Проведение предпроектных исследований при разработке дизайн-проектов

257
Макавеева Наталья Сергеевна,
преподаватель
ГБПОУ г. Москвы «Колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже»,

Методика обучения специальности «Дизайн (по отраслям)» –  «Графический дизайн и Дизайн в информационных технологиях» в части «МДК 01.01 Дизайн-проектирование, композиция, макетирование и современные концепции в искусстве» в самом названии, которого предполагает использование проектного метода обучения. Особенно актуальным это становится на 3 курсе обучения при изучении темы «Дизайн-проектирование», в частности при разработке дизайн-проекта многостраничной печатной продукции – журнала.

Данный метод при разработке дизайн-проектов различных объектов дизайна предполагает определенный алгоритм проектного мышления, состоящий из нескольких этапов. На первом этапе – это формирование идеи, формулировка авторской гипотезы идеального существования проектируемого объекта дизайна.

Проблемный метод – наиболее эффективный и действенный в условиях высокой конкуренции на рынке товаров и услуг в формировании ситуации и того культурного контекста, в котором объект дизайна будет существовать. При использовании логики проблематизирующего подхода процесс проектирования освобождается от готовых решений, что позволяет найти новый нетривиальный подход. На этом этапе проводятся предпроектные исследования целевой аудитории. Это могут быть опросы и анкетирование. Целью предпроектных исследований становится: выявить своего типичного потребителя; почувствовать, что его интересует; оценить его ситуационную логику в определенной проектной ситуации. Исследование должно помочь понять характер и тип адресата дизайна, его ожидания, связанные с проектируемым объектом и т. д. Такие исследования позволяют более ясно представлять: какие стоят перед проектом задачи, какие проблемы он должен решить и позволяют перейти от идеи к определению цели и задач проекта.

Определение концепции дизайн-проекта включает в себя: формулирование цели и задач проекта, определение целевой аудитории и проектной ситуации, классификация и определение объекта дизайна с точки зрения материального носителя. Например, для многостраничного печатного издания это будет: его классификация с точки зрения распространения, целевой аудитории и в зависимости от контента, формат издания, информационная структура, технология печати и т.д. Концепция проекта может меняться вплоть до утверждения визуального дизайна. Влияют на эти изменения предпроектные исследования, целью которых является конкретизировать проектную ситуацию и выбор наиболее актуальных решений.

Рисунок 1

Вторым этапом становится разработка эскизного проекта. Создание современного проектного образа, поиск новых и нестандартных решений, внесение социокультурных значений, проектируемого объекта дизайна – это те задачи, которые решаются на этом этапе. При работе над дизайн-проектом нельзя ограничится только одним видом исследований. Если есть четкое понимание, что проектный образ будет органично существовать в определенной культурной среде, востребованным будет исследование творческого источника. В качестве творческого источника могут выступать все аспекты окружающего нас предметного мира. Наиболее часто обращаются к художественным и историческим стилям, либо стилям отдельных личностей – художникам, архитекторам. В качестве творческого источника рассматривают также природу, взяв за объекты исследования ее творения, например, мир насекомых или растения. Современная культура – киноискусство, мир анимации и виртуальных компьютерных игр, также может выступать в этом качестве. Реже обращаются к музыке, существуя в основном в эмоциональной и духовной сфере, переосмыслить ее можно только пропустив через себя, свой внутренний мир, ассоциации. Работая с творческим источником, наиболее востребованным сегодня, стилевым направлением «минимализм», можно найти его материальные проявления в живописи, архитектуре, графике, в предметном дизайне, что позволяет собрать большой фактический материал, на основании которого можно выявить и охарактеризовать художественный язык и стилевые приемы. Основным методом дальнейшей работы над дизайн-проектом в этом случае будет творческое переосмысление в соответствии с задачами проектами выявленных выразительных возможностей стиля и их перенос на объект дизайна.

Поиск своего понимания творческого процесса, заставляет обратится к внутренним ресурсам и к накопленному человечеством опыту. В конце ХХ века тенденция к индивидуализации стала причиной появления множественности в моде и эклектике как методу проектирования в предметной среде. «Вы – личность, вы имеете право на свой взгляд, на свое понимание красоты». Это не означает, что мода исчезла, она стала многообразной, многозадачной и вариативной. Мода сейчас – это чувство современности, которое творим мы все в силу своих умений, стремлений и понимания мира и красоты. Создать востребованный проект образ, не обращаясь к модным тенденциям практически маловероятно, а дизайн должен быть современным всегда. Таким образом, вторым видом предпроектных исследований на этапе разработки эскизного проекта становится исследование современных тенденций.

