Плоскостная кукла в гендерном воспитании дошкольников

88
Гусева Елена Борисовна,
заведующая
ОАНО ОЦ «Лучик»,

На данный момент проблема гендерного воспитания среди детей дошкольного возраста очень актуальна. Современное общество ожидает от наших детей не проявления исключительно мужских или женских качеств, но и общечеловеческих качеств тоже. Мы с детьми говорим не только о том, что они являются мальчиками и девочками, но и обсуждаем те качества, которые привлекают нас в мужчинах и женщинах. Мы хотим, чтобы представители обоих полов проявляли доброту, заботу, с пониманием относились к окружающим людям, сопереживали.

Слово gender взято из английского языка и переводится как «род» (мужской, женский).

Гендерное воспитание – это такое формирование мужских и женских качеств в наших детях, в результате которого формируются способы эффективной социализации. Детский сад «Лучик» много лет занимается технологиями социализации дошкольников, поэтому вопрос гендерного воспитания входит в круг наших интересов. Перед педагогами стояла задача поиска путей, которые бы способствовали дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками и вместе с тем не тормозили бы процесс половой дифференциации детей.

Использование гендерного подхода предполагает индивидуальное выражение каждым ребенком своей принадлежности к полу. Ближайшее окружение ребенка формирует способы ежедневного общения, которыми пользуются дети. Это дает возможность мальчикам и девочкам выражать свои интересы в жизни, желания и возможности.

Используя в процессе социализации дошкольников гендерное воспитание, мы учитываем, что анатомические и биологические несходства являются не единственными отличиями мальчиков и девочек. Существенную роль играют также психические особенности пола. Они формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. Таким образом, мы предлагаем рассматривать вопросы взаимоотношений мальчиков и девочек как процесс, на который влияют природные задатки, социальные компетенции и личностные особенности ребенка. И, конечно же, их формирование в дошкольном возрасте особенно активно происходит в сюжетно-ролевой игре.

Мы считаем необходимым научить мальчиков и девочек ладить друг с другом и принимать особенности мальчиков и девочек, которые проявляются в играх.

Фотография 1

Мальчиков особенно привлекают путешествия, самолеты, машины, ракеты, корабли. Они используют свойственные им игрушки: мечи, копья, стрелы, всадников, пиратов и пр. Девочкам же присущи игры в материнство с помощью таких игрушек, как куклы, детские кроватки, коляски. Современные девочки играют в принцесс, строят дома, расставляя в них красивые вещи.

Идею постройки домов, а из них улиц и городов, в которых могут жить мальчики и девочки, мужчины и женщины мы решили взять за основу одной из игр, которые составляют программу гендерного воспитания в детском саду. Все помнят плоскостные куклы  из своего детства.

Фотография 2

Дети с удовольствием вырезали кукол из бумаги и рисовали к ним различные принадлежности. Фантазии не было границ. Это свое детское увлечение мы решили вспомнить в нашем детском саду. Именно плоскостная кукла объединила в себе поставленные перед нами цели и задачи и удивительные возможности такого материала, как бумага.

Начался проект с создания кукол.

Фотография 3

С помощью плоскостной куклы ребенок может выражать свои эмоции, чувства, проигрывать различные ситуации общения. Куклу можно нарисовать с теми эмоциями на лице, которые ребенок переживает в данный момент. Ее одежда может соответствовать игровой ситуации. Очень важно, что подобную куклу ребенок делает сам, собственными руками, в соответствии со своими желаниями. В результате она отражает внутренний мир ребенка, передает необходимые ему черты характера.

При создании куклы ребенок выражает себя. Шаг за шагом продумывает характер, место в социуме, эмоции, привычки, увлечения своего героя. Получается взгляд со стороны на себя и окружающих людей. Конечно, ребенок наделяет свой персонаж теми чертами, которые свойственны ему.

Наши дети создавали  кукольных мальчиков и девочек. Таким образом, одновременно мы рассуждали об отличиях одежды мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Это дало возможность рассматривать мужские и женские черты профессий, поступков, увлечений. Представления о мужском и женском народном  костюме увлекли детей. Ну и, конечно же, очень важен вопрос взаимоотношений мальчиков и девочек, мужчин и женщин.

Игра «Таня и Ваня учатся играть». На ковре стоит двухэтажный кукольный домик. Нижняя комнатка для куклы Тани, верхняя – для Вани. Сначала девочки здороваются с воспитателем, потом мальчики. Педагог говорит, о том, что как хорошо, что в группе есть мальчики, и девочки. Все дружные и веселые ребята. Педагог спрашивает, во что любят играть девочки. А мальчики? Далее он подводит итоги.

Девочки играют с куклами, в кухонную посуду, магазин, дочки-матери, и они вырастут добрыми, ласковыми, заботливыми и умными, как мама. Потому что девочки – будущие мамы.

Фотография 4

Мальчики очень любят играть с машинками, с самолетами, в железную дорогу, стоить из конструктора роботов и ракеты. Поэтому наши мальчики, когда вырастут, станут как папы – умными, сильными, смелыми и храбрыми. Они будут защищать нас и нашу Родину.

