Рубрики
Управление

Развитие профессиональной компетентности педагога как основа эффективной реализации Профессионального стандарта

В содержании профессионального стандарта представлены основные требования, предъявляемые современному педагогу, к его профессиональным компетенциям.
Понятие профессиональной компетентности выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует профессионализм учителя.

0
Омарова Татьяна Владимировна,
учитель географии высшей категории
МАОУ г. Новосибирска «Гимназия № 10»,
ross-1000@yandex.ru

В содержании профессионального стандарта представлены основные требования, предъявляемые современному педагогу, к его профессиональным компетенциям.

Понятие профессиональной компетентности выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует профессионализм учителя.

Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

– обучение (учебно-методическое);

– воспитание (воспитательно-образовательное);

– развитие (социально-педагогическое);

I. Обучение

Учебно-методическая деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

– Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС/

– Систематический анализ эффективности учебных занятий и проектирование педагогической деятельности на основе этого анализа.

– Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы.

– Объективная оценка знаний на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

– Владение формами обучения, выходящими за рамки уроков: таких как, научно-исследовательская работа, полевые практики по биологии и географии, лабораторные эксперименты по химии.

В Cтандарте нового поколения четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. И одна из наших главных задач – делать все возможное для достижения обозначенных результатов путем применения эффективных образовательных технологий и подходов в учебно-воспитательном процессе.

Использования возможностей современных технологий, позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека.

К этим компетенциям относятся:

– информационные (умение работать с информацией);

– коммуникативные (общение и сотрудничество с людьми);

– самоорганизация (умение организовать свою учебную, а в дальнейшем и трудовую деятельность);

– самообразование (готовность заниматься самообразованием в течение всей жизни, чтобы быть успешным и конкурентноспособным гражданином).

В профстандартах особое внимание уделено системно-деятельностному подходу, который лежит в основе ФГОС. Основная задача этого подхода – пробудить у ребенка интерес к изучаемому предмету и самому процессу образования, способствовать развитию у него навыков самостоятельности и  самообразования. Результат – воспитанный человек с активной жизненной позицией и в обучении, и в жизни.

Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, учитель должен понимать, что процесс обучения является, в первую очередь, совместной деятельностью ребенка и педагога [1].

В школе системно-деятельностный подход будет эффективен только при условии применения определенных условий:

Первое условие – это деятельность. Учитель должен создавать на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее.

Второй важнейший принцип – принцип системности. Преподаватель дает ученикам целостную информацию о мире. Здесь и потребуются метапредметные компетенции учителя.

Для психологического комфорта на уроках преподаватель должен создавать доброжелательную атмосферу.

Для мотивации учитель должен применять разнообразные творческиеподходы, давая детям право проявить себя и получить опыт собственной творческой деятельности.

В характеристике необходимых знаний в профстандартах на первое место выносятся, конечно, же знание преподаваемого предмета. Требуются знания методики преподавания, современных педагогических технологий и способов реализации системно-деятельностного подхода в преподавании.

Важное место в трудовых действиях занимают формирование навыков, связанных с ИКТ-технологиями. Учитель должен владеть информационно-коммуникационными компетенциями – общепользовательскими, общепедагогическими и предметно-педагогическими.

Владея этими компетенциями, мы создаем:

1) дидактические материалы;

2) наглядные пособия;

3) конспекты уроков и внеклассных мероприятий;

4) дополнительные учебные задания для контрольных работ, олимпиад, предметных недель;

5) презентации;

6) дистанционные курсы.

Что дает использование ИКТ-технологий? Экономию времени, повышение уровня наглядности, внесение элементов занимательности, погружение в материал, оживление учебного процесса, повышение мотивации, интеграцию, творчество, возможность одновременного использования аудио-, видео- и мультимедиа материалов.

I. Компетенции в области воспитания предусматривают развитие познавательной активности, самостоятельности и инициативы, способности к труду и жизни, формированию толерантности, патриотизма, навыков поведения в меняющейся политической среде.

Необходимым умением учителя является управление группами с целью вовлекания учащихся в познавательную деятельность, владение методами организации разнообразных творческих дел, экскурсий и походов. Учитель должен работать в сотрудничестве с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач

II. Компетенции в области развития

Учитель должен быть компетентен в знаниях периодов развития личности и проявления личностных свойств, должен знать основные закономерности возрастного развития учеников, разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные программы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, формировать мотивации к обучению, создавать комфортную образовательную среду.

Во всех трех разделах стандарта – обучение, воспитание и развитие – педагог должен быть компетентен в вопросах организации различных видов внеурочной деятельности: игровой, учебно-исследовательской, художественно-продуктивной, культурно-досуговой с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

Таким образом, новый профессиональный стандарт нацеливает учителя на то, что он готов не только научить какому-либо предмету, но и научить учиться. Учитель сегодняшнего дня должен помочь ученику понять, что его будущее во многом будет зависеть от самообразования и стремления к познанию мира.

Список литературы:

1. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в образовании. [Электронный ресурс]. URL: http://vse-temu.org/new-sistemno-deyatelnostnyj-podxod-kak-osnova-fgos-sistemno-deyatelnostnyj-podxod-v-obrazovanii.html (дата обращения: 9.12.2016).

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.