В зависимости от объекта проектирования и целей исследования следует сформировать критерии, по которым будет подбираться информация. Более подробно хочется остановиться на примере разработки дизайн-проекта многостраничного печатного издания. Для определения тенденций в визуальном оформлении журнала как объекта исследования по отдельности следует рассмотреть: справочный аппарат, текстовые комплексы и иллюстративные комплексы. Для каждого из них должны быть выставлены критерии, определяющие типологию, состав, композиционное, стилевое, колористическое решения. Например, заголовочные комплексы могут характеризовать такие критерии: одногарнитурный или многогарнитурный тип; простые, составные или сложносоставные; расположение на полосе или развороте; характер шрифта или комбинации шрифтов; количество цветов, а также какими средствами решается иерархия заголовков в издании. В современных тенденциях в оформлении заголовков можно выявить использование разрядки текста как графического и стилевого приема. Он применяется в текстовых комплексах на обложках и в заголовках разнообразно, в соединении с другими тенденциями. В своем крайнем проявлении – буквы располагаются по модульной сетке, без соблюдения деления на слова, заполняя все пространство полосы или разворота. Также актуальной остается тенденция, выросшая из привычки подчеркивания желтым люминесцентным фломастером главного в предложении. Дизайнеры превратили ее в графический прием, где обязательно выделение каждой строчки по отдельности, и главное – быть экономным: слово закончилось, и вы остановились. Неровный край набранного построчно заголовка – главный прием этой тенденции.

Рисунок 2

В визуальном дизайне титульного комплекса можно выделить следующие тенденции. Заключение информации в простые геометрические формы наподобие этикеток, тенденция развивается в сторону графического упрощения, титульный комплекс теряет свой информационный состав, превращаясь в графический знак. Также использование различных наложений текста на иллюстрации при помощи обтравочных масок. Эта тенденция совмещается в иллюстративном комплексе с тенденцией размытия и тонирования фотографий. В композиционном оформлении титульного комплекса проявляется тенденция создания пространственной композиции за счет размещения текста и иллюстраций на разных планах.

После анализа информации и определения современных тенденций, соответствующих идее проекта следует сделать выводы, в которых аргументированно обосновать свой выбор той или иной тенденции. При разработке эскизного проекта особое внимание всегда уделяется его вариативности. Даже имея четкое понимания приемов художественного языка творческого источника и тенденций, которые отвечают вашей концепции, их соединение, взаимное влияние столь многообразно, что разработка вариантов визуального дизайна, например, разворота журнала с одним набором элементов становится первоочередной задачей.

После утверждения визуального дизайна можно перейти к разработке проекта в материале. На этом этапе будут полезны аналоговые предпроектные исследования. Возвращаясь к разработке дизайн-проекта журнала, наиболее остро стоит проблема определения информационной структуры издания. Определения принципов структуризации информации, ее разбиения и состава. Аналоговое исследование проводится среди журналов одной тематики. Задачами исследования будут: определения количества рубрик, вид и соотношение контента в них, количество полос, стилистика названий рубрик. Алгоритм исследования состоит в сборе информации, ее анализе и формулировке выводов, которые помогут выбрать оптимальную информационную структуру журнала, а также в дальнейшем подобрать контент.

Приведенные примеры различных предпроектных исследований не являются единственным возможным вариантом их выполнения на разных этапах разработки дизайна-проекта. Основополагающим является понимание, что предпроектных исследований для успешного создания дизайна должно быть выполнено несколько, каждое из них должно решать определенные задачи, которые определяются проблематикой проекта, целевой аудиторией, ситуацией в которой ваш объект дизайна станет востребованным и той предметной средой, в которой будет существовать. Алгоритм проведения предпроектного исследования в зависимости от его вида может быть разным, но ясное понимание целей проведения исследования, определение критериев или формулировка вопросов, сбор информации, ее анализ и формулирование выводов являются обязательными элементами.

Комплексы оформления печатных изданий – в Приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.