Увлекательные игры с большим грузовиком для малышей и не только

77
Васильева Елена Аркадьевна,
методист ДО № 6
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1499 имени Героя Советского Союза Ивана Архиповича Докукина»,

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык –

Опрокинул грузовик.

А. Барто

Это замечательное стихотворение Агнии Барто, вынесенное в качестве эпиграфа, – знакомое каждому с детства, помнится до глубокой старости. А вот для самой игрушки, старого, доброго грузовика, которому автор посвятил стихотворение, остается все меньше места в играх детей. Родители считают, что в тесной квартире такую игрушку хранить негде, а воспитатели, как правило, убирают грузовик подальше, так как от него слишком много шума. Детям младшего возраста нравится крутить колеса, рассматривать детали, возить на машинах различные игрушки и даже попытаться сесть самому. Конечно, большой грузовик предназначен, прежде всего, для игр на улице, но не стоит отказываться от этой игрушки и в группе. Поиграть с педагогом, у которого в руках красивый большой грузовик, согласится любой маленький непоседа. А из скучных занятий получится увлекательная игра, которую можно продолжить с друзьями.

«К нам приехал грузовик!»

Цель игры: употребление слов с противоположным значением: большой – маленький, тяжелый – легкий, высокий – низкий. Озвучивание игрушки. Изолированное произнесение звуков Т, Д и С, Ш.

Ход игры

Четыре колеса,

Резиновые шины,

Мотор и тормоза…

Как это называется?

(Машина)

Дети рассматривают большой грузовик, сравнивают с машинами своей группы: большая кабина, колеса, кузов. Мотор грузовика работает громко, его звук низкий, тяжелый. Воспитатель предлагает превратиться в «водителя» грузовика и отправиться в путь: на воображаемом грузовике дети поднимаются на «крутую гору» (произносят звуки: т-т-т), мотор работает тяжело, спускаются с горы (д-д-д), мотор отдыхает. Педагог может предложить детям въехать в город. «Когда машина едет по асфальту», – говорит педагог, – «ее мотор почти не слышен, только шум шин (ш-ш-ш). И вдруг: с-с-с… Что случилось? Колесо спустилось?»

Фотография 1

Педагог с детьми достает воображаемый насос и накачивает колесо (с-с-с). Рекомендуем. При выполнении упражнений на автоматизацию звуков Т, Д, С, Ш, обязательно обратите внимание детей на то, что «плечи нужно расправить, улыбнуться и на выдохе постучать язычком в верхние зубки» (произносим звук Т): «Машина едет по прямой дороге, мотор работает ровно».

Перед выполнением следующего упражнения опять обращаем внимание на то, что надо расправить плечи, улыбнуться и постучать язычком верхние зубки, но уже с голосом (произносим звук Д).

При произнесении шипящих и свистящих (Ш, С), также обращаем внимание детей на положение языка, губ и силу выдоха (язычок вверху, губки округляем: «шины шуршат – ш-ш-ш»; язычок внизу, губки улыбаются: «насос качает с-с-с»). Можно предложить детям приложить руку к губам для того, чтобы почувствовать силу воздушной струи.

«Строители»

Цель игры: развивать воображение. Побуждать соединять и размещать детали в пространстве разными способами. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности из строительного материала и желание строить простейшие модели реальных объектов.

Ход игры: воспитатель рассказывает детям, что у каждой машины должен быть гараж. В гараже машину можно починить, привести в порядок. У нового грузовика гаража нет. Его необходимо построить. Детям предлагается мерка для измерения длины и ширины грузовика для того, чтобы построить гараж, в который машина свободно может заехать.

Фотография 2

Высота измеряется совместно с педагогом, когда строительство подходит к концу и надо делать крышу. После обсуждения строительного материала для гаража, воспитатель предлагает нарисовать план постройки. Вместе с детьми на большой лист прикладывается мерка длины и ширины, и рисуется линия стен гаража. Если у детей достаточно сформированы графические навыки, эту работу они выполняют самостоятельно.

Рекомендуем. Детям младшего возраста предлагается строить гараж приемом наложения кирпичей на чертеж. Старшие дошкольники могут нарисовать более сложные чертежи и использовать их только визуально. Предложите детям подумать, из чего можно сделать крышу.

В младшем возрасте в качестве мерки можно использовать картонные полоски или ленты разных цветов. Рисунок не должен быть сложным для, всего три линии. Для данной возрастной группы детей важно использовать прием приложения и наложения при построении простейшего чертежа.

В старших и подготовительных группах вместо листа бумаги можно использовать планшет или интерактивную доску.

«Ремонт грузовика»

Цель игры: вызвать интерес к устройству игрушки. Рассмотреть все части машины, проговорить, как они называются: кузов, кабина, мотор, колеса, бензобак, запомнить их название.

Ход игры

Воспитатель рассказывает о том, что каждая машина требует заботы. Наш грузовик много трудился и устал, ему требуется отдых и ремонт. Водитель должен знать каждую часть машины, как она называется, и зачем она нужна. Когда дети запомнят название всех частей, предлагаем им загадки.

Ну, ответьте-ка теперь,

Что рычит, как дикий зверь?

Что в машине всех главней?

Не поедете на ней,

Коль в машине до сих пор

Не поставили…

(Мотор)

Два брата убегают,

Два брата догоняют.

(Колеса)

Человеку, чтобы жить,

Надо есть и надо пить.

Пища есть и для машин,

Называется – …(бензин)

Эта пища не пустяк,

Ей заполнен…

(Бензобак)

Ю. Энтин

В качестве усложнения задания, воспитатель может предложить звуковые загадки. Опыт детей небольшой, и такие загадки для них могут быть сложны, поэтому для подсказки можно использовать картинки (звук мотора, шуршание шин, заправка бензобака, сигнал, дворники, насос). Продолжением работы может быть проведение занятия по лепке или аппликации. Вместе с детьми делаем запасные колеса для грузовика.

«Юные экспериментаторы»

Цель игры: вызывать интерес к экспериментированию.

Вариант № 1

Грузовик – рабочая машина, которая путешествует по разным дорогам в разное время. Педагог предлагает детям определить части машины, проверить, как они работают, все ли исправно. Грузовик прячется в коробку, у которой сверху вырезано отверстие для руки и нет боковой стенки – «телевизор», чтобы остальные дети видели, какая часть ощупывается.

Фотография 3

Вариант № 2

Вместе с детьми можно посчитать, сколько кукол можно посадить в большой грузовик, сколько положить кубиков, яблок и т.д. (Предметы должны быть достаточно крупные и соразмерны между собой.)

Вариант № 3

Для экспериментов на прогулке можно использовать любую невысокую горку, желоб, широкую доску, песок (мокрый и сухой), желуди, шишки, камешки, снег и т.д.

Педагог предлагает детям прокатить машину по горке вверх и вниз, отметить палочкой, как далеко она уехала. Затем нагрузить машину любым грузом и сравнить, с каким грузом и как далеко машина уехала. Можно использовать два желоба или доски для сравнения, какая машина едет быстрее и дальше.

Фотография 4

Использование IT-технологии

Со старшими дошкольниками можно проводить очень интересные занятия с использованием ИКТ-технологий. Совместно с родителями был создан интерактивный конструктор, с помощью которого дети с удовольствием знакомятся с устройством грузовика.

По QR-коду и мобильному приложению вы увидите в фильме серию занимательных развивающих игр с использованием игрушечного грузовика.

Рисунок 1

Вы также можете просмотреть фильм, перейдя по прямой ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.