Календарь погоды: играя, познаем природу

79
Рощепий Евгения Николаевна,
воспитатель ДО 4
ГБОУ г. Москвы «Школа № 709»,

Познание детьми окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений, но и с помощью моделирующей деятельности. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Наиболее распространенной моделью является календарь погоды – графическая модель, которая отражает разнообразные явления в природе.

Фотография 1

С помощью календаря погоды дети могут зафиксировать свои наблюдения за сезонными изменениями в природе, за сменой времен года, могут выявлять связи между различными сезонными изменениями в природе. Заполнение календаря производится символами, рисунками – в соответствии с наблюдениями.

Одна неделя наблюдений за погодой и их фиксация в календаре – это состояние природы в определенный период сезона. Модель сезона получается в результате проведения работ ежемесячно. Такая деятельность детей имеет большое значение: дети сами заполняют календарь на основе своих наблюдений в природе. Использование символов, рисунков способствует развитию внимания и сенсорной памяти.

Знакомятся дошкольники с сезонами в течение недели. Одну неделю каждого месяца дети наблюдают за погодой, отмечая состояние неба, наличие или отсутствие осадков, ветра, степень тепла и холода.

Ежедневные наблюдения за погодой должны быть организованы в игровой форме, с использованием различных форм и приемов. Игры лучше проводить в определенной последовательности, что даст возможность работы со всеми элементами календаря погоды:

• знакомство со временами года,

• с месяцами,

• днями недели.

Сезонный круг (времена года) – один из элементов календаря погоды. Детям необходимо рассказать, что существует четыре времени года, которые вместе составляют год. Они сменяют друг друга в строгой последовательности. За зимой всегда приходит весна, после весны лето, а лето всегда сменяется осенью. По ходу рассказа детям надо показывать картинку на круге, называть характерные признаки каждого времени года. С информацией о временах года детей можно познакомить в самом начале, во время знакомства с календарем погоды, а затем закреплять материал по мере рассмотрения сезонов. Для определения текущего времени года можно провести игры: «Когда это бывает?», «Устроим выставку картин», «Что нам нужно?».

Фотография 2

Когда определено время года, дети устанавливают стрелку (деталь календаря) на соответствующую часть сезонного круга.

Фотография 3

Для лучшего усвоения информации можно предложить детям во время перечисления названий сезонов показывать на круге соответствующий сегмент (дольку). Так, помимо слуховой памяти к обучению подключается зрительная память детей. Для закрепления материала можно организовать игры: «Следующий», «Предыдущий». Расширить кругозор дошкольников, их эстетический и художественный вкус поможет экскурсия в импровизированную художественную галерею. В галерее дети познакомятся с работами выдающихся русских художников, а вместе тем смогут определить времена года, которые изображены на картинах.

Каждое время года состоит из трех месяцев. Воспитатель знакомит детей с месяцами каждого времени года, называя их и подытоживая, например: «Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы». Информацию о месяцах года необходимо давать детям постепенно, чтобы они усвоили полученные знания. Для знакомства с названиями месяцев года, можно использовать дидактические игры: «Круглый год», «12 месяцев». В данных играх используются стихи о временах года с указанием месяцев, что способствует формированию временных представлений. Дети будут запоминать не только название месяцев, но и признаки определенного сезона.

Далее можно перейти к знакомству и запоминанию названий дней недели и их последовательности. Если год состоит из месяцев, то каждый месяц состоит из дней, которые объединяются в неделю. Неделя состоит из семи дней, которые повторяются друг за другом. Вместе с детьми повторяются дни недели. Каждый день недели имеет свое цветовое обозначение. Наиболее запоминаемые для детей цвета радуги. Затем с помощью условного обозначения день недели отмечается на календаре. Для лучшего запоминания дней недели можно использовать дидактическое пособие «Паровозик», которое мы придумали и сшили сами. Игрушка состоит из паровозика и семи вагончиков, каждый из которых имеет свой цвет: красный – понедельник, оранжевый – вторник и т.д. На каждом вагончике определенное количество окошек. По количеству окошек можно определить, каким по счету будет день недели: одно окошко – первый день недели, два окошка – второй день и так далее. С игрушкой-помощником можно организовать разные игры: «Исправь ошибку», «Угадай день недели». Данное пособие будет способствовать сенсорному развитию, развитию общей и мелкой моторики, а также развитию связной речи ребенка.

С помощью игры «Мой календарь» можно дошкольникам дать такое понятие, как дата: точное календарное время, а именно указание числа, месяца и года. На календарь погоды прикрепляются карточки с указанием числа, месяца и года. Как подсказку можно использовать обычный настенный или настольный календарь. Отметить дату на календаре погоды можно и с помощью маркера.

В комплект учебного пособия «Календарь погоды» входят четыре большие съемные карточки с изображением детей на улице в разные времена года. Дошкольникам необходимо объяснить, что в зависимости от погоды на улице люди одеваются в более теплую или более холодную одежду и рассказать, почему необходимо одеваться по погоде. А с помощью игры «Что нам нужно?» можно определить, какие предметы, одежда подходят определенному времени года, а также – какая из четырех картинок пособия подходит к нашему сезону. Определив сезон, дети прикрепляют картинку на календарь.

После того как на календаре отмечены время года, месяц, дата, вместе с детьми необходимо определить погоду на тот или иной день недели: «Какая сегодня погода? Холодно или тепло на улице? Ветрено или спокойно? Солнечно или пасмурно?».

Дети подбирают соответствующие картинки учебного пособия, комментируя, прикрепляют их на календаре погоды. Затем маркером отмечают температуру воздуха на термометре.

Используемые в работе с календарем погоды «игрушки-помощники» – капелька, градусник, паровозик, помогут организовать сюрпризные моменты, игровые обучающие ситуации.

Фотография 4

Интересным для ребят видом деятельности является заполнение индивидуального дневника наблюдений за погодой.

Фотография 5

Дневник наблюдений заполняется каждую третью неделю месяца. А заполняя дневник каждый день в течение недели, дети постепенно учатся делать обобщения, смогут подсчитать, сколько было солнечных, пасмурных, дождливых дней, обратить внимание на изменения в природе (выпал первый снег, опали листья, замерзли лужи и так далее). Так как дошкольники еще не умеют писать и читать, сведения о погоде заполняются в дневнике наблюдений с помощью условных обозначений, символов.

Работа с календарем погоды способствует не только познавательному развитию, развитию речи, умению общаться, но и формирует эмоциональную сферу детей. Непосредственное общение ребенка с природой, наблюдения за природными явлениями, будут воспитывать желание защищать природу, заботиться о ней, радоваться ее красоте.

Фотография 6

Игры для работы с детьми

«Когда это бывает?»

Цель: уточнять и углублять знания детей о временах года, развивать умение классифицировать, развивать связную речь, внимание, быстроту мышления.

Ход игры: ребенок выбирает картинку с изображением одного из времен года, рассказывает, что на ней изображено и располагает в определенном секторе сезонного круга.

«Что нам нужно?»

Цель: закреплять представления детей о временах года.

Ход игры: детям предлагают отобрать предметные картинки и разложить их по временам года и объяснить: «Зачем нужны эти предметы?».

«Устроим выставку картин»

Цель: упражнять детей в классификации явлений природы по сезонам.

Ход игры: картинки с изображением сезонных явлений необходимо распределить по временам года: например, осень – зима.

По QR-коду и мобильному приложению Вы увидите в фильме интересные варианты деятельности детей с календарем погоды (рис. 1).

Рисунок 1

Вы также можете просмотреть фильм, перейдя по прямой ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.