Рубрики
География

Изучение «параграфов-путешествий» в 7 классе по учебникам линии «Полярная звезда»

При изучении географии в 7 классе учащиеся отправляются в большое и увлекательное путешествие по материкам, где они раскрывают не только особенности природы, но и знакомятся с народами, культурой, и достопримечательностями стран изучаемого материка. Во время путешествия у учащихся создается образное представление о регионах с учетом уже освоенных общих природных закономерностей и их проявлений на конкретном материке. Параграфы путешествий сильно отличаются от большинства параграфов, которые построены на текстах-рассуждениях.

0
Степутенкова Светлана Олеговна,
учитель географии
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1450 “Олимп”»,
s_lefter@mail.ru

В путешествиях создается «особая географическая картина мира, мира с человеком,

причем это не просто сочетание мира и человека – это создание человеком своего места в мире.

В.С. Преображенский

При изучении географии в 7 классе учащиеся отправляются в большое и увлекательное путешествие по материкам, где они раскрывают не только особенности природы, но и знакомятся с народами, культурой, и достопримечательностями стран изучаемого материка. Во время путешествия у учащихся создается образное представление о регионах с учетом уже освоенных общих природных закономерностей и их проявлений на конкретном материке. Параграфы путешествий сильно отличаются от большинства параграфов, которые построены на текстах-рассуждениях. В данных параграфах использован описательный текст, при изучении которого учащиеся непрерывно работают с картой. Очень удобно, что карты находятся в учебниках, а также в электронном приложении к нему.

Рисунок 1

На таких уроках реализуются идеи страноведческого, компетентностного, событийного и деятельностного подходов.

При изучении этих параграфов лучше использовать групповую форму работы, при этом учащиеся сами выбирают, кто из них отвечает за какие этапы. Перед учащимися ставится задача, например, представьте, что ваша группа работает в турагентстве и вам нужно разработать описание маршрута, или вы отправляетесь на исследование определенной территории и должны проработать основные этапы своего путешествия. При составлении путешествия учащиеся отвечают на главные вопросы:

– маршрут;

– страны, через которые проходит маршрут;

– природные зоны;

– рельеф;

– климат;

– внутренние воды;

– растительный мир;

– животный мир;

– занятия населения;

– достопримечательности.

Формы презентации своих путешествий могут быть разные, это зависит от степени оснащенности кабинета и от фантазии учащихся. На данном этапе хорошо использовать опережающие задания, связанные с подготовкой сувениров, фотографий, рисунков и т.д. Презентуя свою работу, учащиеся обязательно показывают проложенный маршрут на контурной карте и создают буклет с кратким описанием своего маршрута. Часть презентации может быть выполнена в виде слайдов, видеоролика, журнала или дневника путешествий.

Рефлексия при работе с такими параграфами, так же может быть разнообразной и творческой.

Первый вариант рефлексии — самооценка учащихся по ряду основных позиций:

– Что я узнал на уроке? Чему я научился на уроке?

– Какие чувства у меня возникли при выполнении задания?

– Насколько интересным было выполнять данное задание?

– Какие этапы вызвали сложность, а какие были увлекательными?

Практикую в своей работе оценивание проектов самими обучающимися. Этот вариант, как показывает практика, вызывает больший интерес у детей. Эксперты, в данном случае одноклассники, которые проводят оценивание по следующим пунктам:

– мнение о маршруте;

– комментарии;

– вопросы.

Этап рефлексии может быть проведен педагогом с использованием электронного приложения к учебнику. Набор заданий в данном случае может быть разный, как проблемно-поисковый, так и тестовый.

Рисунок 2

Рисунок 3

Таким образом, рефлексия продолжает увлекательное путешествие, затрагивая как личностные, так и метапредметные уровни.

Уроки-путешествия вызывают огромный интерес у моих учащихся, позволяют погрузить в атмосферу путешествий, не выходя из кабинета, представить себя в виде исследователей, писателей и т.д. Данные параграфы создают атмосферу интереса, позволяют учащимся фантазировать, проявлять свои творческие навыки и умения работать с дополнительными ресурсами и информационными технологиями. А главное, они служат началом учительского и ученического творчества, и готовят учащихся к проектной деятельности.

Список литературы:

1. Алексеев А.И. География. 7 класс. М.: Просвещение. 2015.
2. Николина В.В, Королева А.А, Кучинова Н.В., Юлова М.Е. Поурочные разработки 7 класс. М.: Просвещение, 2014.
3. Электронное приложение к учебнику. География. 7 класс. Под ред. А.И. Алексеева.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0