Из опыта организации проектной деятельности при обучении живописи

98
Степанова Лусик Михайловна,
преподаватель художественно-графических дисциплин
ГБПОУ г. Москвы «Колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже»,
stepanova.lusik@mail.ru

«Известно, что учить детей правилам изображения бесполезно, пока у них не появится мотивация на самовыражение, что и стимулирует их стремление к освоению конкретных умений. Ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения» [4, c. 80].

В данной статье сообщается о предпосылках, ходе и результатах проектной работы, проведенной в области учебной живописи на отделении колледжа.  Проблемы, возникающие при выполнении живописных заданий у многих студентов, заставили искать подходы, способы и средства, способствующие мотивации и, как следствие, развитию творческой активности, заинтересованности студентов. Основы, заложенные в живописи импрессионистами, используются во многих учебных заведениях изобразительного искусства, в особенности на первых годах обучения, когда необходимо развить цветоощущение и понимание законов цвета. Содержание данной проектной деятельности ориентировано на творческие потребности, интересы и потенциальные возможности обучающихся. По каждому из возникавших в ходе работы вопросов рассматривалась субъективная позиция учащихся.

Преподавателем были обозначены методы для исследования, поставлены задачи: познакомится с направлением в живописи «Импрессионизм», выполнить презентацию, с акцентом на колористические задачи импрессионистов выполнить копии работ. В ходе работы учащиеся включились в активную творческую деятельность. Работа группой была выполнена самостоятельно, задача преподавателя заключалась в координации и поддержке студентов.

Необходимо выделить параметры, позволяющие оценить эффективность  проведенного проекта и в целом проведения проектной деятельности на предмете «Живопись»: это развитие творческой активности учащихся, приобщение к великому искусству, развитие самостоятельности в поиске материала для изучения и анализа. В результате апробации творческого проекта по предмету «Живопись» в данной группе имеются положительные тенденции в обучении. Это – развитие инициативы учащихся, проект учит их настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности.

  «Нельзя понять настоящее, не зная прошлого»

Импрессионизм утверждал красоту повседневной действительности во всем богатстве ее красок и постоянной изменчивости. Живописная система импрессионизма отличается разложением сложных тонов на чистые цвета, как бы смешивающиеся в глазу зрителя, богатством рефлексов и валеров, цветными тенями. Импрессионисты-дивизионисты, Сера, Синьяк, Моне и др. обновили колорит, они отказались от темных, земляных красок и наносили на холст чистые, спектральные цвета, почти не смешивая их предварительно на палитре.

«Их главной заботой было воспроизведение на картине быстро меняющегося состояния природы; сам же предмет изображения с его объективными свойствами утратил былое значение, как бы растворился в световоздушной среде. Художники, увлеченные идеей цвета и света, стремились передать не сами свойства предмета, а мимолетную игру световых и цветовых пятен на его поверхности». Вспомним «Руанский собор» Моне. К факторам, влияющим на изменение цвета, относятся световоздушная среда, цветовое окружение, источники освещения. У обучающихся нужно развивать способность видеть предметы в окружающей среде, смотреть на натюрморт как на гармоническую группу предметов, связанную по цвету единым освещением с рефлексными и пространственными связями. Необходимо научить работать отношениями.

На предметно-цикловой комиссии была рассмотрена актуальность проведения в группе предложенного проекта «Мы познаем импрессионизм» в качестве внеаудиторной самостоятельной работы. Задачами проекта являлись: привитие интереса к живописи, развитие чувства цвета, гармоничных цветовых отношений, богатства цветовых вариаций, цветовой палитры, колорита, понимание природы цвета, интереса к экспериментированию на примере импрессионизма. Известно, что импрессионисты, изучая связи света и цвета порой писали в разных световых состояниях один и тот же пейзаж. Вспомним «Руанский собор», «Стога в Шайи» Моне. Моя задача – уже на первом курсе научить учащихся смешивать цвета для получения нужных оттенков, понимать влияние освещения и окружающей среды на цвет предмета, выявлять и выполнять рефлексную взаимосвязь предметов, писать гармоничными отношениями, лепить форму цветом, понимать особенности колорита в живописи, закрепить первичные знания цветоведения, развить эстетический вкус. Для того, чтобы «уйти» от так называемого локального «константного» цвета в живописи одни и те же предметы помещались в разные освещения и цветовые среды. Нескольким учащимся группы было предложено участвовать в проекте: ознакомиться с направлением во французской живописи «Импрессионизм», выполнить обзорную презентацию, рассмотреть и проанализировать живопись художников-«дивизионистов», попытаться разобраться под моим руководством с основами живописного приема и постулатами импрессионистов, выполнить копии фрагментов, в том числе работу на спектральных цветах. Проблемы, обозначенные мной, преподавателем живописи заставили провести педагогический эксперимент несколько обновить тактику преподавания живописи в пределах программы и стандартов. Дело в том, что молодежь, поступающая в колледж стремится получить интересную творческую профессию, не представляя, какой за этим кроется труд и не готова к самостоятельным усилиям и действиям. Столкнувшись с тем, что на живописи, пройдя предельно краткую вводную часть по цветоведению и освоив теоретически определенные понятия, учащиеся не всегда на практике готовы их применить. Известно, что техника выполнения живописного натюрморта является базовой для понимания цвета как художественного средства. Проблема заключается в том, что цвет предметов у многих учащихся рассматривается локально, цветовые отношения вялые, в лучшем случае разбираются светлотные отношения. Здесь задача педагога комплексная: раскрыть особенности живописного видения, пополнить багаж студента знаниями цветоведения, научить видеть красоту живописных полотен мастеров колористики.Многое зависит от творческого подхода педагога.

