Театрализация как средство изучения иностранного языка в начальной школе (на примере постановки спектакля «Аврора и ее друзья»)

129
Ходакова Анна Константиновна,
учитель 
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных языков № 1387»,

Прежде чем обратиться к описанию самого открытого мероприятия, необходимо объяснить причины выбора данного вида деятельности.

Театрализация играет важную роль в развитии языковой личности в рамках личностно-деятельностного и компетентносного подходов. Драматизация создает мотивацию у обучающихся. Во время постановки ученики применяют языковые навыки в заданной ситуации, формальный и «неживой» язык становится средством ситуативного общения. Целю в данном виде работы служит не собственно изучение новых лексических или грамматических единиц, а способы их воспроизведения. Драматизация – это средство изучения иностранного языка, где результатом является сама театральная постановка.

Постановка включает в себя создание речевых умений и навыков и их практическое применение.

Речевые умения:

– Говорение. Необходимо понимание всего текста сценария и отличное знание текста своей роли. Устное знание и письменное узнавание ключевой лексики данного текста. Необходимо знание и понимание текста песен.Лексические единицы, употребленные в данном конкретном тексте.

– Слушание (аудирование). Восприятие и понимание речи учителя и других героев в процессе диалогического общения. Знание фраз на слух, после которых необходимо говорить.

– Чтение. Чтение вслух и про себя всего текста сценария, понимание прочитанного; нахождение в тексте необходимой информации (имени главного героя; места, где происходит действие).

– Письмо и письменная речь. Списывание текста сценария и минимальной необходимой лексики.

Практические навыки и умения включают в себя разыгрывание всего текста по сценам, знание всех необходимых движений, умение расцвечивать интонацией текст роли. Знание танцев. Умение петь в хоре.

При выборе сценария следует ставить перед собой и воспитательные цели, чтобы в теме истории, которую учащиеся будут разыгрывать на сцене, были подняты аспекты дружбы, помощи, взаимопонимания, ответственности и трудолюбия.

Данное мероприятие проходило в рамках декады иностранных языков с целью проявления интереса и развития мотивации у обучающихся младшего звена школы к изучению иностранного языка.

В театрализации участвовали ученики вторых и третьих параллелей (по выбору учителя и собственному желанию учащихся).

Подготовка проходила в несколько этапов.

Первый этап – это выбор и написание сценария с учетом уровня овладения учащимися иностранным языком.

Второй этап – знакомство со сценарием учащихся. Снятие языковых трудностей.

Третий этап – распределение ролей. Выучивание текста.

Четвертый этап – оживление текста по средства инсценировки. Добавление движений, интонаций. Постановка на сцене.

Пятый этап – репетиции в костюмах с реквизитом и музыкальным сопровождением.

Шестой этап – выступление.

Следует уделить особое внимание подготовке необходимого реквизита для актеров и для оформления сцены и музыкального сопровождения.

Список ролей c необходимым реквизитом:

Aврора (сирота) – фартук, веник, тряпочка, платье.

Элиза (девочка из богатой семьи) – костюм принцессы, альбом, цветные карандаши, носовой платочек.

Мать (мама Элизы) – костюм, носовой платочек, 5 мешочков с мелочьAuthor – планшет.

Фермер (человек, которую приютил Аврору) – костюм фермера, шляпа, грабли.

3 Мышки (друзья Авроры) – костюмы мышек, носовые платочки.

2 Птички (друзья Авроры) – костюмы птичек, носовые платочки.

Кролик (друг Авроры) – костюм кролика, носовые платочки.

Остальной реквизит: 3 стула, ткань на стулья, коврик, картины с домом и замком, искусственные деревья (3 шт.), стол и стул, живой напольный цветок, синяя ткань-река.

В качестве музыкального сопровождения были выбраны песни из УМК «HappyHouse2» по темам. Однако, возможен выбор любых иных музыкальных произведений по вашему усмотрению.

Рассмотрим более подробно сам сценарий спектакля на английском языке «Aurora and her friends».

Сцена 1

На сцене стоит напольный цветок около автора-рассказчика, посередине стоят два стула, закрытые тканью, с изображением домика на них, перед домом лежат коврик, веник, тряпка, вокруг стоят искусственные деревья (3 шт.), река из синей ткани.

Музыка. Выходит Аврора.

