Рубрики
Управление

Новая архитектура социализации обучающихся

Ускорение темпов общественного развития обуславливает поиск ответов на новые вызовы времени, в частности на решение таких актуальных вопросов, как социализация и профессионализация личности обучающегося в условиях гуманизации социокультурных отношений. Это требует новых подходов и учета многих фактов и условий, влияющих этот процесс.

0
Созонова Светлана Владимировна,
заместитель директора
ГБПОУ г. Москвы «Московский колледж управления, гостиничного
бизнеса и информационных технологий “Царицыно”»,
svetlanasozonova@mail.ru
Таборидзе Людмила Владимировна,
кандидат педагогических наук,
методист по инновационной деятельности
ГПБОУ г. Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий “Царицыно”»,
dzeya@yandex.ru

Ускорение темпов общественного развития обуславливает поиск ответов на новые вызовы времени, в частности на решение таких актуальных вопросов, как социализация и профессионализация личности обучающегося в условиях гуманизации социокультурных отношений. Это требует новых подходов и учета многих фактов и условий, влияющих этот процесс.

Одним из таких решений является построение новой архитектуры социализации обучающихся, в основании которого лежит эффективное взаимодействие с различными субъектами образовательного рынка, социальными партнерами.

На сегодняшний день колледж «Царицыно» имея солидный опыт побед и достижений, узнаваемый бренд: в стратегической перспективе позиционирует себя в качестве открытой, многоуровневой, многофункциональной, гибкой образовательной организации – образовательного комплекса, обладающего уникальным брендом – структуры, имеющей высокое качество подготовки выпускников, гарантирующее их социальную и профессиональную успешность в профессиональной сфере (индустрии гостеприимства; IT-технологий; радиоэлектроники и т.д.), в жизни общества и государства, что обеспечит его уникальность в ландшафте столичного образования и позволит  создать эталон работы в образовательном  пространстве города Москвы. В этой связи актуализируется задача интеграции образовательной среды колледжа в общий образовательный ландшафт столичного региона с особой архитектурой социализации обучающихся.

Залог обеспечения успешности каждого обучающегося лежит в создании уникальной развивающей образовательной среды колледжа, как совокупности таких условий, в которых максимально полно обеспечиваются возможности каждого реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Решение актуальной задачи по формированию личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире мы видим, в эффективном  взаимодействии с различными субъектами рынка (социальные партнеры, работодатели, школы, детские сады, потребители образовательных услуг и др.) по созданию уникальной образовательной среды, внедрением новых отраслевых и педагогических и управленческих технологий.

Под новой архитектурой социализации мы понимаем создание уникальной развивающей образовательной среды с новым типом организационного управления, обеспечивающего:

рост внешней привлекательности образовательной организации для социальных партнеров и потребителей за счет выстраивание внешнего контура взаимодействия, направленного на удовлетворение их запросов и потребностей, непрерывного развития дополнительных возможностей образовательной организации;

эффективное внутреннее устройство жизни образовательной организации:

– как самообучающейся структуры, способной к саморазвитию;

– наличие механизмов, стимулирующих активность всех субъектов образовательного процесса;

–  новые трассы развития знаний и новые формы их существования, предполагающие выбор и освоение совершенно новых типов профессионализма;

– конкурентоспособность педагогического коллектива (обладают навыками метапредметной подготовки студентов, умеют объединять и конфигурировать разные типы знаний на метапредметных основаниях при решении сложных проблем и задач; владеют проектными технологиями);

– наличие индивидуальных траекторий профессионального развития сотрудников;

– возможность самореализации каждого студента (построение индивидуальных образовательных траекторий, клубы и кружки по интересам; практики, обеспечивающие духовный рост студента, педагога);

– создание благоприятных условий обучения, воспитания и развития обучающихся (среда возможностей: полигоны, открытые образовательные пространства и т.д.).

Социализация рассматривается как процесс получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.

Под понятием уникальной развивающей образовательной среды мыпонимаем: пространство возможностей как динамическое образование, являющееся системным продуктом взаимодействия (в результате которого происходит становление социальной и профессиональной позиции личности), с обязательным построением  индивидуальных траекторий развития каждого обучающегося в условиях непрерывности образования.

