Набор геометрических фигур на стержнях

156
Немец Ирина Васильевна,
воспитатель (Корпус № 12)
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1576»
Терешина Татьяна Владимировна,
старший воспитатель (Корпус № 12)
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1576»,

В каждом детском саду можно встретить простые мобильные наборы геометрических фигур на стержнях. Обычно педагоги используют их для совершения простых манипуляций, предлагая детям надеть геометрические фигуры на стержни. Но с помощью данного набора можно решить и другие задачи, связанные с развитием внимания, логического мышления, пространственного воображения у дошкольников. Детали набора могут «превратиться» в опорные схемы для рассказывания, например, сказки, а могут стать предметами-заместителями в детской игре.

Вашему вниманию предлагаем варианты использования набора геометрических фигур на стержнях с детьми от 4 до 7 лет в разных видах деятельности дошкольников.

Игра «На что похоже» известна всем. Младшим дошкольникам предлагается подобрать предметы, напоминающие ту или иную геометрическую фигуру. В данной игре можно воспользоваться набором картинок, а можно обратить внимание ребенка на окружающие его предметы. Большое преимущество этой игры в том, что играть в нее можно, например, по дороге в детский сад или на прогулке.

 

Фотография 1

В развитии художественно-творческих способностей, воображения поможет игровая ситуация «Ателье». Сюжетно-ролевая игра послужит мотивом, отправной точкой для выполнения творческого задания «Придумай узор и укрась платье». Предварительно рекомендуем рассмотреть с детьми разные варианты узоров, используя, в том числе, и орнаменты народных росписей (дымковской, филимоновской, городецкой). Обратив внимание дошколят на детали одежды, можно предложить маленьким портным завершить пошив изделия. Ребята с удовольствием выкладывают из геометрических фигур необычной формы воротники, манжеты, карманы.

 

Фотография 2

Для старших дошкольников можно предложить в ателье более серьезную работу, если превратить геометрические фигуры, например, в пуговицы. Пришивание пуговиц само по себе является подготовкой к решению конкретной жизненной задачи и, безусловно, способствует становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей. Усложнить задачу можно, дав ребятам различные образцы шнуровки.

Фотография 3

Нам показалось интересным использовать эту игровую ситуацию для формирования представления о составе чисел. И мы предложили нашим воспитанникам обратиться в ателье с просьбой пришить оторванные пуговицы.

 

Фотография 4

Интересный факт, необычное событие, неожиданное открытие побуждают дошкольников к действию, определяют «программу» игровых действий детей. Поэтому, чтобы вовлечь ребят в процесс самостоятельного поиска и решения задачи, мы предлагаем совершить полет над городом и провести аэрофотосъемку. После игры необходимо построить городские  здания по полученным фотографиям-схемам, используя набор геометрических фигур. Важный этап конструктивно-модельной деятельности – сравнение построенного объемного объекта с заданной плоскостной схемой.

 

Фотография 5

Сюжетно-ролевая игра «В городе» – это богатая площадка для включения разнообразных дидактических игр. Так, одни дошкольники могут открыть архитектурно-проектное бюро и сами создать схемы-проекты зданий, другие – воплотить их замысел, используя набор геометрических фигур.

Мы предложили старшим дошкольникам дидактическую игру «Геометрическая мозаика». В различных объектах необходимо было дополнить недостающие детали в форме ромба и трапеции, используя геометрические фигуры. Проблемная ситуация состояла в том, что ромба и трапеции нет в геометрическом наборе. Ребята нашли выход, составив их из треугольников и квадратов. Задача была успешно решена.

Фотография 6

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту на этапе завершения дошкольного образования ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. С этой целью, продолжая игровую ситуацию «Город», можно предложить старшим дошкольникам использовать геометрические фигуры в качестве шаблона для оформления стены дома граффити. Ребенок придумывает, во что можно превратить ту или иную геометрическую фигуру, дорисовывает, стремится завершить образ. В результате у каждого получается своя необычная стена, а город приобретает неповторимый облик.

 

Фотография 7

Продолжить творить и фантазировать можно также и в режиссерской игре. Создать настольный театр всегда можно с помощью «подручных» материалов: деревянных ложек, бумажных силуэтов и т.д. А декорации к спектаклю  поможет изготовить наш набор геометрических фигур. Квадрат и треугольник – это дом, прямоугольник и треугольник – яблоня, а перевернутая вниз стержнями подставка становится избушкой на курьих ножках. Остается лишь пригласить зрителей в зрительный зал.

Фотография 8

Если дополнить набор геометрических фигур карточками, то получится прекрасная игра на внимание, развитие произвольности и скорость реакции «Будь внимателен». Игрокам необходимо одновременно перевернуть карточки, лежащие «рубашкой» вниз. А затем сравнить геометрические фигуры и количество отверстий в них. При совпадении геометрической формы и количества отверстий на карточках игрокам необходимо быстро схватить такую же деревянную геометрическую фигуру на столе. Побеждает самый внимательный и быстрый. Играть в эту игру можно как дома, так и в дороге. Количество участников также может варьироваться от двух и более. При увеличении количества участников добавляется дополнительный комплект карточек.

Фотография 9

Комплект набора может использоваться и в организации подвижных игр. Ребята с удовольствием участвуют в спортивной эстафете, выкладывая узор по заданному образцу. Каждому участнику команды необходимы не только быстрота и скорость, но и внимательность. Еще одним вариантом подвижной игры может стать эстафета «Не задень фигуру». Благодаря отверстиям в геометрических фигурах набора, их можно подвешивать на шнурке к различным видам спортивного оборудования, например, к напольным дугам. Задача участников – проползти под дугой, не задев подвешенную геометрическую фигуру.

 Фотография 10

Взаимодействие с родителями – одна из важнейших составляющих образовательного процесса. Мы предложили родителям вариант для индивидуальной работы с детьми: совершить простые манипуляции, надевая геометрические фигуры на стержни, но с завязанными глазами. Подобное упражнение направлено на развитие мелкой моторики, следовательно, и речи.

Фотография 11

Используя QR-код и мобильное приложение, вы сможете увидеть в фильме интересные варианты использования геометрических фигур на стержнях.

Фотография 12

Также можно просмотреть фильм по ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.