Рубрики
История

Организация деятельности обучающихся на уроке «Россия и Первая мировая война» в рамках использования компетентностного подхода

Одним из критериев, определяющих уровень знаний обучающихся сегодня в школе, является уровень их общей компетентности. В рамках компетентностного подхода к подготовке обучающихся необходимо объединить в себе интеллектуальную и навыковую составляющие, а также познавательную, мотивационную, поведенческую и социальную составляющие.

0
Кошелева Светлана Александровна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1370»,
svetlana.kosheleva.65@mail.ru

Одним из критериев, определяющих уровень знаний обучающихся сегодня в школе, является уровень их общей компетентности. В рамках компетентностного подхода к подготовке обучающихся необходимо объединить в себе интеллектуальную и навыковую составляющие, а также познавательную, мотивационную, поведенческую и социальную составляющие. В понятие компетентности могут включаться: результаты обучения, система ценностных ориентаций, привычек и т.д. Компетентность означает также способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности [1]. В статье рассматривается организация деятельности обучающихся 9 класса в рамках компетентностного подхода на примере изучения темы «Участие России в Первой мировой войне».

В 2018 году мировое сообщество отметит знаменательную дату – 100-летие окончания Первой мировой войны (1914–1918 гг.). Для России события, происходившие в этот исторический период, – не просто исторические факты. Российская империя являлась активным участником этой войны в рамках военно-политического блока государств «Антанта» (Англия, Франция, Россия). Военные действия Первой мировой войны на Восточном фронте европейского театра военных действий продолжались с августа 1914 года до марта 1918 года, т.е. почти до конца войны. Это историческое событие имело глубокие последствия, повлиявшие на судьбу всех стран-участниц Первой мировой войны. Россия – не исключение. Война изменила весь ход истории государства: изменилась форма власти государства, другим на долгие годы стал политический режим, новую форму приобрело территориально-государственное устройство. Таким образом, Первая мировая война является, в определенной степени, важнейшим этапом в истории Российского государства, изменившим весь ход истории государства.

В современной России общественное отношение к событиям 1914–1918 годов может быть различным: от понимания участия России в Первой мировой войне как желания участвовать в империалистическом грабеже чужих территорий, до отношения к этой войне как к Отечественной, главной целью которой являлась защита геополитических интересов Российского государства.

Для понимания темы «Россия в Первой мировой войне» актуально использование системно-деятельностного подхода к организации учебного процесса для формирования основных компетенций обучающихся в 9 классе.

Образовательная цель изучения данного мероприятия заключается в том, чтобы подвести учеников к пониманию того, что Первая мировая война привела Россию к кризису, негативно повлияла на все сферы жизни российского общества, вызвала общенациональный кризис в стране и стала кануном революционного взрыва, приведшего к падению самодержавной власти. В рамках реализации этой цели необходимо также показать различное отношение к участию России в войне политических сил и общества в целом, а также влияние на это отношение поражений русской армии на фронтах.

Согласно ФГОС, необходимо ставить также деятельностную цель. В рамках данного урока обучающиеся будут формировать следующие УУД:

1. познавательные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием исторических документов и материалов исторической карты, понимать информацию, представленную в схематическом виде, соотносить новую информацию с уже имеющимися знаниями, устанавливать причинно-следственные связи, выполнять логические действия с учебным материалом;

2. регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

3. личностные – формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи, формировать стремление к соблюдению этически-моральных норм, к пониманию других людей, к проявлению уважения к ним, формировать способность к организации  самостоятельной учебной деятельности;

4. коммуникативные – осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей, участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать, аргументировать свою точку зрения.

Изучение материала об участии России в Первой мировой войне проводится в 9 классе в рамках темы «Россия и Первая мировая война».

Вопросы урока:

1. Россия и Антанта.

2. Отношение общества и политических сил России к войне.

3. Человек и война.

4. Война и экономика.

5. Война и политика.

6. Роль Первой мировой войны в вызревании общенационального кризиса в России.

Материалы к уроку

Проблема войны и мира всегда волновала человечество. Актуальна она и сейчас. России на протяжении своей истории не раз приходилось воевать. Как влияет война на историю государства? С этой проблемой предлагаем познакомиться сегодня на уроке, рассмотрев ее на примере участия России в Первой мировой войне.

