Рубрики
РУССКИЙ ЯЗЫК

Гаич Н.Н. Методические рекомендации по проведению урока русского языка в 5 классе по теме: «Обращение»

Гаич Наталия Николаевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г, Москвы «Центр образования № 1601 имени Героя Советского Союза Е.К. Лютикова»,
n.gaich@mail.ru

 

Данная статья посвящена изучению темы «Обращение» в 5 классе. Основываясь на опыте проведения данного урока, автор пришла к выводу, что учащиеся испытывают определенные затруднения:

1. при отличии обращения, выраженного существительным, от подлежащего, главного члена предложения;

2. при выделении обращения знаками препинания.

Автором предложены этапы урока, позволяющие последовательно и эффективно изучить данную тему и, таким образом, избежать вышеуказанных сложностей.

Начинать урок следует с повторения, основываясь на ранее полученные знания о синтаксисе и пунктуации. При объяснении нового материала особое внимание уделяется прочтению указанных в разделе «Объяснение нового материала» предложений с правильной интонацией. Особое внимание уделено автором этапам урока, которые сочетаются с повторением жанров устного народного творчества. Ученики с удовольствием и интересом выполняют задания, где надо найти обращение и уметь составить такое предложение, в котором это слово является подлежащим. Далее обучающиеся вспоминают сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; предлагается пересказать несколько эпизодов сказки, включая в свой пересказ предложения с обращением. При выполнении данного этапа урока отслеживается умение ученика логически строить свой ответ, объясняя, что является обращением (слово или сочетание слов) и правильность расстановки знаков препинания.

В заключение урока учащимся предлагается небольшой тест, по результатам которого оценивается степень усвоения темы «Обращение».

Ход урока

I. Орг. момент

II. Работа по теме урока

1. Повторение пройденного материала: ответить на вопросы.

1.1. Что изучает синтаксис?

(Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение.)

1.2. Что изучает пунктуация?

(Пунктуация изучает правила употребления знаков препинания.)

1.3. Какие знаки препинания вы знаете?

(Точка, запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, тире, двоеточие…)

1.4. Приведите пример простого предложения.

2. Объяснение нового материала.

2.1. Прочитать выразительно и списать предложения, записанные на доске (или на интерактивной доске):

(1) Спи, младенец мой прекрасный. (М. Лермонтов)

(2) Яблоня, яблоня, спрячь меня! (Русская народная сказка)

(3) Слушай меня, мой пес! (Л. Толстой)

(4) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. Пушкин)

(5) Эй, честные господа, к нам пожалуйте сюда! (П. Ершов)

(6) Привет тебе, мой край родной. (С. Дрожжин)

(7) Роза, для чего тебе шипы? (А. Юрканская)

При чтении выделить интонацией слово (сочетание слов), обозначающее лицо или предмет, к которому обращаются.

(1 – младенец мой прекрасный; 2 – яблоня, яблоня; 3 – мой пес; 4 – моя старушка; 5 – честные господа; 6 – мой край родной; 7 – роза)

Это слово (или слова) обвести в овал (желательно ручкой другого цвета), надписать над ними букву «О» (первая буква от слова «обращение»).

2.2. Дать определение обращения.

(Обращение – это слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью. Обращение не является членом предложения, то есть мы его не подчеркиваем.)

3. Списать стихотворение, обозначить обращение графически.

– Ножки, ножки, где вы были?

– За грибами в лес ходили.

– Что вы, ручки, работали?

– Мы грибочки собирали.

– А вы, глазки, помогали?

– Мы искали да смотрели –

Все пенечки оглядели.

Вот и Ванюшка с грибком,

С подосиновичком!

(Русская потешка)

Составить предложения, где эти же слова-обращения (ножки, ручки, глазки) являются подлежащими. Сделать вывод.

(Например: Ножки у стола обломились. Ножки – это подлежащее, подчеркиваем одной чертой.)

Вывод: одни и те же слова могут в предложении быть обращением (тогда они не являются членом предложения) и подлежащим, то есть главным членом предложения.

4. Работа у доски.

Под диктовку учителя ученик записывает предложение на доске (остальные – в рабочих тетрадях), делает вывод о месте обращения в предложении и постановке знаков препинания.

(Все предложения из русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

(1) О чем, красная девица, плачешь?

(Примерный ответ ученика: обращение «красная девица» стоит в середине предложения, выделяется запятыми с двух сторон.)

(2) Сестрица Аленушка! Я пить хочу!

(Примерный ответ ученика: обращение «сестрица Аленушка» стоит в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, после обращения ставится восклицательный знак, следующее слово пишется с большой буквы.)

(3) Тяжелый камень на дно тянет, братец мой Иванушка.

(Примерный ответ ученика: обращение «братец мой Иванушка» стоит в конце предложения, выделяется запятой.)

(4) Не пей, братец, козленочком станешь!

(Примерный ответ ученика: обращение «братец» стоит в середине предложения, выделяется запятыми с двух сторон.)

(5) Аленушка, сестра моя! Выплави, выплыви на бережок.

(Примерный ответ ученика: обращение «сестра моя» стоит в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, после обращения ставится восклицательный знак, следующее слово начинается с большой буквы.)

III. Итог урока:

Решение теста по вариантам.

Вариант I

А1. В каком предложении нет обращения? 

I) Зачем ты, Балда. к нам залез? 

2) Воротись, поклонися рыбке. 

3) Постой, бабушка, постой немножко. 

4) Здравствуй, солнце да утро веселое! 

А2. В каком предложении нет обращения? 

1) Ребята, вероятно, уже все в оборе? 

2) Взвейтесь кострами, синие ночи! 

3) Ты, видимо, меня не услышал. 

4) Пишите нам, уважаемые радиослушатели. 

A3. В каком предложении необходимо поставить только одну 
запятую? 

1) Ребята давайте жить дружно! 

2) Что ты, баба, белены объелась? 

3) Отпусти ты старче меня в море! 

4) Что ж вы полны рты свои разинули? 

Ответы: А1-2, А2-3, А3-1.

Вариант II

А1. В каком предложении нет обращения?

1) Чудная картина, как ты мне родна!

2) Не печалься, ступай себе с богом.

3) Только ты, моя милая птичка, в теплом гнездышке еле видна.

4) Счастливый путь, моряк.

А2. В каком предложении нет обращения? 

1) Вы наверное очень устали с дороги?

2) Здравствуй дорогая бабушка! 

3) Играйте же дети! 

4) Что ты мой конь споткнулся?

А3. В каком предложении необходимо поставить только одну запятую?

1) Воротись дурачина ты к рыбке.

2) Чего тебе надобно старче?

3) А голубчик вот где ты!

4) Чем вы гости торг ведете и куда теперь плывете?

Ответы: А1-2, А2-1, А3-2

Домашнее задание: параграф 62, упражнение 502.

Список литературы:

1. Беляева О.В., Даценко О.А. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. М.: Вако, 2009.
2. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс. М.: Вако, 2010.
3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс. М.: Дрофа, 2013.
4. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы. М.: Дрофа, 2013.
5. Хрестоматия по литературе. Сост. Н.В. Чудакова. М.: Ламанд Энтер Прайсиз, 1999.
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.