Автор: This is the girl named Aurora. When she was a little girl she got lost and a farmer found her. Now she lives with a cruel farmer and works very hard on his farm.

Музыка. Аврора работает.

Фермер: The year is over. I can give you a penny for your work.

Aврора: Thank you.

Автор: Aurora takes the penny and runs to the river with it.

Музыка. Аврора бежит.

Автор: There she throws the penny into the water and says:

Aврора: If I work well, the penny will come up. If I work badly, the penny will go down.

Автор: The penny goes down. So Aurora goes to the farmer and works for him the second year.

Музыка. Аврора работает.

Фермер: The year is over. I can give you one more penny for your work.

Aврора: Thank you.

Автор: Aurora takes the penny and runs to the river with it.

Музыка. Аврора бежит.

There she throws the penny into the water and says:

Aврора: If I work well, the penny will come up. If I work badly, the penny will go down.

Автор: And again the penny goes down. So Aurora goes to the farmer and works for him the third year.

Музыка. Аврора работает.

Автор: And again the farmer gives her a penny.

Фермер: Aurora, take a penny for your work.

Aврора: Thank you.

Автор: Aurora takes the penny and runs to the river with it.

Музыка. Аврора бежит.

Автор: There she throws the penny into the water and says:

Aврора: If I work well, the penny will come up. If I work badly, the penny will go down.

Автор: Suddenly all the three pennies come up. She is very happy.

Музыка. Аврора радуется. Герои готовят реквизит для следующей сцены (меняют изображение домика на замок, убирают коврик, веник, тряпку). Синяяткань-рекаидеревьяостаются.

Сцена 2

Автор: Aurora takes them and goes to a large town. She walks on and on.

Музыка. Аврора шагает, на встречу выходит кролик.

Автор: Soon she meets a rabbit.

Кролик: Hello (поклон).

Aврора: Hello! You are very sad. Why?

Кролик: I’m very poor. My children are hungry. I don’t know what to do. My mistress doesn’t want to pay me.

Aврора (говорит, обращаясь к зрителю): I can give him one penny, he will buy some food.  I can get bread and salt for my two pennies. And I don’t want any butter.

Aврора: Rabbit. Take this penny please. You need it more than me.

Кролик: Oh, what a nice person you are. Thank you very much. Someday I will help you.

Aврора: Thank you.

Автор: So Aurora gives the rabbit a penny. Then she walks on and on again.

Музыка. Аврора шагает, навстречу выбегают мышки.

Автор: Soon she meets three mice. The mice say:

Мышки: Hello, Aurora.

Aврора: Hello mice. Why are you so sad?

Мышка 1: We are very tired. We work very hard, but we still don’t have enough money to buy some food.

Мышка 2:  So we have nothing to eat. Our children are hungry. Our mistress doesn’t want to pay us.

Мышка 3: We don’t have money. Could you please help us somehow and we will do something for you, too.

Фотография 1. Разговор Авроры с мышками

Aврора (говорит, обращаясь к зрителю): Andwhynot? I can give them the second penny. I need only bread I can eat it without salt. Aurora: I can help you. Take the penny please. And buy something to eat.

Мышки: Oh, thank you very much. You are a good person. Some day we will help you.

Aврора: You are welcome.

Автор: So Aurora gives the mice a penny. Then she walks on and on again.

Музыка. Аврора шагает, навстречу ей вылетают птички.

Автор: And soon she meets two birds.

Aврора: Hello. What’s wrong with you? Why are you so unhappy?

Птичка 1: We are very poor. Our children are hungry. We don’t know what to do.

Птичка 2: We work very hard, but our mistress doesn’t want to pay us. Can you help us?

Aврора (говорит, обращаясь к зрителю): If I help somebody, he will always help me. People will give me something to eat. I must only ask them to help me. I will give the birds my last penny.

Aврора: Take this penny please.

Автор: So Aurora gives the birds her last penny.

Птичка 1: Oh, Thank you very very much. You saved us. You are a good person.

Птичка 2: If you need some help, we will do that for you anytime.

Aврора: Thank you very much.

Музыка. Аврора уходит. Герои готовят реквизит для следующей сцены (убирают изображение замка со стульев, стелют коврик, выдвигают стол и стул). Синяя ткань-река и деревья остаются (деревья раздвинуть). Выходят Мать и Элиза.

Сцена 3

Автор: A rich family lives in this town – the owner of all these animals. And they have a beautiful daughter.