Обучающимися называется тема урока – «Россия в Первой мировой войне».

Вопрос «Россия и Антанта» изучается при помощи эвристической беседы с обучающимися с опорой на знания, полученные в курсе «Всеобщая история».

–Какие военно-политические блоки существовали в мире в начале XX века?

– Какова цель создания этих блоков?

– Какое отношение к созданным военно-политическим блокам имеет Россия?

– Что дает России участие в Антанте?

В результате беседы выясняем:

1. Мир в начале XX века расколот на два Военно-политических блока – Антанта (Англия, Франция и Россия) и Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия и Италия).

2. Целью создания блоков стал поиск союзников в борьбе за передел мира, к которому стремились страны догоняющего уровня развития капитализма.

3. Россия связана договорами с Англией и Францией, являясь членом Антанты.

4. Союз с развитыми европейскими странами дает возможность России ускоренными темпами развиваться, экономического и политического врастания в Европу. Но, с другой стороны, связанная договорами, Россия обязана будет воевать.

Исходя из данного противоречия, мы посмотрим, к чему приведет Россию участие в мировой войне.

Обучающиеся получают задание, над которым они будут размышлять в процессе урока:

– Определите роль Первой мировой войны в истории Российской империи.

Вопрос урока «Отношение к войне общества и политических сил в России» целесообразно изучить, используя объяснение учителя с опорой на анализ документов и дидактическую схему.

Начало войны. Август 1914 года. Войну ждали, к ней готовились. Объявление Германией войны России вызвало взрыв патриотизма, душевный подъем, готовность в боевом порыве дойти до Берлина и разгромить врага. Срочно мобилизованные солдаты орали во всю глотку: «Соловей, соловей-пташечка». Бодро отвечали мужики на вопрос, чего ради воюет Россия: «Знамо дело – опять германец да австрияк напали на нашего царя. Опять же – подмогнуть надо славянам, турка-нехристя проучить. Одно слово – надо» [2, 25].

Посмотрим, как к войне на разных ее этапах относились политические силы.

В ходе изучения вопроса используется дидактическая схема № 1 «Первая мировая война. Отношение к ней политических сил в России» (см. Приложение 1, слайд 10).

Вы знаете о наличии в России трех политических лагерей в начале XX века – охранительный (самодержавие), либеральный и революционный. Причем два последних являются оппозиционными по отношению к самодержавию.

– Как, на ваш взгляд, могло относиться самодержавие к войне?

Естественно, власть выступала за войну до победного конца и необходимость примирения внутри страны.

Посмотрим, как относился к войне оппозиционный либеральный лагерь на момент ее начала. Для этого можно проанализировать документ. Это речь лидера либеральной партии «Союз 17 Октября» М.В. Родзянко в Государственной Думе в 1914 году. Прочитайте документ № 1 «М.В. Родзянко. Из речи  на заседании в Государственной Думе» (см. Приложение 1, слайд 1) [2, 35].

Вопрос к документу:

– Определите отношение либералов к начавшейся войне.

Такое отношение было названо «патриотическим единением», т.е. фактический отказ от оппозиции на время войны до победного конца. Оно выразилось в общественной поддержке и финансовой помощи самодержавию со стороны либерально настроенных кругов:

1. проведено заседание буржуазных партий, где прозвучала клятва о полной и безоговорочной поддержке правительства до самой победы;

2. в 1914–1915 гг. были созданы общественные организации, занимающиеся организацией санитарной службы, ремонтом дорог, мостов, госпиталями и подготовкой медицинских сестер; Всероссийский земский союз (ВЗС) и Всероссийский союз городов (ВСГ) – самоорганизации земских либералов;

3. предприниматели способствуют созданию организаций, которые совместно с государством занимаются поставками топлива и оружия в армию (Центральный военно-промышленный комитет – ЦВПК и Государственный комитет по снабжению – ГКС).

Таким образом, мы видим полную поддержку правительственного курса со стороны либералов.

Теперь посмотрим на отношение к войне революционных сил страны. У различных политических партий оно было разным и колебалось: от требования примирения с самодержавием до победы в войне до лозунга «Долой самодержавие!». Мы посмотрим, как относились к войне социал-демократы, ознакомившись с документом.