Такой подход возможен в условиях надежного социального партнерства, эффективной кластерной политики, когда профориентационная деятельность колледжа с различными участниками рынка образовательных услуг выстроена многопланово и дифференцировано, формируя новую архитектуру социализации личности, в т.ч. направленную на выявление профессиональной направленности на ранних стадиях развития обучающихся:

– детский сад,

– школа,

– колледж,

– ВУЗ,

– социальный партнеры.

Сегодня, в целях выполнения Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012–2018 гг.) «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»), удовлетворения спроса населения на образовательные услуги, в том числе формирующие современные умения и навыки для учебы, жизни и труда, повышения качества и доступности необходимо выстраивать индивидуальную политику взаимодействия с каждым субъектом рынка образовательных услуг, что предусмотрено различными типами договоров, различными видами деятельности с каждой стороной.

Так в договоре со школами «О сетевой форме реализации образовательных» программ предусмотрено:

– организация помощи обучающимся в профессиональной ориентации, карьерному развитию и помощи в осознанном выборе будущей профессии;

– оказание дополнительных образовательных услуг, в том числе по основным направлениям развития в области дополнительного образования: инженерное, медицинское, комплексной безопасности, научно-технологическое;

– решение задач организации совместной реализации внеаудиторной части основной общеобразовательной программы, создание и реализация интегрированных образовательных программ, формирования системы взаимного информирования обучающихся о деятельности партнеров, решение задач организации ведения совместной деятельности Сторон, в т.ч. приносящей доход, а также улучшения качества оказания образовательных услуг;

–выявление и содействие развитию потенциала одаренных обучающихся, проявивших выдающиеся способности;

– оказания содействия в обучении и развитии способностей обучающихся с особыми потребностями, в т.ч. для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках ведения сетевого взаимодействия стороны:

– содействуют информационному обеспечению деятельности партнера по договору, представляют его интересы в согласованном порядке;

– организуют участие в мероприятиях (конференции, семинары, круглые столы, вебинары, конкурсы, экскурсии, фестивали и т.д.);

– организуют стажировку учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения, студентов и учащихся;

– предоставляют работникам условия работы по основному месту работы, позволяющие другой стороне договора привлекать их для ведения образовательной деятельности по трудовым договорам о работе по совместительству;

– содействуют друг другу в привлечении грантов, благотворительных пожертвований и иных безвозмездных поступлений;

– взаимно предоставляют друг другу право пользования имуществом и оборудованием в порядке, установленном законодательством РФ;

–производят обмен учебной и методической литературой;

– Стороны могут использовать дистанционные формы взаимодействия.

В рамках внедрения значимого проекта Департамента образования города Москвы «Юные мастера», колледж реализует образовательную программу основного общего образования по предмету «Технология» для обучающихся основной школы (5–9-е классы) с использованием сетевой формы. Образовательная программа разрабатывается и утверждается сторонами совместно. Колледж «Царицыно» имеет значимый опыт проведения уроков «Технология», в рамках которых реализовывались такие эксклюзивные курсы, как «Радио вокруг нас», «Светодинамические игрушки», «Действующие модели механизмов», «Домашняя радиоэлектроника», «Разработка и создание домашней сети», «Радиоуправляемые модели», «Сам себе мастер: мир домашней техники», «Рисование в Paint», «Создание Web-сайтов», «Компьютер – легко!», «Flash-анимация», «3D моделирование и САПР», «Технология и организация производства общественного питания».

Реализация проекта «Юные мастера» позволяет погрузить школьников в производственную среду колледжа, дает каждому обучающемуся возможность овладеть практическими умениями и навыками, используя современное высокотехнологичное оборудование. Преимущества проведения уроков «Технология» в рамках сетевого взаимодействия: опытные педагоги и мастера производственного обучения, практикоориентированная среда колледжа обуславливает развитие инициативности, изобретательности, гибкости мышления, развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач.

