Развитие социокультурной компетенции на уроке английского языка в начальной школе (на примере сценария урока по теме: «Дом Шекспира»)

163
 Ходакова Анна Константиновна,
учитель английского языка
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1387»,

Урок по теме «Дом Шекспира» проводился во втором классе во время проведения декады иностранных языков с целью развития межкультурного компонента в обучении иностранному языку. Мы знакомились с общей информацией биографии У. Шекспира интегрировано с работой по УМК «Family and Friends 1» (юнитом «Мой дом»). Данная направленность повышает интерес и мотивацию к изучению английского языка на начальном этапе обучения.

Работая в школе, я обратила внимание на то, что во многих учебниках культурологическая и страноведческая направленности начинают вводить со среднего звена обучения, в начальной же школе это аспект не рассматривается подробно. Маленькие ученики не знают практически ничего о культуре страны изучаемого языка. Однако, если ребенок владеет определенным набором информации о чужой иноязычной стране, язык становиться для него «живым», возрастает интерес не только к страноведческому аспекту, но и к изучению иностранного языка в целом. Следует отметить, что важно подбирать материал адекватный по сложности и адаптированный для восприятия учащихся младшего возраста.

Я решила начать их путь в культуру Великобритании со знакомства с биографией великого писателя и драматурга Уильяма Шекспира. Учитывая возрастные особенности учащихся вторых классов, я отобрала адекватную по сложности общую информацию о нем, с целью рассказать детям, кем был этот человек, какая у него была семья, где он жил и работал. Кроме знакомства с биографией писателя, моей второстепенной задачей выступило желание «вплести» данную информацию в канву нашего учебника «FamilyandFriends 1» (тема «Мой дом») на всех этапах нашего урока. Для фонетической разминки я выбрала буквосочетание shиз имени Шекспира, дополнив отработку правила фонетическим упражнением из учебника. Рассказывая о семье писателя, мы повторили лексику темы «Моя семья». Знакомясь с домом, где жил драматург, мы описали наш современный дом. После  знакомства учеников с Театром «Глобус», в котором работал Шекспир, мы разыграли сценку по диалогу из темы учебника.

Дети были крайне вовлечены в процесс, как познания биографии Шекспира, так и материала нашего учебника. Данная практика повысила интерес к урокам английского языка. Считаю целесообразным проводить подобные уроки регулярно или даже сериями.

По типу урок был речевой.

Цели урока:

– Образовательная – формирование лексических и грамматических навыков.

– Воспитательная – воспитывать интерес к изучению иностранного языка, познакомить с культурой страны изучаемого языка.

– Развивающая – развивает мыслительные операции анализа и сравнения, развивать память, речевые навыки.

Задачи урока:

– изучение активной лексики урока по теме «Мой дом», повтор прошлой лексики по темам «Члены семьи», «Игрушки», «Дни недели»;

– развитие навыка аудирования и чтения по теме, отработка правила чтения буквосочетания sh;

– формирование грамматических навыков при изучении конструкций  Where’s/where’re;

– развитие фонетических навыков и транскрипции.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, диск, карточки-картинки по темам, карточки-слова по темам, карточки транскрипционных знаков, постер, кукольный театр, ручки, карандаши, проектор, компьютер с колонками, белая магнитная доска, жетончики.

Урок содержал в себе несколько этапов: организационный момент, введение в тему, презентация темы, целей и задач урока, разминка (фонетическая, отработка навыков чтения), основной этап (обработка лексических единиц в устной и письменной речи, развитие навыков аудирования и говорения), предварительное подведение итогов, отработка грамматических навыков, запись домашнего задания и завершающий этап.

Ход урока

Орг. момент: Good morning children. How are you today? I’m glad to see you. Sit down and let us start.

What day is it today?

What date is it today?

What is the weather like today?

Чтобы начался сегодняшний урок, нам надо назвать пароль.

Tell me the letters

S H A K E S P E A R E

Когда ученики называют буквы по карточкам, я помещаю их на доску

Введение в тему: Ребята, сейчас у нас в школе проходит декада иностранных языков, поэтому мы должны не только просто учить англ.яз., а еще знакомиться с культурой этой страны.

Одним из величайших писателей Великобритании является Уильям Шекспир. И в этом году мы отмечаем юбилей со дня его рождения 450 лет. Он родился в Стратфорд-на-Эйвоне, английский поэт и драматург. Он написал 38 пьес, 154 сонетов, 4 поэмы. Пьесы Шекспира переведены на все основные языки и ставятся чаще, чем произведения других драматургов.

Вы знаете какие-нибудь его произведения? Romeo & Juliette, Othello, Hamlet.

На доску выведено изображение У. Шекспира (см. Фотографию 1).

Фотография 1. У. Шекспир

Презентация темы, целей и задач урока: Today we will read, listen, speak, write, learn the words and question «where». (Карточки помещаю на доску.)

Разминка: We’ll begin with the reading rules.

Ребята, посмотрите на Имя Shakespeare, какую орфограмму вы тут видите из тех, что мы проходили? SH

…, tell us this rule.

Yes, So, we’ll train this rule today

Open your Class books at p. 57 ex.2, L84 – let’s listen and chant

…, come and circle sh here.

