Рубрики
РУССКИЙ ЯЗЫК

Быкова О.А. Урок-повторение в 5 классе: «Простые и сложные предложения»

Быкова Ольга Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2073»,
pe105655@rambler.ru

 

Повторение и обобщение материала – очень важное звено в закреплении знаний, умений и навыков при изучении русского языка. Однако пятиклассникам в силу возраста сложно продолжительное время заниматься однообразной работой. Для того чтобы избежать снижения интереса к уроку при многократном повторении одного и того же, на уроках повторения и обобщения после изучения темы я стараюсь чередовать различные приемы работы. Так, при повторении теории по синтаксису и пунктуации использую синтаксический разбор («синтаксическая пятиминутка»), заполнение таблиц, графический диктант, конструирование предложений по данным схемам.

Кроме того, полностью разделяя позицию К. Ушинского, считавшего, что «знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются», я стараюсь сделать подобные уроки тематическими. Объединяющей темой может стать время года, в которое проходит урок, произведение, изучаемое в данный момент на уроках литературы, предстоящая экскурсия и т.д.

Ход урока

Этапы

Урока

Деятельность учителя

Деятельность

класса

Примечания

1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия – «Простое и сложное предложения».

Цель урока: вспомнить все то, что мы изучили о простом и сложном предложении; повторить правила постановки знаков препинания в сложном предложении, предложении с однородными членами, прямой речью, обращениями.

А так, по календарю завтра наступает зима, вспоминать все изученное мы будем на материале отрывков из произведений об этом волшебном времени года известных поэтов и писателей.

Записывают в тетрадях число, тему урока.

Слайд 3

 

 

 

 

Слайд 4

2. Синтаксическая пятиминутка

Задание: записать предложение, выполнить его синтаксический анализ, начертить схему.

Когда Снежная Королева заглядывала в окошки, они покрывались ледяными узорами.

– Докажи, что это предложение является сложным.

– Какие предложения называются сложноподчиненными?

– С помощью каких союзов могут связываться части сложноподчиненного предложения?

Один человек работает у доски, остальные в тетради.

 

Вывод-переход

Итак, мы вспомнили о сложноподчиненном предложении, в котором есть главная и зависимая части, соединяемые между собой при помощи интонации и подчинительных союзов. Однако, кроме подчинительных союзов, есть еще одна группа союзов. Что это за союзы? Какие союзы входят в эту группу?

Класс отвечает, что есть еще группа союзов сочинительных.

 

3. Повторение изученного

 

 

 

 

 

а) сообщение ученика

– Почему же эти союзы называются сочинительными? Чтобы ответить на этот вопрос, я попрошу (имя ученика) пойти к доске и заполнить таблицу «Роль союза и в предложении».

Роль союза и

Примеры

1. Соединяет однородные члены предложения.

 

2. Соединяет простые предложения в составе сложного.

Зимой мы играем в снежки и катаемся на санках.

2.Внезапно поднялся ветер, и началась метель.

Ученик заполня-ет таблицу на доске

 

 

б) проверочная работа

А в это время мы выполним такое задание: 1 вариант выпишет номера только тех предложений, которые соответствуют схеме

О и О.

Второй вариант – схеме:

[  =   ], и  [  — =  ].

Время на выполнение задания – 5 минут.

– Время вышло. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Правильные ответы вы видите на экране.

– Молодцы, с заданием вы справились. Сейчас давайте послушаем сообщение (имя ученика) о роли союза и в предложении.

–  Почему же союз и назван сочинительным?

Верно, потому что он соединяет равноправные члены предложения и равноправные простые предложения в составе сложного.

 

Осуществляют взаимопроверку с соседом по парте, выставляют оценки.

 

 

 

Ученик у доски рассказывает, приводит примеры. Класс слушает, при необходимости исправляет, дополняет.

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

Вывод-переход

Итак, еще один вид сложных предложений-сложносочиненное предложение, части которого не зависят друг от друга.

 

 

в) творческое списывание

– Ребята, на доске записаны предложения, но их части перепутаны. Если вы правильно соедините части предложений, у вас получится текст об одном чудесном времени года.

Слабые ученики соединяют подходящие по смыслу части предложений, записывают их.

Слайд 7

 

 

г) конструирование предложений

– Пока первый вариант восстанавливает текст, мы попытаемся сами создать предложение. Для этого нам придется выполнить ряд действий.

– Пока первый вариант восстанавливает текст, мы попытаемся сами создать предложение. Для этого нам придется выполнить ряд действий:

1. Возьмите сказуемое из предложения

«Сани Снежной Королевы опустились в центре пощади».

2. Добавьте определение из предложения «Вдруг послышались легкие шаги Герды».

3. Третьим словом будет подлежащее из предложения «На щеках Кая таяли снежинки».

