний. Наблюдая в лесу, я понял, что береза – это воистину крестьянское дерево; вней есть все: и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и половик, и холщовая рубаха, и курочка Ряба, и даже молоко, которое пьют на всей земле.

Всматриваясь в березовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие лю­бую работу…

А молодые березки, тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба, напоминая девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз, и вспоминается много-много русских имен, таких же светлых и чистых…

Смотришь на березу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юности, детство – и в душе любовно обни­маешь это дерево как самое близкое и дорогое. (Н. Жуков)

1. Определите, к какому стилю относится текст – научному, публицистическому, художественному или разговорному? Аргументируйте свое мнение.

2. Назовите основные стилистические и синтаксические выразительные средства в тексте.

3. Найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью

Работа с репродукцией картины

4

Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и наклонился, чтоб ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединен­ных голубой эмалью неба. «Если бы хоть деся­тую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», – подумал я. (И. Грабарь)

И. Грабарь «Февральская лазурь»

1. Отметьте в тексте предложения с обособлен­ными определениями и обособленными об­стоятельствами.

2. Выделите морфемы в словах: открывшегося, перекликание.

Текст, знакомящий обучающихся с традициями русского народа

Деревом-оберегом считается в народе вéрба. Она нейтрализует грозу в доме. Верба первая покрывается почками, первая возвещает приход весны. Православные христиане называют последнее воскресенье, предшествующее Пасхе, Вéрбным Воскресеньем в память о входе Иисуса Христа в Иерусалим.

5

Он обнимает вербу, тычется головой в нее. И я нюхаю вербу: горьковато-душисто пахнет, лесной горечью живою, дремуче-дремучим ду­хом, пушинками по лицу щекочет, так приятно. Какие пушинки нежные, в золотой пыльце… – никто не может так сотворить, Бог только. Гляжу – а у Горкина слезы на глазах. И я заплакал, от радости… будто живая верба! И уж сумерки на дворе, звездочки стали выходить, а у лужи сов­сем светло, будто это от вербы – свет. (И.Шмелев. Лето Господне)

Задание: Произведите синтаксический разбор последнего предложения. Подчеркните в нем члены предложения и обозначьте все части речи.

О цветах русской земли

В своих цветочных пристрастиях народ отражает черты национального характера. Любимые русскими полевые цветы вбирают в себя огромный мир.

Поле – излюбленный образ русских песен. Особенно прекрасно русское поле весной и летом, когда расцветают цветы. Красота полевых цветов – источник вдохновения русских поэтов.

Работа с художественным текстом русской литературы

Задание. Назовите средства языковой выразительности в стихотворениях.

1

Есть в полях моей родины скромные

Сестры и братья заморских цветов:

Их возрастила весна благовонная

В зелени майской лесов и лугов.

Увидят они не теплицы зеркальные,

А небосклона простор голубой,

Видят они не огни, а таинственный

Вечных созвездий узор золотой

Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они

И говорят про давно позабытые

Светлые дни.

(И. Бунин «Полевые цветы»)

2

Цветики убогие северной весны,

Веете вы кротостью мирной тишины.

Ландыш клонит жемчуг

Крупных белых слез,

Синий колокольчик спит в тени берез.

Белая фиалка высится стройна,

Белая ромашка в зелени видна.

Здесь иван-да-марья, одуванчик там,

Желтенькие звезды всюду по полям.

(В. Брюсов «Цветики убогие северной весны»)

3

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?..

Б. Щербаков. Колокольчики мои

(А.К. Толстой. Колокольчики мои)

II. Анализ текста, знакомящего обучающихся с традициями русского народа

Троицын день

(1) На мокром столе в передней навалены всякие цветы и темные листья ландышей. (2) Все спешат набирать букетцы, говорят мне – тебе останется… (3) Все нарядные, в легких и светлых платьях. (4) На мне тоже белое все, пикейное, и все мне кричат: не обзеленись! (5) Я гуляю по комнатам. (6) Везде у икон березки. (7) И по углам березки, в передней даже, словно не в доме, а в роще. (8) И пахнет зеленой рощей…

(9) …Мы идем все с цветами. (10) У меня ландышки, а в середке большой пион. (11) Ограда у Казанской зеленая, в березках. (12) Ступеньки завалены травой так густо, что путаются ноги. (13) Пахнет зеленым лугом, размятой сырой травой. (14) В дверях ничего не видно от березок, все задевают головами, раздвигают. (15) Входим, как будто в рощу. (16) В церкви зеленоватый сумрак и тишина, шагов не слышно, засыпано все травой. (17) И запах совсем особенный, какой-то густой, зеленый, даже немножко душно.