На доску выведена страница учебника (см. Фотографию 2).

Фотография 2. Упражнение на отработку чтения буквосочетания Sh

Now, let’s name the words: Shirley, shoes, t-shirt, she, sheep, fish – читаем индивидуально.

That’s right, take a token. (Даю жетончик.) Wash the blackboard, please.

Основной этап

Продолжение введения в тему: Ребята, Шекспир был не только великим писателем, но и обычным человеком. Не had got a bid family: Mum, Dad, Wife – жена, two daughters and a son. Thisishishouse.

На доску выведено фото дома Шекспира (cм. Фотографию 3).

Фотография 3. Дом У. Шекспира

Как сказать: «дом Шекспира» – Shakespeare’s house(дописываю на доске ‘s).

Он родился и жил в красивом доме. Теперь это Дом-музей Уильяма Шекспира – один из самых известных и посещаемых литературных памятников Великобритании.

Предполагается, что черно-белый, наполовину деревянный фасад дома является таким, каким был при Шекспире. Главная выставка рассказывает об истории жизни Уильяма Шекспира.

What rooms it might havе? Какие комнаты там, должно быть, есть?

Дети называют индивидуально, я ставлю карточки на доску справа от фото.

Boys and girls, it’s an old house. Но мы живем в XXI веке, let’s talk about modern (современном) house.

This is a modern house. (это современный дом).

На доску выводится стр. 59 учебника, упражнение 1 (см. Фотографию 4).

Фотография 4. Упражнения на аудирование по теме

Let’s name the rooms. Now let’s write the rooms. Прошу подписать комнаты. На доску выведена та же картинка. Вначале даю им время подписать самостоятельно.

Now let’s check. Change your СB and check the work of your partner.

(Ученики по одному идут к доске и пишут названия комнат.)

What is it, …? It’s a bedroom. …, put the card on it. (Так подписываем все комнаты и спрашиваю про этажи!)

Let’s find the rooms.

Where’s kitchen upstairs or downstairs? It’s downstairs

Where’re bedrooms? They’re upstairs?

Ребята, а почему я говорила по-разному: Where’s & Where’re?

Потому что это мн. и ед. число.

Разминка. Песня «It’sahappyhouse» (с движениями).

На доске все еще СВ р59 с карточками комнат.

And now let’s do Ex.1 p.59. Open your Class books, p. 59.

…, read the task, please. Translate. Welldone.

1 раз – Дети слушают и нумеруют комнаты.

2раз – Let’s check. …, come here and write the answers.That’s right. Take a token.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте соседа. Поменяйтесь обратно и посмотрите свои ошибки, putamark у кого нет ошибок – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3.)

(Пока они смотрят – включаю фото театра «Глобус» (см. Фотографию 5).)

Фотография 5. Театр «Глобус»

Shakespeare писал пьесы для театра. В 1599 году партнерство членов группы построило на южном берегу Темзы новый театр, названный «Глобус» – Globe. He had a big theatre and we have little theatre.

You are my little actors today.

Do you remember (помните) our story?

Open your CВр. 54, let’s revise it bylistening and reading.

Let’s listen. Now …, read, please.

(Читаем историю.)

Let’s play it. … & … come here. Даю им фигурки героев.

And you will be the audience (зрители), you will choose the best actor (выберете лучшего актера).

Если время еще есть, то играем 2 раза и выбираем лучшую пару, если уже нет, то 1 раз и лучшего актера.

Who was the best? Thank you, take a token.

Предварительноеподведениеитогов. Today we’ve learnt the words about «My house» and question Where’s/where’re.

Let’s train it in your Grammar books. Open your Grammar, friends, p. 40 ex. 1.

You should write where’s/where’re and rooms.

На доску вывожу страницу 40 (см. Фотографию 6).

Фотография 6. Упражнение на отработку навыков письменной речи

Now, let’s check. …, come to the blackboard and write your answers. Thank you, take a token.

Check yourself. (Проверьте сами себя по доске, and put a mark – у кого нет ошибок – 5, 1–2 ошибка – 4, 3–4 ошибки – 3.)

Запись домашнего задания:

Слова – на диктант, нарисовать дом Шекспира и подписать комнаты.

Завершающий этап:

…, … и … got the tokens (получили жетоны) for good work (за хорошую работу) you’ve got 5.

But all of you worked very well today.

Но сегодня все хорошо работали.

Thank you very much.

Put everything in your bags.

The lesson is over.

Line up, please.

Good-bye children. Good-bye A.K.

Список литературы:

1. Уильям Шекспир // Википедия – свободная энциклопедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Шекспир,_Уильям (обращение: 20.02.2017).
2. Simmons N. (консультант – Е.А. Зимина) Family and Friends 1: Class Book (Учебник «Семья и Друзья 1»), Oxford University Press, 2009.
3. Simmons N. (консультант  Е.А. Зимина) Family and Friends 1: Work Book (Рабочая тетрадь «Семья и Друзья 1»), Oxford University Press, 2009.
4. Ward T. Grammar Friends 1 («Друзья грамматики 1»), Oxford University Press, 2013.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.