Рубрики
География

Особенности организации проектной деятельности при изучении курса географии в школе

Вступление в силу Федерального государственного образовательного стандарта затронуло все сферы жизни школы. Современные принципы личностно-ориентированного образования требуют от учителя использования новых методов обучения, позволяющих достичь не только высоких предметных результатов у учащихся, но и способствующих формированию активной жизненной позиции, развивающих исследовательские и рефлексивные умения, навыки и компетенции.

0
Чулкова Евгения Алексеевна,
учитель географии
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением иностранного языка № 1236 имени С.В. Милашенкова»,
chulkova_ea@mail.ru

Вступление в силу Федерального государственного образовательного стандарта затронуло все сферы жизни школы. Современные принципы личностно-ориентированного образования требуют от учителя использования новых методов обучения, позволяющих достичь не только высоких предметных результатов у учащихся, но и способствующих формированию активной жизненной позиции, развивающих исследовательские и рефлексивные умения, навыки и компетенции. Ключевой принцип, лежащий в основе современного образования – это принцип связи обучения с жизнью. Метод проектов, совмещая в себе все перечисленные возможности, занимает ведущее место среди всего, что предлагает нам отечественная и зарубежная педагогика. Он позволяет развивать рефлексивные, поисковые, менеджерские, коммуникативные и презентационные умения и навыки.

Использование метода проектов требует от учителя высокого уровня общей культуры, профессионализма, обладания комплексом креативных способностей, желания действовать вне ритмов классно-урочной системы. Но прежде всего – развитой фантазии. При сопровождении проекта очень важно не поддаться желанию диктовать условия поставленной задачи или тем более пути ее решения. Основная роль учителя – сопровождать ученика в процессе познания, создавать ситуацию свободного выбора.

Работа над проектом начинается с постановки социально значимой проблемы. Поиск проблемы часто оказывается достаточно трудной задачей, которую совместно предстоит решить ученику и учителю – руководителю проекта. Для упрощения формулировки проблемы А.Н. Иоффе предлагает воспользоваться одной из следующих формул:

1. Что-то (ситуация) препятствует, противоречит или мешает чему-то (цель).

ИЛИ

2. Хотелось бы чего-то (цель), но существует что-то (ситуация) [1].

Пример:

Ситуация: жители Дальнего Востока часто страдают от разрушительного воздействия наводнений.

1. Цель – найти способ защитить жителей от природной стихии.

2. Цель – хотелось бы получать богатый урожай в условиях многолетней мерзлоты.

Ситуация – не позволяют природные условия.

Впоследствии выявленная проблема поможет сформулировать тему проекта, в которой будут отражены характерные черты проблемы:

• Прикладные– такие проекты разрабатываются самостоятельно. В географии это может быть, например, «Создание коллекции горных пород для кабинета географии».

• Исследовательские– проекты с такой формулировкой темы разрабатываются на основании проведённых собственных наблюдений и экспериментов, например, «Зависимость плодородия почвы от ее механического состава».

• Теоретические– разрабатываются на основании изучения и обобщения фактов и информации, содержащейся в разных источниках, например, «Изменение представлений человека о внутреннем строении Земли от Древних времен до наших дней».

• Фантазийные– темы таких проектов строятся на основании цитирования слов из песни, высказываний великих людей, крылатых слов и фраз, например, «И на Марсе будут яблони цвести. Освоение красной планеты человеком – мифы и реальность».

Педагогическая литература предлагает и другой подход к формулированию темы проектной работы:

• Как и в первом варианте, тема проекта может быть практико-ориентированной.

Пример:«Применение знаний общегеографических закономерностей в повседневной жизни».

• Может содержать в себе указание сразу на два предмета изучения, возможно даже из разных учебных дисциплин, так сказать «два в одном».

Пример:«Значение мировой транспортной системы в международном туризме», «Города России в творчестве русских писателей».

• Тема проекта может быть сформулирована в виде вопроса, поиск ответа на который и будет являться целью всей работы.

Пример:«Как образуются пещеры?», «Как повысить плодородие почв?», «Сколько времени потребуется на кругосветное путешествие в наши дни?».

• В основе темы проекта может лежать и предметно-объектный принцип.

Пример:«История компаса».

Когда проблема обозначена, цель работы названа, а тема сформулирована, начинается планирование действий по разрешению проблемы, формулируются задачи. Важно понимать, что цель у проекта может быть только одна, и отвечает она на вопрос ЧТО? А задачи – это конкретные действия, которые позволяют достичь намеченной цели, они отвечают на вопрос КАК? И чем больше будет выделено задач, тем лучше. От того, насколько подробно будут расписаны этапы работы, будет зависеть не только легкость и продуктивность дальнейшего труда, но и его конечный результат.

