Рубрики
История

Произведения культуры как основа уроков обществознания

Та информационная среда, благодаря которой каждый человек социализируется в современном мире, что мы называем культурой, давно стала не просто пластом самовыражения, но и еще огромным зеркалом, отражающее все то, что происходит с тем самым человеком. Благодаря ей, мы естественно становимся личностями в самом широком смысле этого слова: формируется воспитание, усваиваются моральные ориентиры, устанавливается мировоззрение.

0
Жигунов Вячеслав Павлович,
учитель обществознания, права и экономики
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1363»,
zhigunovvp@sch1363.ru

Та информационная среда, благодаря которой каждый человек социализируется в современном мире, что мы называем культурой, давно стала не просто пластом самовыражения, но и еще огромным зеркалом, отражающее все то, что происходит с тем самым человеком. Благодаря ей, мы естественно становимся личностями в самом широком смысле этого слова: формируется воспитание, усваиваются моральные ориентиры, устанавливается мировоззрение. И на наш взгляд, именно эти позиции являются ключевыми при занятии такой культурной деятельностью, как образование, а именно обучение последующего поколения. Если отталкиваться от словаря Д.Н. Ушакова, то образование – «процесс усвоения знаний, обучение, просвещение». Можем ли мы «окультуривать» детей с помощью произведений культуры? На наш взгляд, да. И именно это мы постоянно делаем в своей собственной педагогической деятельности.

Как уже было указано выше, культура играет огромную роль в жизни каждого человека, не являясь прерогативой какого-то отдельного слоя. Она всеобъемлюща.

Культура настолько интегрирована в нашу жизнь, что нет никакой особой разницы, какая подготовка у ученика. Если это среднестатистический человек, то массовые ценности будут ему знакомы и близки, а уж если у него есть определённый «багаж» знаний и он претендует на роль действительно культурного (т.е. образованного) человека, то проявления сложной, по настоящему близкой к искусству, элитарной культуры, не должны его напугать. И все дары этих видов культуры, мы можем использовать в своей педагогической деятельности.

Каким образом?

В одном из самых известных романах отечественной литературы «Евгений Онегин», есть следующие строки:

«Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокой эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Отец понять его не мог

И земли отдавал в залог».

В чем же здесь основа для обществознания?

Конкретно здесь, нас интересуют метапредметные связи, то есть те, которые могут быть применены в разных учебных дисциплинах. Раз это произведение А.С. Пушкина, логично предположить, что изучается оно на уроках литературы. Но если обратить внимание на слова «читал Адама Смита…», то можно предположить, что это как-то связано с экономикой, одним из разделов обществознания. И снова возникает вопрос: «Каким образом?».

Являясь высокообразованным человеком, Пушкин, сам читавший шотландского экономиста, под словами «простой продукт», подразумевает разницу между готовыми товарами и услугами и деньгами, которые уже сам Смит считал в своих спорах с приверженцами монетаризма бесполезными, выдвигая вперед именно продукты. И широко известно, что многие страны, без особой территории и огромных запасов ресурсов, но с высокими показателями как ВВП, так и ВНП (к примеру, Япония), являются одними из мировых экономических лидеров, именно за счет того самого готового простого продукта. Таким образом, несколько строчек классического романа дают обществоведу гигантский простор для действий. Мы можем говорить как о системе национальных счетов, так и о различных аспектах инфляции, которая может наступить, если цена на простой продукт будет неоправданно расти при уменьшении покупательной способности денежной массы.

Казалось бы, совмещение литературы и обществознания проявляются только в качестве аргумента при написании эссе на ЕГЭ, но на наш взгляд, это совершенно не так.

Другим примером, как произведения культуры помогают процессу обучения обществознанию, являются такие, без преувеличения, культовые книги как «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, «1984» Джорджа Оруэлла и «Мы» Евгения Замятина. Все они объединены идеей о крайне утопичном будущем нашего общества, которое, с одной стороны, является раем, а с другой – отлично иллюстрирует концепцию карающего неугодных тоталитарного государства.