4. Присоедините предлог из предложения «Ворон прыгал и смотрел на девочку».

5. Закончите предложение дополнением из фразы «Тропинки в саду засыпал снег».

6. Полученное простое предложение допишите таким образом, чтобы у вас получилось:

а) предложение с однородными членами;

б) сложносочиненное предложение;

в) сложноподчиненное предложение.

– Давайте посмотрим, что за текст получился у первого варианта.

– Начертим схему второго предложения.

– Как называется такое предложение? Почему оно называется именно так?

 

 

Читают получившийся текст, сравнивают с оригиналом. Ученик чертит на доске схему бессоюзного сложного предложения.

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод-переход

Мы вспомнили еще один вид сложного предложения –  бессоюзное, начертили его схему. А сколько всего схем мы узнали, изучив раздел «Синтаксис и пунктуация»?

Давайте посмотрим на экран.

 

Слайд 9

д) чтение схем

– Что означает каждая из этих схем?

(Учитель называет вид предложения, просит назвать соответствующий ему номер схемы; называет номер схемы, просит пояснить, какому виду предложений соответствует схема.)

 

Слайд 9

е) устный графический диктант

– Молодцы, читаете схемы вы хорошо. А сейчас мы на конкретных примерах потренируемся в подборе схем к предложениям.

Задание такое: прослушать предложение и поднять карточку с номером той схемы, которая соответствует предложению.

1. Деревья скрыла седина, и наступила тишина. (В. Берестов)    

2.За день зимний сад посетят разные птицы: синицы, свиристели, дрозды, дятлы. (В. Маматов)

3. Бабушка говорила: «Это роятся белые пчелки!». (Г-Х. Андерсен)

4. Зима идет по брови в белом и сеет белые снега. (А. Прокофьев)

5. «Снежинки гораздо интереснее живых цветов», –  сказал Кай. (Г.Х. Андерсен)

6.Всю ночь зима вязала кружевные узоры, чтобы принарядились деревья. (К. Паустовский)

7.Медленно падал мелкий снежок, покрывал белым пухом землю. (В. Маматов)

8. Скрылись подо льдом реки, глубокие сугробы сверкают на солнце. (И. Соколов-Микитов)

9. Когда прилетают красногрудые снегири, зимний сад особенно похож на сказку. (В. Маматов)

10. Не трещите, морозы, в заповедном бору! (С. Маршак)

Поднимают карточки с номерами схем

Слайд 9

Ж) составление связного текста по схемам

– Хорошо, вижу, что схему к предложению вы подобрать можете. А наоборот? Я предлагаю вам составить предложения по данным схемам на тему «Зимняя сказка».

– На последующих уроках мы продолжим эту работу.

Сильные ученики придумывают свои примеры, слабые подбирают примеры из теста (текст на карточках).

Слайд 10

4. Домашнее задание

– базовый уровень

– повышенный уровень

– А сейчас запишите задание на дом.

Вы должны будете подобрать любое стихотворение о зиме и выписать из него (или из разных стихотворений) четыре предложения к четырем разным схемам;

– написать сочинение-миниатюру на тему «Зима», используя разные виды предложений.

 

Слайд 11

5. Итог урока

 

 

– Итак, мы закончили изучение раздела «Синтаксис и пунктуация», вспомнили все то, что знали о предложениях.

– На какие же виды делятся все предложения по количеству грамматических основ?

– Какие виды сложных предложений мы знаем?

Один ученик у доски обобщает все сказанное на уроке, используя таблицу «Виды предложений по количеству грамматических основ».

Слайд 12

6. Самоанализ, комментирование оценок

– Давайте еще раз посмотрим на цели урока. Как вы считаете, достигли ли ы поставленных целей? Предлагаю каждому из вас оценить свою работу на уроке, нарисовав в тетради соответствующий смайлик:

– улыбающийся – «я сегодня отлично потрудился»;

– безразличный – «у меня многое не получилось, было скучно»;

– грустный – «мне жаль, что я недостаточно хорошо работал на уроке, дома я еще раз повторю материал».

Урок окочен. До свидания!

 

Слайд 13

 

 

 

Слайд 14

 

Презентация к уроку – в Приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке

Список литературы:

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2002.
2. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках: Кн. Для учащихся. М.: Просвещение, 1991.
3. Лозинская Т.П. Русский язык… это интересно! Кн. для учителя. Брянск: Курсив, 2002.
4. Львова С.И. Практикум по русскому языку. Люби и знай родной язык.5 кл. М.: Русское слово, 2000.
5. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 класс» / М.М. Разумовская, С.И. Львова. М.: Дрофа, 2000.
6. Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2001.
7. Фомина Т.М. Урок русского языка в 9 классе с элементами личностно значимого подхода в обучении. М.: 2005.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.