Рубрики
Математика

Игра «Математическое кафе»

Основная идея мероприятия – свободное общение детей на математические темы в дружеской обстановке в кафе. Тематика заданий может быть разнообразной: как развлекательного характера, так и на повторение конкретных тем или целого годового курса. Большое теоретическое и практическое значение имеет задача «Фруктовый салат». Предложенная вначале мероприятия, она придает значимость мероприятию, делает его необычным и увлекательным. В то же время в задаче содержится важный математический материал: умение решать текстовые задачи и производить арифметические вычисления.

0
Саленкова Татьяна Аликовна,
учитель математики
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1529 имени А.С. Грибоедова»,
salenkova@school1529.com
Цицарина Анастасия Валерьевна,
учитель математики
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1562 имени Артема Боровика»,
teach210@school1562.com

Основная идея мероприятия – свободное общение детей на математические темы в дружеской обстановке в кафе. Тематика заданий может быть разнообразной: как развлекательного характера, так и на повторение конкретных тем или целого годового курса. Большое теоретическое и практическое значение имеет задача «Фруктовый салат». Предложенная вначале мероприятия, она придает значимость мероприятию, делает его необычным и увлекательным. В то же время в задаче содержится важный математический материал: умение решать текстовые задачи и производить арифметические вычисления.

Командные математические игры не только совершенствуют навыки учащихся, но и учат совместной деятельности, формируют дисциплинированность и  ответственность за коллективное дело.

В данной статье подробно описано как провести общешкольное мероприятие в рамках недели математики. Игра ориентирована на учащихся 6–7 классов.

Идти в науку – терпеть муку.

Без муки – нет и науки.

Владимир Даль

Задачи проведения игры:

– стимулировать интерес к предмету;

– способствовать развитию логического мышления, умению быстро думать и принимать правильное решение;

– развивать сообразительность, внимание, интуицию и находчивость учащихся.

Задачи урока:

– повторить изученный материал, расширить кругозор учащихся;

– активизировать работу учащихся на уроке за счет вовлечения их в игру.

Прочие задачи:

– активизация деятельности обучающихся;

– развитие познавательных и творческих способностей, остроты мышления и наблюдательности;

– воспитание культуры коллективного общения.

Ученик:

– активный субъект деятельности;

– удовлетворяет личный интерес;

– инициативен;

– самостоятелен в поиске решения проблемы;

– проявляет способности, талант, творчество.

I. Подготовительный этап

Для игры класс делится на 4 команды по 6 человек. 3 ученика, участвующие в конкурсе «Открытый микрофон» заранее готовят короткий рассказ о выбранном ученом. (Приветствуется, если дети смогут одеться в необычные костюмы, соответствующие времени, в которое жили ученые.)

Для проведения мероприятия можно в кабинете или актовом зале создать обстановку, приближенную к кафе (cтолы расставить по периметру актового зала (класса)). Заранее подготовить скатерти, подставки с ручками и карандашами, бумагу, подобрать музыку. Ученикам при входе выдается номер (цифры от 1 до 9) для дальнейшего участия в конкурсах. На столах, за которыми будут сидеть команды, поставить таблички: «РЕЗЕРВ» (или названия команд).

II. Ход игры

1. Сюжетная задача «Фруктовый салат»

Всем учащимся предлагается решить задачу. После этого каждая из команд проверяет свое решение на практике.

Задача. Киви надо взять в 4 раза больше, чем винограда и в два раза больше, чем бананов. Яблок берут столько же, сколько и бананов, а мандаринов в 5 раз больше, чем винограда. Сколько граммов каждой составляющей салата надо взять, если известно, что киви требуется на 200 грамм больше, чем бананов?

Ответ: яблоки – 200 г, бананы – 200 г, киви – 400 г, виноград – 100 г, мандарины – 500 г. Итого 1400 г.

2. Практическая работа «Приготовление фруктового салата»

Оборудование: настольные кухонные весы, миски для смешивания, пластиковые ножи, ложки, разделочные доски, спецодежда (одноразовые перчатки, шапочки, фартуки).

Инструктаж:

– мытье рук, одевание спецодежды;

– подготовка инструментов для работы;

– повторение правил техники безопасного труда с режущими инструментами;

– инструктаж по проведению практической работы.

Порядок проведения работы

1. Приготовить салат, по полученным в задаче данным.

2. С помощью карточки-инструкции посчитать количество калорий в одной порции фруктового салата. Порция салата – 120 граммов.

Инструкция по переводу калорий

* Приведены данные калорийности на 100 грамм продукта

Продукт

Кол-во (ккал)

Мандарин

33

Яблоко

47

Киви

48

Банан

95

Виноград

65

3. Самостоятельная работа (в группах)

Учащиеся выходят по одному человеку от каждой команды (4 человека) и вытягивают один фант (2 задачи) на четверых (т.е. получается 6 новых команд по 4человека). Решают предложенные задания, после чего осуществляется проверка решений. На экран выводятся условия задач, и дети объясняют свои решения. После их объяснений на экране появляется правильный ответ.

Фант 1

1. Чему равна площадь закрашенной области, если ABCD– квадрат со стороной 10?

Рисунок 1

2. Коты Тоша и Малыш разлеглись на диване. Тоша лег первым, а потом лег Малыш, который занял четверть свободного места. Вместе они заняли ровно половину дивана. Какую часть дивана занял Тоша?