На основе целых сюжетов или отдельных фрагментов мы можем вывести самые распространенные черты тоталитаризма: подконтрольность людей, тотальная слежка, нерушимая и слепая вера в простую и временами аморальную идею и, само собой, безграничная и брутальная сила государства, катком уничтожающая всех недовольных. Ассоциируя и сопереживая Д-503, Уинстону Смиту и особенно близкому современным детям Гаю Монтэгу, учащиеся куда глубже понимают абсолютный ужас данного политического режима и учатся ценить ту свободу, которую им дает демократия. Также на основе примеров этих произведений, логично изучать понятия «утопия», «дистопия», «технократизм» и самое интересное, на наш взгляд – представление о моральном выборе.

Существуют и еще произведения, которые используются нами для раскрытия такой тонкой темы, как моральный выбор. Но, в силу своей бескомпромиссности, они могут подойти далеко не всем учащимся.

Первое, о чем пойдет речь – «Заводной апельсин» Энтони Берджесса.

Неоднозначная книга, бьющая по многим комфортным зонам нашего общества, так как главный герой, Алекс – несовершеннолетний преступник-рецидивист, в ходе тюремного социального эксперимента лишенный возможности выбора. Человек, запрограммированный делать все только по закону. Человек, делящий все на черное и белое. Но, насколько нам известно, моральный выбор – это выбор на основе того, что есть как добро, так и зло. И с помощью этого произведения, учащиеся старших классов могут понять это намного лучше.

К сожалению, большая часть современных детей читает не так уж и много, и именно по этой причине, второе произведение будет намного актуальнее, ведь оно пришло к нам из кинематографа. Речь идет о чешской короткометражной драме 2003 года «Мост», сценаристом и режиссёром которой выступил Бобби Гарабедиан. Эту душераздирающую историю мы ни разу не показывали на уроках, а только пересказывали сюжет. На наш взгляд, саму ситуацию уже крайне тяжело слышать и осознавать.

В фильме идет речь о мужчине – работнике железной дороги, и его сыне. Они искренне любят друг друга и счастливы той жизни, какая у них есть. До тех пор, пока перед отцом не встает ужасающий выбор: принести в жертву собственного ребенка для спасания полного людей поезда, либо прервать десятки жизней ради одной, но такой родной. Именно на основе этого сюжета можно полностью раскрыть перед учащимися главную особенность морального выбора – он никогда не бывает простым и очевидным.

Казалось бы, что кино куда более яркий пример для изучения истории, ведь нам показывают эпоху, мы видим своими глазами реконструкцию того времени. Всё это замечательно иллюстрирует рассказ учителя о том или ином времени, создаёт такую нужную многим ученикам «картинку». Но и в обществознании, как нам кажется, кинематограф может играть огромную роль.

Одним из самых излюбленных фильмов, который мы используем на уроках обществознания, является «Чучело» Ролана Быкова 1983 года. Простая, и от этого особенно жуткая, история несправедливого столкновения искренней Лены Бессольцевой с учащимися ее нового класса является прекрасной иллюстрацией темы «конфликт». Мы можем подробно разобрать причины и структуру, способы поведения и самое главное, на наш взгляд, – способы его разрешения. Параллельно с этим, все это может быть практически видно детям на основе данного кинофильма. После просмотра, нами выдаётся задание следующего характера – самостоятельно объяснить, почему ситуация разрешилась именно таким образом и были ли другие возможные варианты исхода. В результате такой работы, детьми демонстрируются абсолютно разные подходы к решению одной конфликтной ситуации, что показывает огромный плюс любого продукта культуры на уроке – разнообразие его интерпретации.

