Разработка схемы поэтапного обучения продуцированию продуктивной письменной речи на базе текста-образца

114
Ходакова Анна Константиновна,
учитель английского языка
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1387»,

Данная тема актуальна по нескольким причинам, главными из которых является наличие подобного типа заданий в британских тестированиях, где обучающимся необходимо написать какой-либо текст по образцу с заданным количеством знаков, за определенное количество времени и т.п. Однако я столкнулась с тем, что наши обучающиеся вообще не понимают, что им требуется сделать и тем более – как это необходимо выполнять.

Поэтому мне кажется особо важной задачей научить детей писать письмо по заданному образцу.

Данная схема была практически применена и проработана с обучающимися.

Перед началом выполнения данной методической работы я поставила перед собой определенные цель и задачи. Целью работы явилось: обучить школьников написанию письма, и для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

– овладение учащимися технологией поэтапного создания письменного текста;

– изучение ключевой лексики;

– знакомство с особенностями оформления письма.

Для того чтобы оценить изначальные навыки и умения учеников и для того, чтобы в последствии мне было с чем сравнивать результаты, перед началом выполнения работы я предложила обучающимся написать «письмо-ответ» на выданные им «письма-образцы» (см. Фотография 1) без объяснений как это необходимо делать.

Фотография 1. Письмо-образец

Проведя анализ работ, видно, что дети пропускали различные элементы содержания письма, неверно оформляли, просто писали бессистемный ответ на письмо (см. Фотография 2).

Фотография 2. Пример работы до освоения технологии

На диаграмме представлены результаты работ 10 обучающихся. Как вы видите, наибольшее количество учащихся получило отметку 3 и даже 2 (см. Диаграмма 1).

Диаграмма 1. Результаты до овладения технологией

Столкнувшись с тем, что дети не владеют знаниями об особенностях описательного текста (а основной смысловой блок письма – это текст-описание), в качестве дополнения я использовала дополнительный текст, разобрав который мы сможем перейти к более сложному тексту – письму.

Перейдем к самой схеме обучения написанию письменного текста.

Предлагаю вашему вниманию краткую схему. Далее мы рассмотрим каждый этап более подробно.

1. Этап работы с акустическим/печатным текстом-образцом с необходимой степенью подробности (более подробно «Схему этапов работы с печатным текстом» см. Приложение 1).

2. Этап составления картосхемы.

3. Этап составления плана.

4. Этап написания текста.

5. Этап комментирования результатов.

Прежде чем осваивать написание письма, мы решили проработать текст-описание друга как составной части будущего письма. Рассмотреть особенности описания друга на базе текста-образца.

Первый этап – это этап работы с печатным текстом-образцом (см. Фотография 3).

Это самый масштабный этап, т.к. он сам включает в себя несколько разделов: предтекстовой, текстовой, послетекстовой, выход в речь. (Более подробное описание см. Приложение 1.)

Но так как обучение чтению не является нашей целью, мы прорабатываем текст-образец с необходимой степенью подробности, мы выбираем лишь необходимые нам элементы данной схемы, выделив адекватные целям и задачам данного урока этапы работы.

То есть на предтекстовом этапе формулируется установка на самостоятельное написание текста: изложения (в репродуктивной письменной речи); а в нашем случае – письма как продуктивной письменной речи. А на послетекстовом этапе и проводится анализ: структуры текста; логики изложения материала; средств соединения частей текста; стиля изложения и т.д.

Фотография 3. Текст-образец описания друга

Второй этап – это этап составления картосхемы.

Картосхема составляется с целью отбора ключевых лексических единиц в рамках заданной тематики для определения предполагаемого содержания текста. Мы продолжаем работать с «текстом-описанием» друга,

Подразделяется на два подэтапа:

1. Мы работаем с текстом, выделяя в нем всю опорную лексику, что помогает нам разделить текст на смысловые блоки (см. Фотография 4).

Фотография 4. Выделение смысловых блоков с ключевой лексикой

И выписывают данные лексические единицы на отдельный лист по смысловым блокам (см. Фотография 5).

Фотография 5. Лексика по смысловым блокам

2. Составляется сама картосхема, которая позволяет им зрительно систематизировать все лексические блоки и еще раз проработать всю лексику (см. Фотография 6).

Фотография 6. Картосхема

Данная картосхема послужила нам планом для написания текста-описания, как составной части будущего письма.

Фотография 7. Текст-описание друга

Но т.к. моей целью являлось обучение написанию письма, а не текста-описания, мы вернулись к работе с «письмом-образцом».

Не имея более проблем по первым двум этапам работы (этапом работы с текстом-образцом и этапом составления картосхемы) мы проработали их в самом тексте-образце письма и разобрали их устно, без письменного оформления.

Фотография 8. Письмо-образец со смысловых блоками и ключевой лексикой

Основной задачей на данном этапе работы было обучить детей особенностям оформления письма и его структуры. Третий этап – это этап составления плана.

Мы приступили к работе с текстом-образцом самого письма.

Составляется развернутый план будущего письменного текста на основе картосхемы. Т.к. обучающимися были освоены все необходимые знания на данном этапе, для них не составило труда построить необходимый план. (В первый раз мы делали это совместно, но в старших классах, если учащиеся обладают данной технологией – они работают самостоятельно) (см. Фотография 8).

Фотография 9. План

Четвертый этап – это этап написания текста.

Известно, что на старшем звене, при условии владения обучающимися данной технологией, письмо, статья, эссе пишутся дома, а изложение пишется в классе, при этом предварительно обговаривается время, отводимое на его написание. В нашем случаи, на этапе обучения овладению данной технологией, обучающиеся работали в классе, создав черновик своих писем, чтобы исключить возможность помощи родителей или репетиторов. За 8 минут до конца урока учащиеся осуществили  рефлексию и самоанализ под моим руководством, когда я еще раз попросила их самостоятельно просмотреть свои работы и проверить наличие всех элементов и правильность оформления. Домашним заданием было написать чистовики писем. Обучающиеся сдали и черновики, и чистовики своих работ (см. Фотография 9).

Фотография 10. Письмо ответ

Этап комментирования результатов.

На данном этапе проводится анализ ошибок и их разъяснение. Оглашаются отметки.

Проводя анализ работ обучающихся, видно, что все дети справились с заданием, отметку «2» не получил ни один ученик, преобладают «5» и «4» (см. Диаграмма 2).

Диаграмма 2. Результаты после овладения технологией

При сравнении результатов до и после овладения обучающимися данной технологией видно явный прогресс даже у слабых учеников (см. Диаграмма 3).

Диаграмма 3. Сравнение результатов до и после освоения технологией

Оценивая результаты проведенной мной работы, можно утверждать, что:

– обучающиеся овладели технологией поэтапного создания письменного текста (т.к. все ученики справились с заданием);

– отработали ключевую лексику;

– научились  правильно оформлять письмо.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что обучающиеся овладели навыком написания письма в формате, предусмотренном британскими тестированиями.

Приложение к статье доступно для скачивания по ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.