Фант 2

1. Когда Вася зашифровал цифры буквами, оказалось, что 73489 = КЕНГА. Какое из следующих «чисел» наибольшее?

А) КНАГЕ; Б) АГКНЕ; В) АГЕНК; Г) ГНАЕК; Д) АНГЕК

2.У Кота в Сапогах в мешке было 128 яблок. 25 % из них он продал Синей Бороде, 25 % оставшихся – он продал Красной Шапочке. Лучшее яблоко из тех, что у него остались, он отдал своему хозяину, и тогда у него осталось?

Фант 3

1. Вася выбрал несколько различных натуральных чисел. Произведение двух самых маленьких из них равно 16, а произведение двух самых больших равно 225. Чему равна сумма всех Васиных чисел?

2.Федя составил из маленьких кубиков 1 х 1 х 1 большой куб 3 х 3 х 3 и покрасил его грани в синий цвет, а три другие –в красный. Оказалось, что среди маленьких кубиков нет ни одного с тремя синими гранями. У скольких маленьких кубиков есть и синяя, и красная грани?

Фант 4

1. В примере справа три цифры заменили звездочками. Какова сумма этих цифр?

1 * 3

+ 1 * 4

1 * 5

402

2. Длина комнаты равна 725 см, а ширина – 375 см. Пол этой комнаты решили выложить одинаковыми плитками, имеющими форму квадрата. Какую наибольшую длину (в сантиметрах) может иметь сторона плитки, чтобы не было необходимости ее резать? Сколько потребуется таких плиток?

Фант 5

1.Маша ежедневно записывает дату и вычисляет сумму написанных цифр. Например, 2-го января она записала «02.01» и вычислила: «0+2+0+1=3». Какая самая большая сумма у нее может получиться?

2. Чебурашка может разгрузить машину апельсинов за 6 часов, а Крокодил Гена – за 4 часа. Чебурашка поработал 2 ч, а затем ему на помощь пришел Гена. За сколько часов они разгрузили машину?

Фант 6

1. Какому примеру (см. ниже) на умножение подходит ответ «26111917»? Дать ответ, не используя калькулятор.

1) 3873 * 3929

6) 10045 * 244

2) 3452 * 2141

7) 5423 * 5214

3) 21421 * 242

8) 5213 * 5009

4) 1234 * 6256

9) 6234 * 1428

5) 2356 * 2564

2. Разрежьте фигуру по линиям клеток  на две, три равные части.

  

Рисунок 2. Рисунок 3

4. «Открытый микрофон»

Ведущий приглашает в зал гостей (учащихся, подготовивших выступления об ученых математиках).

Выходят ученики с коротким рассказом о древнегреческих математиках Пифагоре, Эвклиде, Эратосфене. Посетители кафе рассаживаются за столы и слушают рассказы об ученых.

5. «Танцевальный марафон»

Ученики под музыку двигаются по залу. Через некоторое время музыка выключается и звучит вопрос. Ответом на вопрос должно быть число (вопросы подбираются специально). Для того чтобы ответить на вопрос, дети объединяются в группу, берутся за руки и поднимают их вверх. Например, если ответ число 5, то они объединяются в группу по 5 человек. Если им не хватает для ответа людей, то они берут любой предмет со стола и поднимают его вверх. Содержание вопросов зависит от количества учеников.

Примерные вопросы:

1. В корзине 20 грибов: белые, подберезовики и подосиновики. Сколько в корзине белых грибов, если подберезовиков в 9 раз больше, чем подосиновиков? (10)

2. Колесо имеет 8 спиц. Сколько промежутков между спицами? (8)

3. Кирпич весит 2 кг и еще пол кирпича. Сколько весит кирпич? (4)

4. Врач прописал 5 уколов. Через полчаса – по уколу. Через сколько часов после первого укола будет сделан последний кол? (2 ч.)

Дальше танцевальный марафон продолжается по следующему сценарию. По команде детям надо встать в порядке возрастания номер. Числа могут повторяться, тогда дети с одинаковыми номерами встают рядом. Затем им надо составить многозначное число, подняв карточки с номерами вверх:

2.975.638

8.173.426

5.394.752

Если кому-то из учеников не хватает цифр для составления числа, то они присаживаются за столы.

6. «Синквейн»

Учащиеся должны составить синквейн, соответствующий тематике урока (мероприятия). Но сначала следует им объяснить, что это такое и привести хотя бы один пример составления синквейна.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Пример синквейна на тему жизни:

«Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.»

III. Церемония награждения

Учитель подводит итоги игры. Самым активным посетителям кафе вручаются грамоты:

– «Математикам в жизни»;

– «За ораторское мастерство»;

– «За лучший синквейн о Математическом кафе»;

– «За лучшее решение и объяснение»;

– «За быстрое решение математических задач».

Презентация к статье – в Приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Ваш интеллектуальный досуг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.potehechas.ru/ (дата обращения: 12.11.2016).
2. Задания математического конкурса «Кенгуру». [Электронный ресурс]. URL: https://mathkang.ru/page/files-k (дата обращения: 10.11.2016).
3. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Приложение к учебнику. М.: Вентана-Граф, 2015.
4. Calorizator.ru.[Электронный ресурс]. URL: http://www.calorizator.ru/product/fruit (дата обращения: 18.11.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.