Б. Кустодиев. Троицын день

(18) Теплятся в зелени лампадки. (19) Лики икон, в березках, кажутся мне живыми – глядят из рощи. <…> (20) Березки и в алтаре – свешивают листочки на престол. (21) На амвоне насыпано так густо, что диакон путается в траве, проходит в алтарь царскими вратами, задевает плечами березки, и они шелестят над ним. (22) Это что-то… совсем не в церкви! (23) Другое совсем, веселое…(И. Шмелев «Лето Господне»)

Задание 1. Расскажите, с каким русским православ­ным праздником связано украшение жилищ и церквей молодыми березками? Что вы знаете об этом празднике?

Задание 2. В тексте используется церковная лексика. Назовите незнакомые или непонятные вам слова. Обратитесь к словарю.

Задание 3. Объясните все встретившиеся случаи слитного и раздельного написания не.

Задание 4. Какие слова являются доминирующими в тексте?

Задание 5. Сделайте словообразовательный анализ слова обзеленись.

Задание 6. Найдите в тексте односоставные предложения. Подчеркните их.

Задание 7. Сколько грамматических основ в предложении 21?

Задание 8. Передайте содержание этого текста одним предложением.

Темы творческих работ

1. Темы сочинений:

«Мое любимое дерево» (Описать свои чувства, отношение к дереву.)

«Гуляя по русскому полю…» (Описать любимый вами полевой цветок.)

2. Творческая работа «Моя встреча с ландышем» (Описать встречу с этим цветком.)

3. Какие цветы вы разводите в своем саду? Расскажите какую-нибудь историю, связанную с этим. Напишите о своем любимом цветке русского сада.

4. Нарисуйте сирень, растущую в вашем дворе, саду.

5. Какие легенды и предания связаны с дубом в нашей культуре?

6. Работа над проектом «Цветочные пристрастия жителей разных стран» (цель – познание культуры других народов).

Паспорт проекта

Название проекта

«Цветочные пристрастия жителей разных стран»

Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект Русский язык, литература
Тип проекта Информационный, групповой, межпредметный
Цель проекта привлечь внимание обучающихся к традициям других народов

Задачи проекта

  • познакомиться с любимыми цветами народов мира;
  • показать  их своеобразие к цветочным пристрастиям;
  • учиться анализировать поэтические и прозаические тексты, произведения живописи;
  • подготовить иллюстративный материал (фотографии, рисунки и др.);
  • отобрать тексты для презентации (сочинения, стихи);
Возраст участников проекта 12–14 лет
Руководитель проекта Учитель русского языка и литературы
Аннотация проекта Идея выпуска Презентации родилась в результате бесед на уроках русского языка чтения текстов о русской природе. Проект представляет возможности узнать, какие цветы особо значимы для жителей других стран, представителей других культур.
Предполагаемый продукт проекта Презентация
Необходимое оборудование и ресурсы Компьютер, цифровой фотоаппарат, принтер, бумага для печати, бумага для рисования и прочее.

Справочный материал

Англия: В Англии роза стала символом войны. В 1455 году два знатных рода не могли договориться о том, кто из них займет королевский трон. Началась Тридцатилетняя война, которая получила название Войны Алой и Белой розы, потому что на гербе одних претендентов на престол была красная роза, а других – белая.

Франция: А во Франции очень любят ландыши. 1 мая в этой стране – праздник ландышей, в этот день города и деревни утопают в цветах. Ландыши принято дарить близким и друзьям.

Япония: Особой любовью в Японии пользуются цветы японской вишни – сакуры. Это национальный символ Страны восходящего солнца. Кроме цветов сакуры в Японии почитается бамбук. Он символизирует выносливость  и гибкость японца, который противостоит невзгодам и приспосабливается к самым неожиданным трудностям.

Голландия: В 17 веке в одном голландском городе разведение тюльпанов стало общим увлечением. Есть записи о более 500 разных сортах, которые там разводились и продавались За самые редкие сорта платили фантастически высокие цены, а за единственную редкую луковицу предлагали не только деньги, но и коней, кареты, дома и даже корабли.

Увлекательные задания «Угадай» – в Приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Воробьев В.В., Саяхова Л.Г. Русский язык в диалоге культур. М.: Ладомир, 2006.
2. Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1980.
3. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Языки русской культуры, 1997.
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.