Обучающимся предлагается проанализировать документ № 2 «Из декларации социал-демократов, зачитанной на заседании Государственной Думы в 1914 г.» (см. Приложение 1, слайд 2) [2, 38].

Вопрос к документу:

– Определите отношение социал-демократов к войне.

Выясняем, что социал-демократы выступают за превращение войны империалистической в войну гражданскую, т.е. хотят использовать мировую войну для разжигания мировой революции. С этой целью партия в годы войны направит свои усилия на организацию митингов, демонстраций с политическими лозунгами, на распространение листовок с требованиями поражения своего правительства в войне, на организацию «братаний» на фронтах и т.д.

Девятиклассникам задается вопрос:

– С какой целью, на ваш взгляд, большевики выдвигали требование поражения своего правительства в войне? Каким могло быть отношение общества к такому требованию?

Обучающиеся высказывают свое отношение к изученному документу.

Таким образом, обучающиеся усвоили, как относились к войне политические силы в 1914–1915 гг.

Но проходит время, и что-то меняется в настроениях, особенно либералов. Во второй половине 1915 года настроения либералов меняются. Они вновь переходят в оппозицию самодержавию. Их настроения теперь определяются как «патриотическая тревога», появляется сомнение в том, что можно довести войну до победного конца, ничего не меняя в политической жизни страны. В августе 1915 года часть депутатов Государственной Думы и некоторые члены Государственного Совета создали оппозиционную организацию «Прогрессивный блок». Главным требованием блока стало требование создания нового правительства при поддержке Думы, так называемое правительство «народного доверия». Одновременно усиливается агитационно-пропагандистская деятельность революционных партий.

Вопрос урока « Человек и война» изучается с опорой на текст документов, которые ярко передают настроения и чувства участников войны. Читаем документ № 3 «Строки из солдатских писем» (см. Приложение 1, слайд 3) [2, 49].

Вопросы к документу:

– Какие выводы можно сделать на основании солдатских писем? Имела ли, на ваш взгляд, под собой основания «патриотическая тревога» либералов?

– Были ли шансы у революционных партий надеяться на революцию?

Обучающиеся приходят к выводу, что во второй половине 1915–1916 гг. настроение солдат изменилось по сравнению с началом войны: воевать надоело, устали, растет количество дезертиров, усиливаются революционные настроения в армии. Откуда же такие настроения на фронтах? Очевидно, ответ следует искать в экономическом положении России в годы Первой мировой войны.

Вопрос урока «Война и экономика» изучается при помощи объяснения учителя с опорой на историческую карту, дидактическую схему и анализ документа. В процессе изучения вопроса на доске изображается схема № 2 «Война и экономика» (см. Приложение 1, слайд 11).

Изучение вопроса начинается с эвристической беседы на тему «Экономическое развитие России в начале XX века»:

– Как развивалась экономика России до начала Первой мировой войны?

В ходе беседы обучающиеся называют такие черты экономики России, как: высокие темпы развития; рост числа монополий и банков; успешная конкуренция на внешнем рынке; рост агрокультуры в сельском хозяйстве за счет повышения продуктивности крестьянских хозяйств; складывание слоя фермеров на селе и пр. То есть Россия успешно продвигалась по пути развития капиталистической экономики, чему способствовала экономическая политика правительства. Но это развитие было прервано войной.

Далее следует изучение вопроса о том, как воевала Россия в 1914–1916 годах. Для ответа на вопрос можно изучить историческую карту, где содержится информация об участии России в Первой мировой войне.

Обучающиеся получают задание:

– Найдите границу Российской империи на Западе.

– Рассмотрите линии фронтов Западного и Юго-западного направлений в последовательно в 1914, 1915, 1916 годах. Сделайте выводы о ходе военных действий.

Из анализа карты видим, что начиная с 1915 года, Россия терпит поражения, результатом которых являются потери территорий. На захваченных врагом территориях Польши, Прибалтики, части Украины остались промышленно-сырьевые районы, необходимые для нормального функционирования экономики.

Далее учитель разъясняет последствия утраты важных в экономическом отношении территорий для внутренней жизни России:

– продовольственный кризис, сырьевой кризис, железнодорожный кризис, финансовый кризис;

– перевод на военные рельсы 75 % предприятий (милитаризация производства);

– нехватка у населения всего самого необходимого.