Организация деятельности с детскими садами предусматривает другие формы работы. Учитывая, что ранняя профориентация осуществляется через проведение активных мероприятий: мастер-классов, театрализованных представлений, квестов, виртуальных путешествий, конкурсов, игровые технологии являются фундаментом  профориентационной работы с дошкольниками. Проиллюстрировать проведение данных мероприятий можно на следующих проектах:

– Квест-игра «Путешествие в город мастеров»;

– Гостиница «Детство»,в рамках которой воспитанники дошкольных образовательных учреждений Южного, Юго-западного и Восточного административных округов совместно со студентами в игровой форме знакомятся с различными видами деятельности по профессиональным направлениям колледжа: повар, официант, горничная и банкир. Ребята с интересом лепили из соляного теста сказочных героев и зверушек, увлекательно путешествовали в «Страну снов», внимательно рассматривали подлинность купюр, с большой ответственностью и очень серьезно сервировали стол к обеду, учились складывать различные формы салфеток. Ранняя профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, формирует представление о мире профессий, создает возможность попробовать свои силы в доступных видах деятельности.

Одним из главных элементов построения новой архитектуры социализации личности является дополнительное образование. Сфера дополнительного образования по своей природе обладает уникальным мотивационным потенциалом, обеспечивающим высокий познавательный интерес и высокую степень личностной заинтересованности обучающихся. Дополнительное образование является эффективным механизмом поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения изменяющихся потребностей детей и семей. Такое образование принципиально расширяет возможности человека, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, предлагая большую свободу выбора, так, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития, а также проектировать и формировать будущие, возможные качества.

Именно творческая атмосфера дополнительного образования, созданная в рамках колледжа, способна обеспечить обучающимся широкий спектр условий и возможностей для реализации всего комплекса личностных потребностей, их  ранней социализации и профессионализации, построения индивидуальной траектории развития.

Сегодня колледж «Царицыно» – это многофункциональный и многопрофильный образовательный комплекс, реализующий широкий диапазон образовательных программ по 16 направлениям. Возможности колледжа многогранны и нацелены не только на подготовку профессиональных кадров, но и на реализацию программ дополнительного образования, предназначенных как для обучающихся колледжа, так и для школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Основная цель дополнительного образования в колледже – всестороннее развитие личности, ориентирующейся в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации, к самообразованию и самосовершенствованию, самостоятельному жизненному и профессиональному выбору.

Системная работа различных организационных структур (Центра профессиональных квалификаций, профориентационного отдела) и блока дополнительного образования, созданные в ГБПОУ Колледж «Царицыно» (далее БДО) обеспечиваетповышение качества обучения в условиях уникальной развивающей  практико-ориентироованной среды и реализуется на отделении гостиничного и ресторанного бизнеса, на отделении управления и информационных технологий, на политехническом отделении.

Для достижения поставленных целей блок дополнительного образования решает следующие задачи:

1. Развитие материально-технической базы для реализации блока дополнительного образования, проекта «Юные мастера».

2. Подготовка школьников по естественнонаучной, инженерно-технической и экономической направленности в рамках блока дополнительного образования.

3. Удовлетворение индивидуальных потребностей школьников в художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии.

4. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся.

5. Создание условий для выявления и поддержки талантливых обучающихся, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья.

6. Развитие профессиональных компетенций педагогов в области современных образовательных и отраслевых технологий.

Для реализации блока дополнительного образования колледж «Царицыно» имеет мощный фундамент: развитая учебно-производственная база подготовки специалистов: уникальные кабинеты, креативные мастерские, высокооснащенные лаборатории; высокий кадровый потенциал: педагогический коллектив, в составе которого: 2 заслуженных учителя РФ, 15 кандидатов наук, 11 почетных работников среднего профессионального образования РФ, 11 лауреатов Гранта Мэра за достижения в сфере образования. Более 30 % преподавателей и мастеров удостоены отраслевых наград, более 40 % педагогов имеют высшую квалификационную категорию. Необходимо отметить еще одно существенное основание: сильный научный потенциал (колледж является инновационной площадкой Российской академии образования, экспериментальной площадкой Федерального института развития образования).

РуководительДепартамента образования Москвы Исаак Калина подчеркивал, что получение профессионального образования в московских колледжах зачастую гораздо более надежный маршрут к профессиональному успеху, чем иногда некоторые, к сожалению, не очень правильные вузы.

Колледж «Царицыно» – это уверенная площадка для профессионального старта не только выпускников колледжа, но обучающихся школ, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья. Здесь царит собственная философия подготовки кадров, построенная на сотрудничестве, уважении к личности, индивидуальном подходе к каждому обучающемуся. И поэтому, не случаен девиз колледжа «К успеху – с достоинством!». Большие победы начинаются с малых открытий и достижений, с умения достойно встречать трудности и преодолевать их.