Большую роль играет личный пример педагога, включение с демонстрацией личного опыта, мастер-классы. Один из приемов «ухода» от константности цвета – выполнение одного и того же учебного натюрморта при естественном дневном, вечернем и искусственном освещении, а также с использованием «мозаичного» приема.Научить писать, постоянно сравнивая света, полутона, тени, так как метод сравнения является основой для поиска цветовых отношений, писать раздельными мазками так, чтобы каждый мазок составлял гармоничный переход от света к полутону далее тени и рефлексу.На 1 курсе ведется поиск методических условий, системы методов способствующих развитию цветоощущения, колористическому видению у студентов в живописи натюрморта. От развития вышеперечисленных умений, знаний и навыков студентов зависит в большой степени их профессионализм в любой из областей декоративно-прикладного искусства. Данный проект является экспериментальным, с целью поиска возможных, включая игровые приемы (викторина), вариантов доступности, интереса к информации в каждом конкретном случае. По результатам проекта применяется система поощрений (грамоты, оценки). Таким образом, проект включает в себя исследовательскую и творческую работу по обработке освоенной информации и имеет целью применение полученных знаний и навыков в учебной живописи. Развитие чувства цвета, цветового и колористического единства, цветовых гармоний, «культуры цвета» требует многостороннего подхода. Большую роль играет изучение теоретических основ и выполнение заданий по цветоведению и колористике.Предмет исследования учебного проекта – теоретические основы, пути, методы и средства, колористического языка импрессионистов общего колористического строя их живописных работ, их живописное и световоздушное видение.«В колористическом видении ведущую роль играют цветовое видение, цветовые представления и чувство цвета – это те механизмы, звенья, которые способствуют колористическому мышлению» [4]. Таким образом, предполагается, что проектная деятельность создает исследовательскую творческую атмосферу. Задача студента – самостоятельно собрать, изучить, проанализировать материал о живописи импрессионистов, проиллюстрировать данную информацию в презентации, проанализировать в копиях художественные средства и приемы импрессионистов. В результате студент учится находить пути к самостоятельному, продуктивному личностному совершенствованию и познанию. Учащиеся должны самостоятельно найти материал об открытиях в области цветоведения, (уточнить основные понятия цветоведения) в середине XIXвека, и какую роль они сыграли в живописи импрессионистов. Убеждена, что такой методический подход – проектная работа учащихся под руководством преподавателя является эффективной.Следующий проект в этой группе, связанный с законами и открытиями в цветоведении, ассоциативными и образными композициями, ибо как написал в своей книге «Искусство цвета» Иоханнес Иттен, знание законов цвета это «повозка» в чудесную страну «Колористика».

Рефлексия, т.е. критерий успешности проделанной учащимися работы, заключается в проверке качества выполненных ими работ. Работа велась по следующему плану:

1. Поисковый этап.

2. Обобщение и систематизация теоретического и аналитического материалов.

3. Анализ собранного материала.

4. Формирование презентации.

5. Разработка и эскизирование.

6. Копирование с целью изучения. Выполнение упражненийс отдельными натюрмортными формами.

7. Выполнение натюрморта с натуры на основе полученного опыта.

8. Решение образной задачи, используя изученный метод.

Проведение проекта дало положительные результаты:повысился познавательный и практический интерес к предмету живописи. Живопись обладает магнетическим свойством. Поднявшись на определенную ступеньку невозможно остановиться, хочется подниматься выше. Важно культивировать максимально творческую атмосферу. Тот или иной уровень развития колористического видения студентов является результатом их конкретной познавательной учебной деятельности. На занятиях по живописи наблюдаются положительные тенденции: чувственное восприятие цвета обогатилось осознанием его теоретических основ, благодаря знакомству с живописным опытом художников импрессионистов. Успешности проведения проекта способствовало практическое усвоение методов и приемов мастеров живописи импрессионизма с целью обогащения живописного языка. Познав основы цвета, подходим к более сложной творческой задаче понятия колорита, на что и планируется направить следующую проектную деятельность студентов. Данный проект – это отдельное задание в цепи последующих аналогичных проектов направленных на развитие умений и навыков в выполнении живописных заданий, самостоятельности в решении определенных задач и, как следствие,свободной творческой деятельности.

Список литературы:

1. Аксенов Ю.Г., Левидова М.М. Цвет и линия. М.: Советский художник, 1986.
2. Арсланов В.Г. и др. Под общ. ред. А.М. Кантора. Терминологический словарь Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство, архитектура. М.: Эллис Лак, 1997.
3. Барышников В.Л. Живопись Теоретические основы к заданиям базового курса дисциплины «Живопись». М.: Архитектура-С, 2010.
4. Бесчастнов Н.П. и.др. Живопись. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010.
5. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986.
6. Золотых М.С. Освоение портретного жанра и его роль в приобщении к искусству // Теория и практика приобщения к искусству: Тез. докл. всерос. науч.Автореферат диссертации по теме «Развитие колористического видения студентов III–IV курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе работы над живописью портрета».
7. Панксенов Г.И. Живопись, форма, цвет, изображение. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
8. Стор И.Н. Декоративная живопись Москва МГТУ им. А.Н. Косыгина. Группа «Совъяж Бево». М., 2004.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.