Как такое положение вещей может повлиять на настроение населения? Иллюстрацией этому может служить документ № 4 «Из донесений охранки» (см. Приложение 1, слайд 4) [2, 53].

В условиях экономического кризиса правительство ищет пути стабилизации развития. Ознакомимся с документы № 5 (А и Б) «Из обращений к крестьянам председателя Пермской земской управы» и «Из закона…» (см. Приложение 1, слайды 5, 6) [2, 55–56].

– Прочитайте документы и сделайте вывод о том, какой путь выхода из кризиса предлагает правительство стране.

Из анализа документов учащиеся делают вывод, что государство заставляет производителей подчиняться своей воле, что говорит о росте государственного регулирования экономики. Учитель объясняет, что государственное регулирование проявляется в появлении новых для российской экономики начала XX века черт:

– продовольственная разверстка;

– введение карточной системы на основные продукты и товары первой необходимости;

– всеобщая трудовая повинность населения;

– слияние государства и промышленного комплекса (развитие государственно-монополистического капитализма).

– Почему, на ваш взгляд, государство начинает контролировать экономические процессы? Как это скажется на экономике?

В процессе обсуждения выясняем, что регулирование экономики направлено на победу в войне, однако, командные методы снижают заинтересованность производителя, что, в свою очередь, ведет к дальнейшему падению производства в стране. Такая модель экономического развития носит название «мобилизационная модель экономики».

В целях первичного закрепления можно задать вопрос:

– Назовите основные черты мобилизационной модели экономики.

Вопрос урока «Война и политика» изучается с опорой на текст учебного пособия, анализ исторического документа и дидактическую схему.

До начала войны политическая ситуация в стране была относительно стабильна: довольно сильный политический центр – либералы в лице министров-реформаторов и либеральные партии уравновешивали деятельность правых и левых политических лагерей. Правительство совместно с Государственной Думой проводило реформы. В ходе войны в политике России появляются новые черты. Предлагаем учащимся обратиться к тексту учебного пособия [3, 47].

– Прочитайте текст учебного пособия, выделите новые черты в политике России по сравнению с довоенным временем.

– Подумайте, к чему эти изменения могли привести Россию.

После прочтения и обсуждения вопросов целесообразно организовать работу со схемой № 3 «Война и политика» (см. Приложение 1, слайд 12). Обучающиеся называют следующие черты политического развития России в годы Первой мировой войны:

– усиление оппозиционности Государственной Думы; вершиной деятельности оппозиционного Прогрессивного блока стала обвинительная речь П.Н. Милюкова на заседании Государственной Думы, произнесенная 1 ноября 1916 года;

– частое отсутствие императора в столице в связи с его пребыванием в Ставке Верховного главнокомандующего в Могилеве;

– рост влияния императрицы на принятие государственных решений;

– «распутинщина»;

– «министерская чехарда»;

– удаление всех министров-реформаторов;

– частая смена министров на постах.

Для иллюстрации картины политического кризиса в России в Годы войны используем документ № 6 «Из дневника В.М. Пуришкевича» (см. Приложение 1, слайд 7) [3, 42].

–Как война повлияла на политическую жизнь Российской империи?

Учитель и обучающиеся приходят к выводу, что война привела к поляризации политических сил в стране и политическому кризису.

В качестве вывода к уроку и закрепления изученного материала следует возвратиться к поставленному в начале урока познавательному заданию:

– Какую роль сыграла Первая мировая война в развитии Российской империи?

В результате обсуждения делается вывод о том, что война усилила противоречия в стране, углубила экономический, политический и социальный кризис. Война вела Россию к революции.

Приложение к статье доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Губаненко И.В., Городова Д.В.. Интерактивные технологии обучения в формировании профессиональной компетентности специалиста нового времени // Наука. Искусство. Культура. 2013. Вып. 2. С. 209.
2. Долуцкий И. Материалы к изучению отечественной истории. Россия в начале XX века. М., 1998.
3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России. XX век. 1900–1927. М., 2012.
4. Поршнева О.С. Социальное поведение солдат Русской Армии в годы Первой мировой войны (1914 – февраль 1917 гг.) //Социальная история. М., 2004. С. 355–398.
5. Сенявская Е.С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. М., 1999.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.