Для обеспечения успешной работы блока дополнительного образования педагогический коллектив колледжа придерживается следующих основных принципов:

– уважение к личности студента (ведущая идея гуманистической педагогики: обучающийся – центр, цель и результат педагогической деятельности);

– сотрудничество, сотворчество, содружество (педагог – педагог, педагог – обучающийся);

– поддержка детских инициатив, творчества;

– сочетание общечеловеческих и российских национальных культурных ценностей в организации жизнедеятельности детей;

– индивидуальный подход и коллективное творчество;

– позитивное разрешение конфликтных ситуаций;

– педагогическая целесообразность (планирование, анализ, диагностика).

Система блока дополнительного образования в колледже работает в течение всего учебного года и строится с учетом вариативности содержания и форм организации образовательного процесса. Учебные планы и программы объединений, студий, кружков составлены с учетом возрастных особенностей детей. Участие в дополнительном образовании строится на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и системой ценностей. Реализуется возможность выбора программы, режима ее освоения, смены программ, вариативность образовательных траекторий.

Сегодня колледж «Царицыно» реализует большой и разнообразный спектр программ объединений и кружков: технические, естественнонаучные, художественные, физкультурно-спортивные, социально-педагогические. Особое место занимает техническое направление. В 2016/2017 учебном году блок дополнительного образования организован по следующим векторам:

– По технической направленности предлагаются программы, охватывающие научно-технические предметы, предполагающие расширение или углубление материала программ общеобразовательных предметов, создаются условия для разнообразной индивидуальной, практической, экспериментальной, проектной и исследовательской деятельности в области научно-технического творчества.

По технической направленности в 2016 году в колледже были открыты следующие объединения:

– «Логика в разработке игровых приложений»,

– «ForEach – программирование для каждого»,

– «Программирование на языке высокого уровня»,

– «Радиотехническое творчество»,

– «Профессиональный видеомонтаж»,

– «Студия технического конструирования “Крылья”»,

– «Робототехника»,

– «Мир компьютерной графики»,

– «Техническое творчество. Мои виртуальные сети»,

–«Техническое творчество. От идеи до модели.

Естественнонаучная направленность – важная область в развитии политехнического кругозора обучающихся, в создании целостной картины мира. Обучающиеся получают возможность проводить научные исследования различной степени сложности, развивают мышление, имеют возможность осознанно подходить к выбору будущей профессии.

По естественнонаучной направленности в 2016 году в колледже были открыты следующие объединения:

– «Практическая микробиология. Микробы в нашей жизни»;

– «Минералогия и кристаллография – от простого к сложному»;

– «Кафе Менделеева»;

– «Вокруг света»;

– «Основы военно-медицинской подготовки».

Социально-педагогическая направленность способствует реализации личности в различных социальных кругах, социализации ребенка в образовательном пространстве, адаптации личности в социуме. Социальное самоопределение и развитие социальной инициативы является одной из главных задач социально-педагогического направления. Дополнительные программы данной направленности охватывают широкий возрастной диапазон и многофункциональны по своему назначению и рассчитаны на социальную адаптацию и профессиональную ориентацию обучающихся.

В 2016 году были открыты следующие объединения социально-педагогической направленности:

– профориентация «Карьерный навигатор от 5 до 10 лет»;

– профориентация «Карьерный навигатор от 11 до 14 лет»;

– профориентация «Карьерный навигатор от 15 до 18 лет»;

– профориентационный квест «Москва гостеприимная»;

– «Клуб любителей психологии»;

– «Азбука журналистики»;

– Военно-патриотическое объединение «Держава».

Художественная направленность способствует развитию индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии. На базе колледжа созданы психологические, художественные, социальные условия для проявления творческой одаренности обучающихся. Речь идёт и о развитии общей культуры личности.

В 2016 году были открыты следующие объединения художественной направленности:

– вокально-хоровая студия «Мажор»;

– драматический театр «Театральная мастерская»;

– студия игры на гитаре «Обертон»;

– вокальная студия «Поющие сердца»;

– «Рукодельница»;

– «Фристайл-шоу».