Мать: My daughter is very beautiful and good, but she is always sad. She can’t laugh. I love my daughter. I’ll do like this. I will give a reward to a person who will make my daughter laugh.

Музыка. Аврора выходит.

Автор: Aurora decides to help this girl.

Aврора: Hello. I’m Aurora and I want to make this sad and nice girl laugh, I don’t need the money.

Мать: Ok.

Аврора садится на коврик.

Aврора: But tell me, why are you so angry and don’t pay the animals?

Мать: Because I have lost my young daughter. And I’m very unhappy.

Aврора: Oh… That is very sad. But If I make you and your daughter laugh you will pay the animals.

Мать: Ok.

Музыка. Аврора встает и идет к Элизе.

Автор: She comes to the house and tries to make them laugh.

Aврора: Hello! I want to make you laugh!

Элиза: Hello, girl. You can’t do that. I’m very sad and that is all. Nothing will help.

Aврора: Why are you so unhappy?

Аврора пододвигает стул и старается слушать ответ Элизы.

Элиза: Because when I was a little girl I have lost my sister. I’m sad all the time. Nobody wants to play with me. I don’t have any friends.

Aврора: I can be your friend!

Аврора вскакивает со стула, говоря реплику, и снова садится.

Элиза: I don’t believe that you can be the real friend.

Аврора встает, обращается к зрителю.

Aврора: Hm…I know, I will ask the mice, the birds and the bear to come and help me.

Aврора: Birds! Birds!

Музыка. Вылетают птички.

Aврора: The birds, can you help me please?

Птички: Yes we can. What should we do?

Aврора: Can you sing?

Птички: Yes of cause we can sing.

Aврора: Very good. Please do it.

Песня «A game in the garden». Аврора и птички танцуют и поют.

Aврора: Thank you very much.

Птички: You are welcome.

Музыка. Птички улетают.

Автор: Ithelps. It makes the girl and the mother smile, but not laugh.

Aврора: Mice! Mice!

Музыка. Мышки выбегают.

Aврора: The mice, can you help me?

Мышки: Of cause we can.

Aврора: Can you dance?

Мышки: Yes We can. If you want we will do it.

Aврора: Please do it.

Песня «I’ve got a ball». Аврора и мышки танцуют и поют.

Aврора: Thank you very much.

Мышки: You are welcome.

Музыка. Мышки убегают.

Автор: It helps. It makes the girl and the mother chuckle, but not laugh.

Aврора: Rabbit! Rabbit!

Музыка. Выбегает кролик.

Aврора: The rabbit, can you help me?

Кролик: Yes. What can I do for you?

Aврора: Can you sing and dance?

Кролик: Of cause I can.

Выбегают птички и мышки.

Птички, Мышки: And we will help. You did a good thing for us. Now we will do a good thing for you too.

Aврора: Thank you very much, my dear friends.

Песня «Can you snap». Звери, птички и Аврора зовут мать и Элизу танцевать и петь вместе с собой.

Фотография 2. Танец под песню «Can you snap»

Автор: The girl sees them and says: Элиза: Ha-ha-ha. Mummy, look! They are so funny, they are so merry. And They are the real friends! I like them very much!

Мать: Ha-ha-ha. Oh, my little daughter, I’m so glad that you are happy. And you are laughing. The real friendship helped you. Thank you, my dear girl. You are a good person. You look like my daughter. Do I know your parents?

Aврора: I have no parents. I got lost when I was a little girl.

Мать: Really? At what age?

Aврора: When I was three years old.

Мать: Oh, You must be my daughter!

Элиза: And my sister!

Элиза подбегает и обнимает Аврору.

Aврора: I’m so happy! Now I have got a family.

Мать: I’m so happy.

Мать отходит и берет мешочки с вознаграждением.

Элиза: And I want to be friends with you!

Животные: You are welcome!

Мать: And you, my little friends, you deserve a reward. Now I can give you your wage.

Мать раздает мешочки.

Животные: Thank you very much.

Автор: All are happy. Aurora and Eliza give a lot of good presents to their friends: the mice, the birds and the bear.

Фотография 3. Танец под песню «Summertime»

Завершающая песня «Summertime». Все участники постановка танцуют и поют. Поклон. Актеры убегают и снова возвращаются. Объявление актеров. Поклон. Уходят со сцены.

Фотография 4. Поклон, вручение цветов

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.