Рубрики
История

Развитие у обучающихся интереса к истории через внеурочную деятельность

История наряду с другими школьными предметами развивает, воспитывает, обучает разностороннюю личность.
Но в изучении истории есть еще очень важная особенность. В процессе ее обучения формируется историческое мышление, историческое сознание. Формируется гражданин, который знает обычаи, традиции своего народа, любит свою Родину, гордится ее прошлым и настоящим.

0
Меркулова Марина Вячеславовна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ г. Москвы «Школа имени Н.М. Карамзина»,
merkulovamarisha@yandex.ru

История наряду с другими школьными предметами развивает, воспитывает, обучает разностороннюю личность.

Но в изучении истории есть еще очень важная особенность. В процессе ее обучения формируется историческое мышление, историческое сознание. Формируется гражданин, который знает обычаи, традиции своего народа, любит свою Родину, гордится ее прошлым и настоящим.

Цели и задачи исторического образования

В книге П.В. Гора «Повышение эффективности обучения истории в средней школе» обозначены следующие цели исторического образования:

– овладение основами знаний об историческом пути человечества;

– развитие способности осмыслить события и явления действительности на основе исторических знаний;

– развитие интереса и уважение к истории и культуре народов;

– формирование ценностных ориентаций и убеждений обучающихся на основе осмысления идей гуманизма, опыта истории, патриотизма.

Обучая истории, учитель опирается на факты, явления, достижения и ценности мировой цивилизации. Воссоздавая картину событий, анализируя факты, у обучающихся формируется мировоззренческие идеи и понятия. Но не всегда получается заинтересовать ребенка к изучению истории.

Для поддержания интереса к изучению истории использую интерактивные методы обучения. На уроках стараешься использовать эвристические беседы, дискуссии, решение проблемных задач.

А для расширения и углубления исторических знаний использую внеурочную деятельность.

«Новое – это хорошо забытое старое»

Несколько лет назад в Москве преподавался предмет «Москвоведение», как региональный компонент истории. Этот предмет был хорошим дополнением к базисному учебному плану. Изучая его, школьники лучше узнавали свою Малую Родину, связывали её с историей нашего государства.

Во время изучения того или иного материала ученики получали разноуровневые задания или самостоятельно вели поиск источников знаний с последующим их анализом и приобретением знаний. Многие наработки использую и сейчас, они помогают пробудить интерес к изучению истории.

Во время составления тематического планирования продумываешь, какие индивидуальные и групповые задания можно дать ученикам разных параллелей, как их можно использовать при изучении курса, как их показать на итоговых занятиях для закрепления материала.

Чтобы составить задания для учеников, сама ходишь по улицам, музеям, выставкам. Вспоминаешь и узнаешь свой город. Постоянно вспоминаешь о развитии познавательного интереса к истории у обучающихся.

Проблему интереса к обучению подробно изучила и разработала Г.И. Щукина. И если ее наработки применить к предмету истории, то можно выделить 3 фактора, влияющих на интерес к изучению истории и использовать их при планировании курса:

– содержание исторического материала;

– методы, приемы и средства подачи;

– межличностные отношения.

Учитывается характер материала – фактический, теоретический, историко-биографический, краеведческий; его организация – соотношение теории и фактов, выделение ведущих идей, доказательств.

Но здесь важно учитывать и познавательную деятельность учеников: свободный выбор заданий, видов деятельности, самостоятельность.

Поэтому, чтобы заинтересовать детей, использую такой алгоритм:

– оценка интересов учеников (общие интересы класса, групп, каждого ученика);

– сплоченность коллектива, групп;

– интерес к предмету;

– возможности обучающихся (их работоспособность, активность, дисциплинированность).

Обычно делю класс по разноуровневым группам, чтобы в них были лидеры и аутсайдеры, активные и пассивные, учитывая совместимость и пожелания учеников. В процессе работы ученики могут переходить в другую группу, а могут работать индивидуально.

Виды внеурочной деятельности

На первом занятии учебного периода, обозначая цели и задачи курса, предлагаю различные виды заданий, которые помогут углубить знания по истории. Группы выбирают эти задания. Здесь учитываются индивидуальные и познавательные возможности учеников, задания могут корректироваться и дополняться.

Первым заданием для всех классов является: автобусная экскурсия по Москве. Во время такой экскурсии ребята знакомятся с историей своего города, узнают о его достопримечательностях. Эти экскурсии обычно проводятся в сентябре и бывают приурочены к Дню Города. Особое внимание уделяю 5–6 классам, так как в последнее время сталкиваюсь с такой проблемой: многие школьники дальше своего района никуда не выезжают, город, в котором живут, практически не знают. Задача обзорной экскурсии заключается в том, чтобы познакомить учеников с памятниками культуры, памятными местами Москвы. Для лучшего освоения материала раздаю карточки с вопросами, на которые нужно будет ответить в ходе экскурсии, сфотографировать определенные объекты.

Можно включить задания на дом, которые связаны с осмыслением и усвоением материала экскурсии: составить памятку, картотеку культурных ценностей, увиденных на экскурсии, написать краткое сочинение. Ученики берут инициативу в свои руки и сами делают фотоальбомы, презентации об экскурсии, небольшие зарисовки исторических памятников, а после показывают и рассказывают одноклассникам о тех местах, которые посетили.

Вторым шагом является конкретизация заданий: посетить, познакомиться с различными районами нашего Мегаполиса, связанными с определенными историческими событиями, местами, связанными с именами того или иного известного человека и т.д. Заданий можно придумать множество. Они могут быть индивидуальными и групповыми, маленькими и большими.

