Рубрики
РУССКИЙ ЯЗЫК

Гульянц С.М. Уровневая дифференциация на уроках русского языка – путь поддержки индивидуальности одаренных детей

Гульянц Софья Михайловна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы «Школа № 37»,
sofia792006@yandex.ru

 

Дети, способные к самообразованию и саморазвитию, это не только украшение и гордость школы, но и интеллектуальное богатство страны. А начинается все с урока – той естественной среды, в которой происходит выявление и развитие одаренности.

Реализация дифференцированного подхода на уроке русского языка создает необходимую развивающую среду, помогающую талантливому ребенку реализовать себя через право выбора деятельности.

Учителя, реализующие дифференцированный подход, знают, что подготовка к такому уроку – дело кропотливое и долгое.

Проектируя урок с использованием уровневой дифференциации, учитель ставит для себя ряд задач. Основные из них:способствовать развитию умения работать в сотрудничестве; самостоятельно добывать учебную информацию и самостоятельно оценивать глубину и содержательность своих знаний. Конечно, удобнее всего использовать дифференцированные задания на уроке закрепления и систематизации знаний. В начале такого урока целесообразно предложить всем учащимся оценить глубину своих знаний, для того, чтобы впоследствии они могли выбрать задание, соответствующее их уровню.

Так, например, может выглядеть карта самооценки по теме «Виды сказуемых: простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое», изучаемой в 8 классе. Обучающимся предлагается перечень знаний и умений, которыми ребята должны были овладеть в процессе изучения темы. Условные обозначения «+», «+-» и «-» применяются учащимися для самооценки.

Закончив работать с картой самооценки, обучащиеся могут выбрать карточку с заданием. Они уже знают, что карточки с желтым сигналом требуют минимальных знаний (репродуктивный уровень), с зеленым – задания сложнее, здесь добавится элемент творчества (конструктивный уровень), с красным сигналом карточка для творческой личности, где результат работы учащегося – готовый продукт – текст, созданный самостоятельно.

Выбирая задания, обучающийся руководствуется только своим выбором. Это не значит, что одаренный ребенок сразу станет выполнять карточку с творческим заданием.

При желании он может выполнить все три карточки. Карточки с желтым и зеленым сигналом проверяются учащимся, текст сочинения оценивается учителем.

Представленные карточки подготовлены к уроку русского языка с использованием уровневой дифференциации по теме: «Виды сказуемых» (8 класс).

Задания этой карточки составлены по принципу «Ни шагу в сторону»: все в пределах изученного и пройденного: «установи соответствие», «выдели грамматические основы», «укажи тип сказуемого».

Задания зеленой карточки нацелены на развитие у обучающихся способности применять знания на практике, использовать их в конкретной ситуации. Эти задания содержат элемент творчества: придумай и напиши.

Если карточку с желтым сигналом обучающийся может проверить самостоятельно, то проверку зеленой стоит доверить одаренным учащимся, выступающим в роли помощников учителя.

Карточки с творческим заданием тоже можно сделать уровневыми. Таким образом, поле выбора для одаренного учащегося увеличивается.

Первый вариант: продолжи рассказ, используя заготовку.

Задания усложняются: привлекаются знания обучающихся по предыдущим темам, осуществляется интеграция с уроками литературы и подготовка к творческой части ЕГЭ.

Третий вариант творческого задания – предоставление полной свободы обучающемуся в выборе и формулировке темы для сочинения.

Практика показала: работу над сочинением-рассуждением выбирают единицы. Но для одаренных детей такой вид работы – возможность выразить себя, свое мнение, выйти за рамки изучаемого предмета.

На уроках нужно опираться на талантливых детей. На их интеллектуальные способности, доверяя им проверку и даже оценку работ товарищей. Стоит опираться и на лидерские качества некоторых из них, предлагая им организовать работу в группе или составить алгоритм выполнения того или иного задания. Доверие – тоже существенный прием в развитии индивидуальности одаренного ребенка.

Такие алгоритмы учебной работы можно предложить ребятам. Рефлексия обязательна на каждом этапе, после выполнения каждого задания. Чтобы это не занимало много времени, можно предложить учащимся оценить свои знания по 10-балльной шкале.

Алгоритм работы с желтой карточкой (учащийся оценивает себя самостоятельно по готовым ответам):

Алгоритм работы с зеленой карточкой (работу оценивает руководитель группы):

Конечно, идея реализации дифференцированного подхода в развитии индивидуальности одаренного ребенка далеко не новшество. Но это огромное пространство, в котором может работать учитель в поисках интересных методов, приемов, форм работы с детьми.

Дифференциация является наиболее востребованной технологией при переходе на ФГОС, так как при ее использовании формируются личностные, предметные и метапредметные знания и умения.

Для учителя-словесника помимо дифференциации, эффективным методом раскрытия индивидуальности и одаренности учащегося остается диалог. Можно считать удачей, если удается «подтолкнуть» учащихся к продуктивному диалогу. Через речь, через диалог раскрывается индивидуальность ребенка. Однако учителю иногда необходимо принять роль пассивного участника диалога.

Путь поддержки индивидуальности одаренных детей лежит через понимание учителем того, что: «Садовник не вытягивает клещами росток из зерна и не заставляет яблоню стать березой. Он лишь создает оптимальные условия для его самостоятельного произрастания» [4, с. 5].

Список литературы:

1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 1996.
2. Педагогика Марии Монтессори. Курс лекций. Интродукция. М.: Российский открытый университет. М., 1992.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
4. Ярмахов Б. Парадоксы школьного пространства // Первое сентября. 1997. 26 апр.
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.