Допустим, что цель проекта – выяснить, есть ли преимущества в использовании солнечной энергии на дачных участках в Московской области. Тогда возможными задачами такого проекта будут:

• раскрыть сущность понятия солнечная энергетика;

• выявить положительные и отрицательные стороны использования солнечной энергии в быту;

• выяснить годовой расход электроэнергии для среднестатистического загородного дома;

• вычислить размер необходимых денежных средств для оснащения дома необходимым оборудованием;

• проанализировать экономическую обоснованность перевода дома на альтернативное энергообеспечение, сопоставив размер финансовых вложений с вероятной выгодой;

• сформулировать выводы на основе проанализированных данных.

Каждую из названых задач тоже можно разбить на несколько более мелких, так мы получим четко структурированный план работы.

После постановки задач наступает момент определить имеющиеся и необходимые ресурсы, подобрать способы достижения цели и ликвидации проблемы. На данном этапе учитель должен познакомить детей с методами работы, подходящими для выбранной темы, а также предоставить список источников информации, с которыми безопасно работать. Это могут быть как традиционные бумажные источники – учебники, справочники, словари, энциклопедии, журналы, так и электронные – CD, видеофильмы, интернет-ресурсы.

Ниже приведены проверенные интернет-источники, которые можно рекомендовать детям для самостоятельного изучения:

• https://www.fmm.ru/ – официальный сайт Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана;

• http://www.klimadiagramme.de/ – климатические диаграммы;

• http://geo.1september.ru/ – официальный сайт газеты «География»;

• http://www.geo-site.ru/ – ресурс, содержащий большое количество информации из области физической географии;

• http://geoportal.rgo.ru/ – геопортал Русского географического общества;

• http://wwf.ru/ – официальный сайт Всемирного фонда дикой природы;

• http://www.gismeteo.ru – метеорологический сайт;

• https://www.google.ru/maps/ – ресурс «Google-карты» позволяет не только получить изображение из космоса любой точки мира, но и совершить виртуальную прогулку по крупным городам;

• http://www.flags.ru/ – все флаги мира;

• http://demoscope.ru/ – электронный аналитический журнал Института демографии НИУ ВШЭ;

• http://mojgorod.ru/ – справочный ресурс по городам России;

• http://vlant-consult.ru/projects/materials/ – регулярно обновляемый статистический справочник мирового хозяйства.

Следующий этап – сбор и структурирование информации. Основная функция учителя на этом этапе заключается в координации работы детей и контроле заполнения папки-портфолио проекта. Очень важно обозначить для учащихся на всем протяжении работы определенные реперные (контрольные) точки, чтобы не допустить авральной работы в последние дни перед представлением проекта. Ребенок должен четко понимать, в какой момент и какую часть работы он должен выполнить.

Когда собрана вся необходимая информация, можно приступать к изготовлению и оформлению продукта. Наличие заранее определенного конечного продукта является главной отличительной чертой проектной работы от исследовательской. Продукт проекта по географии может быть представлен практически в любой известной форме:

• Web-сайт;

• атлас;

• бизнес-план;

• видеофильм;

• выставка;

• газета;

• игра;

• карта;

• коллекция;

• макет;

• прогноз;

• путеводитель;

• справочник;

• и даже костюм или музыкальное произведение.

Таким образом, выбор формы продукта напрямую зависит от фантазии, способностей и желания учащихся.

Чаще всего для презентации проекта выбирают форму научного доклада, сопровождающегося презентацией, созданной в программе PowerPoint, зачитанного на научной конференции. Безусловное преимущество такой формы отчета заключается в том, что ребенок приобретает опыт публичных выступлений в научной среде. Однако, это не единственная возможная форма презентовать проект. Презентация может пройти в виде демонстрации видеофильма, диалога исторических или литературных персонажей, игры с аудиторией, пресс-конференции, рекламы или ролевой игры. Все зависит от того, где именно будет представлена работа и какими требованиями может быть ограничено выступление.

Завершается работа над проектом этапом рефлексии, когда сами учащиеся анализируют, что получилось и что не получилось, в чем причины возникших трудностей и что сделать, чтобы не допустить их в будущем.

В завершении ответим на вопрос, каково же место метода проектов в обучении географии? Как показала мировая и отечественная практика, на уроках, формирующих систему специальных и общеучебных знаний, к которым относится и география, метод показал не самую высокую эффективность. Зато во внеклассной деятельности его реализация проходит очень результативно, особенно в форме межпредметных проектов. Благодаря тому, что география находится на стыке естественнонаучных и социальных дисциплин, есть возможность для интеграции ученических проектов практически с любым предметом: биологией, химией, физикой, литературой, историей, обществознанием и ОБЖ.

Список литературы:

1. Иоффе А.Н. Проектирование: теория и практика. [Электронный ресурс]. URL: http://socialnauki.prosv.ru/?s=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5+&submit (дата обращения: 05.01.2017).
2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 8е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2014.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0