Физкультурно-спортивная направленность развивает у детей природные задатки, возможности, способности. Целесообразность работы этого направления продиктована снижением двигательной активности школьников, которая сказывается на состоянии здоровья, физическом развитии и физической подготовленности детей. Данные программы призваны сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

В 2016 году были открыты следующие объединения физкультурно-спортивной направленности:

– секция баскетбола;

– баскетбольный клуб «Шторм»;

– волейбол;

– футбол;

– военная подготовка «Дружина»;

– русские шашки;

– шахматный клуб «Белая ладья».

Ключевая фигура в процессе реализации программ блока дополнительного и основного образования – педагог. Именно от его умений создать обстановку творчества на занятиях зависит развитие талантов и способностей обучающихся, включение  их в различные виды деятельности. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, технологий, содержания деятельности. Он же оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования детей.

Однако реалии сегодняшнего дня требуют изменений от дополнительного  образования в различных аспектах:

1. Обязательное формирование у обучающихся ключевых компетенций, т.е. способности решать возникающие жизненные проблемы, используя деятельностный, субъектный подход.

2. Образование в новой образовательной среде вариативно: каждый обучающийся получает возможность сам построить свою индивидуальную образовательную траекторию и двигаться по ней, достигая тех результатов, которые предписаны государственными стандартами образования.

3. Работа современного педагога тоже требует изменений. Недостаточно использовать образовательные технологии обучения просто потому, что они есть. Следует использовать их эффективно. Важен не только процесс, но и результат.

Одним из условий построения новой архитектуры социализации обучающихся является внедрение образовательных и управленческих технологий. Проектные технологии, технологии проблемного обучения, кейс-технологии помогают педагогам блока дополнительного образования результативно спроектировать занятие. Деятельность обучающихся, выстроенная в рамках этих технологий, чаще всего выходит за границы учебного предмета, требует от учащихся субъектного отношения к своей деятельности, включает обязательные элементы: целеполагание, афиширование, рефлексию, но не ограничивает обучающихся в способах работы с информацией. При этом важно определить, освоение какого материала на уроке требует обязательного участия педагога (это наиболее сложный, основополагающий, отличающийся множественностью связей), а какой ученики могут усвоить самостоятельно.

Большой популярностью среди школьников пользуются именно такие объединения, где активные методы и технологии управляют процессом познания: «От идеи до модели», «Минералогия. От простого к сложному», «Робототехника», студия технического конструирования «Крылья», «Карьерный навигатор». Новые формы погружения – квесты «Москва гостеприимная», «Москва техническая», мастер-классы, уроки технологии мотивируют к изучению специальности, формируют не только персональный опыт, необходимый для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования, но и раздвигают границы их мировоззрения.

Такая стратегия является залогом гарантированного успеха обучающихся на самых престижных профессиональных конкурсах, конференциях, олимпиадах. Среди них Национальный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia): компетенция «Специалист по гостеприимству» – 1 место, Всероссийская олимпиада профессионального мастерства обучающихся по укрупненной группе специальностей среднего профессионального образования Сервис и туризм – 3 место, IV открытый чемпионат WorldSkills Russia по городу Москва – Компетенция «Ресторанный сервис – диплом 2 степени, 19 Молодежный Чемпионат по кулинарии и сервису студенческий ПИР–2015» – 1 место (4 золотых), 2 место (3 серебряных), в ПИР – 2016 – 4 бронзовых медали.

Необходимо отметить, что реализация данной стратегии была бы невозможна без продуманной системной работы со школами и другими участниками рынка образовательных услуг. Давно стали социальными партнерами колледжа и активными участниками блока дополнительного образования такие образовательные организации, как: ГБОУ № 937, ГБОУ № 949, ГБОУ № 878, ГБОУ № 1207, ГБОУ № 426, разделяющие концептуальную идею колледжа «Царицыно» – создание новой архитектуры социализации обучающихся как системы непрерывного процесса развития и самосовершенствования личности дошкольника, школьника и студента.В условиях практико-ориентированной развивающей среды подрастающее поколение учится мечтать, проектировать, планировать, преобразовывать свою жизнь и окружающую действительность.

Колледж «Царицыно» – флагман профессионального образования столицы и настоящая фабрика успеха для обучающихся, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, стартап для современных школьников. Это результат эффективного взаимодействия участников социального партнерства, где вся деятельность системно скоординирована и основана на творчестве, партнерстве, заботе, уважении достоинства каждой личности, что является главным условием развития образовательного ландшафта столичного региона.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.