Рубрики
Управление

Использование ИКТ в процессе обучения предметам гуманитарного цикла в условиях малого города: опыт, проблемы и перспективы

Многие исследователи полагают, что заинтересованность к изучению предмета можно создать, применяя на занятиях современные компьютерные технологии. Умело внедренные ИКТ в контекст урока, по сравнению с традиционными формами обучения, способствуют развитию умения самостоятельно осуществлять поиск информации и позволяют устранить информационный дефицит.

0
Денисова Юлия Петровна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ № 3 города Щучье Курганской области,
julionlain@bk.ru

Особенностью организации учебного процесса в общеобразовательной организации малого города является малочисленность классов, что создает определенные педагогические трудности:

– число ориентиров для сравнения и оценки своих реальных успехов в учебной деятельности мало;

– круг общения детей узок, что препятствует формированию коммуникативных навыков;

– возможности для выбора видов досуговой деятельности ограничены.

Отсюда возникает необходимость изыскивать средства для мотивации учащихся к учебной деятельности. Многие исследователи полагают, что заинтересованность к изучению предмета можно создать, применяя на занятиях современные компьютерные технологии. Умело внедренные ИКТ в контекст урока, по сравнению с традиционными формами обучения, способствуют развитию умения самостоятельно осуществлять поиск информации и позволяют устранить информационный дефицит.

На уроках русского языка и литературы учитель в педагогической практике успешно использовались следующие способы по внедрению ИКТ в обучении:

1) Создание проектов, ориентированных на применение и приобретение новых знаний учащихся. При работе над проектом ученики осуществляют поиск информации, анализируют ее, а затем создают продукт. В качестве продукта могут выступать работы различного характера – мультимедийные презентации, электронные пособия, например:

– презентация «Языковые аномалии в наружной рекламе города Щучье Курганской области»;

– иллюстрированное электронное пособие со стихами поэтов города Щучье Курганской области «Земляки для детей»;

– электронное пособие «Генеалогическое древо семей литературных героев из произведения “Дубровский” А.С. Пушкина».

2) Cпомощью работы над выпуском электронного школьного периодического издания можно значительно разнообразить процесс обучения. Тексты статей из школьной газеты можно использовать для анализа публицистического стиля речи.

3) Cистема специальных упражнений, которые стимулируют активную мыслительную деятельность обучающихся: создание синквейнов, кластеров, буктрейлеров.

4) Нетрадиционные формы занятий: урок-проблема по решению кейсов, урок-соревнование «Лингвистическая олимпиада», урок-игра «Лингвистический КВН». Богатый материал по этому вопросу содержится в учебном пособии «Игра в процессе обучения школьников русскому языку» С.А. Черницыной [2].

5) Использование компьютерных учебников, различных словарей, справочников, энциклопедий, интернет-ресурсов, мультимедийных продуктов, формирующих способность к самостоятельной деятельности по получению знаний и развитию умений (сайты «РешуЕГЭ», «Могу писать», «Русская классическая литература: звуковые записи для свободного некоммерческого использования»).

Реализация последнего пункта представляет наибольшую сложность. Из-за удаленности населенного пункта подключение школ малого города к сети интернет для получения доступа к электронным ресурсам становится затруднительным. Кроме того, в школах малого города сильнее ощущается недостаток знаний у учителей в использовании ИКТ в преподавании. Отсутствие развитой социально-культурной инфраструктуры, низкий уровень заработной платы, отсутствие жилья вынуждают учителей, работающих в школах малого города, брать высокую нагрузку, чтобы «выжить» в сложных современных условиях [1]. Данная ситуация приводит к тому, что времени на подготовку у учителя к внедрению и регулярному использованию ИКТ в свою педагогическую деятельность не остается.

Перспективами использования ИКТ в процессе обучения русскому языку и литературы в условиях малого города являются:

1) создание условий для формирования у учителей элементарных умений и необходимых навыков работы с компьютером;

2) организация семинаров и практикумов для учителей с целью совершенствования методик использования информационных технологий в учебном процессе, обобщения и обмена опытом работы;

3) формирование и пополнение фондов электронными учебниками и справочниками, дисками.

Список литературы:

1) Нелюбов С.А. Сельская школа живёт и надеется на лучшую долю // Народное образование. 2012. № 10. С. 66.
2) Черницына С.А. Игра в процессе обучения школьников русскому языку: учеб. пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Кург. гос. ун-т. Курган: [Изд-во Кург. гос. ун-та], 2005 (Ред.-издат. центр КГУ).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.