В этих заданиях необходимо будет узнать об этом объекте, использую Интернет и справочную литературу. Затем школьники должны будут познакомиться с этим объектом визуально, сравнивая с тем материалом, который они уже получили, анализируя и готовя свою пешеходную или виртуальную экскурсию, добавляя свои заметки и наблюдения.

Эта работа доставляет большой интерес ученикам. Им очень нравится составлять свои маршруты тематических экскурсий.

Школьники с удовольствием выполняют такие задания, углубляя свои знания в истории, изучая свой любимый город.

Для ребят постарше предлагается более серьезная работа. Они разрабатывают свои пешеходные экскурсии. Здесь они показывают свой творческий потенциал, свою эрудицию, исторические знания. Ученики на местности делают фотографии и заносят их в картотеку экскурсионных объектов, делают презентации. Всю эту работу школьников можно использовать во время уроков.

Одним из видов изучения истории через внеклассную работу хотелось отметить Олимпиаду «Музеи. Парки. Усадьбы». Уже второй год мы с классом участвуем в этой интересной Олимпиаде. Семиклассники с большим удовольствием посещают музеи, парки и выполняют различного рода задания. В начале года мы анализируем перечень предложенных музеев, выбираем те, которые нужны для более глубокого изучения программы и отправляемся в путь за новыми знаниями и интересными впечатлениями. И второй год мы становимся победителями. Олимпиада тоже рассчитана на разные возрастные категории. Каждый год в ней принимают участие все больше и больше музеев, парков. Но даже музеи, которые принимают участников Олимпиады несколько лет подряд, вопросы не повторяют и заставляют искать новые и новые ответы. Очень интересная и познавательная Олимпиада.

А вот еще один интересный опыт, помогающий учителю в освоении предмета и приобщению к истории.

Школа им. Карамзина является частью ассоциированных школ ЮНЕСКО и ежегодно принимает участие в мероприятиях городского, федерального и международного уровня, призванных содействовать укреплению мира и безопасности. Одно из любимых мероприятий, в котором принимают участие ученики школы – дистанционный конкурс тематических презентаций «Наследие ЮНЕСКО. Путешествуем вместе». Школьники не только знакомятся с наследием ЮНЕСКО и расширяют свой кругозор, но и участвуют в популяризации объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО и их сохранности. Каждый год предлагаются разные тематики презентаций, которые повышают интеллектуальный уровень учащихся и их интерес к истории, мировой культуре. Второй год подряд наши ученики становятся призерами этого конкурса. Главной особенностью конкурса является то, что объект ЮНЕСКО ученик должен посетить лично и использовать фотографии из личного архива. Поэтому, когда классом посещаем города Подмосковья и Золотого Кольца, проводим экскурсии по Москве, обязательным атрибутом является фотоаппарат. И когда они вместе с родителями путешествуют по стране и зарубежью, обязательно делают маленькие презентации о местах, которые посетили. В начале учебного делаем экспозицию «Как я провел лето». Ребята знают, что в сентябре будут знакомить своих одноклассников с летними впечатлениями, поэтому готовятся к этому очень кропотливо и стараются делать это красочно, необычно.

Существует большое количество видом внеурочной деятельности по истории. Это викторины, интеллектуальные игры.

Внеурочная деятельность является частью учебно-воспитательного процесса и его взаимодополняющим компонентом.

Заключение

Сегодня перед историей стоит очень важная задача:

1. Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося.

2. Формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных явлений.

3. Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать в различных источниках информацию.

На уроках истории ученики овладевают целостными представлениями об историческом пути мировой цивилизации. Как основу для миропонимания и познания современного общества. Чтобы заинтересовать учащихся к изучению школьного курса истории, осуществляется внеурочная работа, которая является составной частью учебно-воспитательного процесса.

Внеурочная деятельность помогает учителю повысить интерес учащихся к изучению курса истории. И это является одной из главных целей работы учителя вне урока.

Внеклассная работа учит школьников самостоятельности, развивает творческое мышление, воспитывает чувство патриотизма.

Экскурсии, поисковые и научные исследования помогают выявить интерес, способности, возможности, каждого ребенка. В отличие от урока, этот вид деятельности помогает установить более тесный контакт и взаимопонимание с ребенком. Дети здесь более открытые и раскрепощенные, больше раскрывают свой внутренний мир. Именно во время таких творческих работ ты лучше понимаешь и узнаешь своих учеников. В процессе работы проявляется личность ученика, его качества, возможности. Учитель становится партнером, консультантом, другом. Ученик учится работать не только индивидуально, но и в группе, коллективе, слушать других и отстаивать свою точку зрения, искать и ориентироваться в информационном пространстве. Учащиеся во время внеурочной деятельности могут углубить свои знания, выявить свои склонности и способности, научиться наблюдать, анализировать, делать выводы.

Согласно ФГОСу, внеурочная деятельность «организуется по направлениям развития личности и является формой организации образовательного процесса». И главным результатом этого процесса является развитие познавательной активности ученика, умение находить информацию, умение работать индивидуально и в группе, адаптация его в ученической сфере.

Список литературы:

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Под редакцией Щукиной Г.И. М., 1984.
2. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988.
3. Кротова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории. М., 1999.
4. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. М., 2005.
5. Сейненский А.Е. Родной край: страницы истории. В помощь педагогу-краеведу. М.: Интерпракс, 1994.
6. Сейненский А.Е. Школьное историческое краеведение. Пособие для педагога. М.: Педагогическое общество России, 2013.
7. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1988.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9 кл.). Опубликовано: 17.12.2010 [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938 (дата обращения: 12.04.2017).
9. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащегося в учебном процессе. М., 1979.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.