Сюрпризный момент. К детям приходят Ваня и Таня.

Оказывается, у Вани и у Тани сегодня был День рождения и к ним приходили гости, их друзья – девочки и мальчики. И конечно, они принесли очень много подарков, так много, что у Вани с Таней получилась целая гора из красивых коробочек, пакетов и свертков. Друзья играли, веселились, а потом все дружно пили чай с вкусным тортом! Но, когда Ваня и Таня проводили своих гостей, настало самое интересное: время открывать подарки. Ребята очень быстро достали их и сильно обрадовались! Тут были и машина, и самолет, и новенький конструктор, красивая кукла, мяч, пушистый котенок и много чего еще! Ваня и Таня так увлеклись, что не заметили, как мама позвала их обедать и сказала, чтобы они обязательно собрали все игрушки. Да вот беда… Ребята совсем не помнят, какие игрушки кому подарили. А главное, не знают, как их поделить, во что играть? Что же делать? Давайте, им поможем? Разложим игрушки по коробкам – в одну мы будем складывать игрушки, в которые играют мальчики, и наш Ваня, а в другую – те, в которые играют девочки и наша Таня.

Проводится дидактическая игра «Кто во что играет?».

Педагог использует карточки или небольшие игрушки. Их раскладывают по коробкам. Остаются мяч, пирамидка, кубики. Воспитатель благодарит детей и говорит, что теперь Таня и Ваня не будут ссориться из-за игрушек, и у каждого будут те игрушки, в которые ему интересно играть. А как же быть с этими игрушками? В эти игрушки интересно играть всем – и мальчикам, и девочкам. И Таня, и Ваня с удовольствием играют в мяч, строят из кубиков город и собирают пирамидку. И, конечно, делают это дружно и вместе.

Работа переходит в творчество.

Педагог сообщает детям, что Таня шепнула на ушко и хочет угостить нас конфетами, ведь у них с Ваней сегодня День рождения. Предлагает тоже их поздравить и сделать для них подарок. Дети делают игрушку, в которую могут играть и мальчики и девочки – мяч. Пластилинография – «Мой веселый звонкий мяч». (Лепят пирамидку или медвежонка, который с ними потом и танцует.) Воспитатель хвалит детей за их старания. Он предлагает полюбоваться работами мальчиков и девочек, еще раз проговаривает, что хотя у Тани и Вани есть много разных игрушек, как для мальчиков, так и для девочек, но играть в них по отдельности не интересно, а вместе – очень весело.

Педагоги разработали конспекты игровой образовательной деятельности с детьми «Заколдованное королевство», «Мужские и женские профессии», «Таня и Ваня учатся играть», «Украсим мебель», «Бумажная пластика».

После изготовления кукол мы с ребятами сделали им дома.

Фотография 5

Каждый ребенок из картонной коробки мастерил кукольный дом. Это было полностью его творчество: обои, расположение комнат, мебель, люстры, окна, украшение фасада и прочие принадлежности. Некоторые дома превратились в больницу, парикмахерскую, студию дизайна, магазин и пр. Для каждой жизненной ситуации необходимо свое пространство. Для жизни нужен дом. Для маленьких детей необходим детский сад, прогулочная площадка. Папа посещает офис, банк, мама – магазин, салон красоты и пр. А всем вместе можно сходить в театр, парк и на каток. Для всех этих случаев требуется и свой интерьер. Постройка каждого ребенка неповторима. Все использовали разнообразные детали для их создания. Настоящее богатство!

В данный дом каждый ребенок поселил жителей. Это были мальчики и девочки, взрослые люди, животные. К ним в гости приходили друзья, коллеги по работе, вызывали врача. Дети осмысливают мир взрослых, копируют чье-то поведение и одновременно анализируют его. Девочки копируют действия их мам, бабушек и других близких женщин. Они примеряют к себе их специальности, манеру говорить, взаимодействовать с другими людьми, использовать интонации и манеру одеваться. Мальчикам, конечно же, интересны мужские роли. А когда к куклам добавляются дома, улицы, города, то игра с первой же минуты становится реальностью.

В результате в каждой группе детского сада появился свой город с названием улиц и номерами домов.

У детей появилась возможность:

Фотография 6

В данной работе мы инициировали любознательность детей, желание их задавать вопросы, обсуждать поступки людей, т.е. формировали начальные знания о социальном мире с помощью проблемно-поисковой деятельности самих детей.

Все дети имели возможность принимать собственные решения, опираясь на полученные знания о взаимоотношениях людей в обществе.

Мы учили детей учитывать интересы и чувства других людей, сопереживать неудачам и радоваться успехам других людей, адекватно проявлять свои чувства.

Фотография 7

По QR-коду и мобильному приложению Вы ознакомитесь с вариантами игр использования бумажной плоскостной куклы в игровой деятельности детей.

Рисунок 1

Фильм можно посмотреть, перейдя по ссылке. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.