Секреты использования театра теней в образовательной деятельности дошкольников

91
Ярных Светлана Анатольевна,
воспитатель ДО
ГБОУ г. Москвы «Школа № 590»
Политова Надежда Алексеевна,
воспитатель ДО
ГБОУ г. Москвы «Школа № 590»
Никишцева Татьяна Васильевна,
воспитатель ДО
ГБОУ г. Москвы «Школа № 590,

Театр теней – древнее искусство. Существует красивая китайская легенда о происхождении теневого театра, в которой речь идет о Фудиме, императоре династии Хань.

В далекие времена в Китае жил один император. У этого китайского императора была любимая жена. Случилось так, что она заболела и умерла. Император был безутешен. Он удалился ото всех дел, ушел в свои покои, завесил окна тяжелыми занавесками, закрыл все двери и перестал разговаривать. Его придворные не знали, что делать. Дела империи стали приходить в упадок, а император находился в тоске по умершей жене.

Однажды главный дворцовый придворный позвал императора в покои его жены, и когда император зашел, то он увидел за занавеской силуэт своей умершей жены. Та встала и пошла, ее прекрасный профиль вырисовывался за занавеской на фоне солнца. Император был потрясен. Так, главный придворный показал императору чудеса Теневого театра и вылечил его от тоски. Император стал просить придворного каждый вечер показывать ему представления с куклой, которая была копией его жены. Стал приглашать на просмотры других придворных. Он смотрел, как тень его жены за занавеской движется: ходит, играет на музыкальных инструментах, садится у окна. Она так похожа на его любимую жену, только она – за тончайшей тканью. И императору вдруг стало понятно, что эта ткань – не вечная преграда между ними, и его любимая продолжает жить где-то, только не здесь, и он и его жена когда-то снова встретятся. Просто нужно время. С тех пор он повеселел и стал заниматься государственными делами…

В наше время теневой театр – это одно из направлений театрального искусства. Среди разнообразных форм обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте театральная деятельность занимает одно из приоритетных мест, так как игра – это основной вид деятельности детей.

Теневой театр является легкодоступным видом деятельности, которая помогает решить проблемы в художественном и нравственном воспитании, самостоятельности, инициативности дошкольников. Многие прославленные педагоги говорили о театре как о средстве воспитания.

Для оборудования теневого театра не требуется особых затрат. Для представления понадобится плоский экран, источник света и теневые куклы.

Участие в театрализованных играх доставляет детям радость и вызывает активный интерес.

Игра «Угадай, чья тень»

Игру с дифференциацией домашних и диких животных хорошо провести с детьми четырех лет. Для этого на экране с разных сторон ставят картинки: дом и елочку. На экране появляются тени животных. Дети, угадав животное по тени, рассказывают о нем и размещают картинку в нужном месте.

Эта игра помогает развивать навыки связной речи, закрепляет представления о диких и домашних животных.

Фотография 1

Игра «Что на грядке уродилось?» Воспитатель показывает тень овоща, дети отгадывают, чья это тень, предлагают картинку с цветным изображением, рассказывают об этом овоще.

Игра помогает закрепить знания детей об овощах, активизировать словарь, формировать представление о тени как о символе.

Фотография 2

Игра «Построй башню по тени» Дети сидят на полу перед экраном, у каждого ребенка набор кубиков. Воспитатель с таким же набором кубиков находится за экраном: «Я построю башню, а вы постройте такую же».

Воспитатель строит образец башни за ширмой, а дети повторяют.

Игра помогает детям учиться создавать несложные конструкции, находить в них сходство и различие.

Фотография 3

Игра «Раз, два, три – повтори (пальчиковая гимнастика)» Педагог за экраном показывает движения руками, а дети стараются повторить движения рук педагога.

Игра позволяет повысить речевую активность, учит слушать и понимать речь взрослого, создает благоприятный эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, воображение и память.

Дидактический театр теней «Под дубом»

Педагог читает сказку, акцентируя внимание на расположение предметов на экране. Затем спрашивает у детей расположение предметов относительно другого предмета (справа, слева, около, над).

Цель игры проверить и понять, как ребенок ориентируется в понятиях «верх», «низ», «справа», «слева», ориентируется в пространстве. Сценарий сказки «Под дубом» можно скачать по ссылке.

Теневой театр-сказка «Что всего вкуснее?»

Дети с помощью кукол-марионеток показывают сказку. Театрализованная деятельность помогает активизировать речь детей, воспитывать интерес к инсценировке сказок, учит согласовывать свои действия с действиями других участников спектакля.

Фотография 4

Игра «Руки-артисты» Воспитатель обращается к детям: «Посмотрите, какая у меня собачка. Вы сможете сделать такую? Попробуйте сложить руки так, чтобы получился такой же силуэт. Моя собачка может лаять. Сделайте также».

Делаем силуэты гуся, птицы, козы, кота… Игра позволяет обыгрывать песенки-потешки, развивает образное мышление, мелкую моторику рук и координацию движений, учит согласовывать движение рук и речь.

Фотография 5

Куклы-марионетки очень просты, их легко изготовить, а радость от творческого процесса велика. Марионетки знакомят детей с простейшей механикой – работой рычагов. Они не только помогают создать выразительный образ, но и будят в детях познавательный интерес к техническим решениям. Набор таких игрушек для теневого театра дети используют самостоятельно. Их фантазия может удивить нас взрослых, а самим детям доставит  радость творчества.

Мастер-класс «Изготовление марионеток»

Данный вид деятельности учит делать простейшие марионетки для теневого театра, знакомит с техническими решениями – работой рычагов при создании игрушек-марионеток, совершенствует навыки безопасной работы с ножницами, проволокой, нитями.

Фотография 6

Пусть актерами в дальнейшем станут не многие, но приятные воспоминания останутся у всех. Театральная деятельность – это яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры, радость. Это деятельность, в которой осуществляются желания, мечты и многое другое. Театрализованной игре следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.

Театр теней помогает детям включить воображение, додумать образы, чувства героев и обстановку. В процессе театрализованной игры расширяются и углубляются знания об окружающем мире, активизируется и совершенствуется словарный запас, звукоподражание, навыки связной речи, совершенствуется моторика, координация, плавность и целенаправленность движений, ответственность друг за друга.

По QR-коду и мобильному приложению вы просмотрите фильм, отражающий интересные варианты использования теневого театра, в развитии детей.

Рисунок 1

Фильм также можно просмотреть перейдя по ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.