Предыдущий пример чаще всего используется для объяснения темы «конфликт» для шестых классов. Но ведь эта же тема есть и в программе десятых — одиннадцатых классов. Конечно, со старшими классами пример с «Чучелом» так же актуален, но есть и более интересный для них вариант. В 2006 году, британский режиссёр Кристофер Нолан выпускает свою одноимённую экранизацию романа «Престиж» (оригинальный роман написан Кристофером Пристом в 1995 году). По сюжету кинофильма, главные герои – фокусники вступают в профессиональное противоборство, которое началось в их жизни из-за межличностного конфликта. Опять-таки, как и в прошлом случае, мы можем проследить все этапы конфликта и способы поведения в нем. Окончание конфликта тут куда более однозначное, чем в «Чучеле», но нам здесь важнее процесс его протекания, так как тут персонажи уже не шестиклассники, а взрослые сформировавшиеся люди. А ещё лучше, дать старшеклассникам фрагменты двух этих картин для сравнения. Таким образом, мы можем доказать неоднозначность конфликта. Хотя, нужно отметить, что оба произведения не рассматривают положительные стороны этого явления, акцентируя внимание только на минусах, что не дает, к сожалению, полного представления об обсуждаемой теме.

Не стоит забывать, что многие современные фильмы затрагивают крайне актуальные, хотя и деликатные вопросы. К примеру, именно обществознание в школьном курсе освещает темы «толерантность» и «дискриминация». Можно ли показать их на более ярких примерах? На наш взгляд, да. В развлекательном и доступном (но не примитивном) виде, эта проблема показана, как бы это было не удивительно, в недавнем мультфильме «Зверополис» (2016 год, режиссеры – Байрон Ховард, Рич Мур, Джаред Буш) компании «Дисней». На основе этого произведения мы можем донести детям младшего возраста мысль о терпимости, уважении к различным этносам, конфессиям и идеям. Старшеклассникам такой пример тоже будет уместен, но, как и в случае с темой «конфликт», у нас наготове есть более взрослый аргумент. Африканский режиссер Нил Блокамп снимает социально-ориентированную научную фантастику и такие ленты, как «Элизиум» (2013) и особенно – «Район 9» (2009), раскрывают вышеназванную тему дискриминации куда объемнее. Что естественно, так как фильмы сняты для более взрослой аудитории, нежели творение «Диснея». Могут ли они служить основой для объяснения такого тонкого вопроса? На наш взгляд, да, и очень достойно, хотя и в форме развлекательного продукта. Но ведь именно и это есть цель массовой культуры – донести сложное просто.

В заключение хотелось бы отметить, что это малая часть той культурной информации, что может использовать в своей деятельности учитель обществознания. Мы надеемся, что смогли донести свою главную идею о том, что в процессе образования можно «окультуривать» детей с помощью произведений культуры. Да и использования на занятиях материала такого рода позволит очень сильно разнообразить образовательный процесс и сделать даже не самые простые или интересные темы увлекательными для обучающихся.

Список литературы и кинофильмов:

1. Берджесс Э. Заводной апельсин. М.: АСТ, Книга на все времена, 2010.
2. Блокамп Н. Район 9. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/397494/ (22.12.2016).
3. Блокамп Н. Элизиум. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/487409/ (22.12.2016).
4. Брэдбери Р. О скитаньях вечных и о земле. М.: Правда, 1987.
5. Быков Р. Чучело. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/45524/ (дата обращения: 22.12.2016).
6. Гарабедиан Б. Мост. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/49848/ (дата обращения: 22.12.2016).
7. Замятин Е.И. Мы. М.: Азбука, Малое собрание сочинений, 2014.
8. Нолан Кр., Престиж. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/195334/ (дата обращения: 22.12.2016).
9. Оруэлл Дж. 1984. М.: АСТ, Neoclassic, 2013.
10. Пушкин А.С. Евгений Онегин. М.: АСТ, Русская классика, 2009.
11. Ховард, Байрон, Мур, Рич, Буш, Джаред, «Зверополис». [Электронный ресурс]. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/775276/ (22.12.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.