Метапредметная направленность техники и технологии овладения основными графическими средствами выражения в профессиональном обучении

45
Дроздова Татьяна Ивановна,
Почетный работник СПО,
преподаватель художественно-графических дисциплин
ГБПОУ г. Москвы «Колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже»
Коротаев Александр Николаевич,
кандидат технических наук,
преподаватель художественно-графических дисциплин
ГБПОУ г. Москвы «Колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже»

Основа – что определяет жизнеспособность общества: обучение и воспитание человека. Молодой человек должен правильно сделать выбор в освоении будущей профессии. Позитивный труд составляет «краеугольный камень» экономической, государственной, творческой сфер деятельности. Сообщество гуманитарных знаний и технико-естественных развивают обучающегося. Математика формирует мышление и интуицию, естествоведение – нравственное отношение к природе (экология действенна только тогда, когда связана с развитием человечества), ручной труд (в нем также имеется своя моральная основа – воспитание трудолюбия), изобразительное искусство – пространственное воображение.

Трудолюбие развивается предметом при правильном его преподавании. В профессиональном обучении декоративно-прикладному искусству должно способствовать взвешенное, продуманное отношение между гуманитарными знаниями и знаниями естественно-техническими. Знания в технике и технологии освоения художественно-графических средств выражения предполагают более углубленное погружение в пласт знаний, связанных с основами изобразительного искусства.

Главной целью в подготовке подрастающего поколения в ГБПОУ «Колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже» является поддержание  заинтересованности у обучающихся к вопросам техники и технологии изобразительного языка. Обучающиеся на занятиях осваивают с основные графические средствами выражения и их назначение в производственном процессе изготовления ювелирных, дизайнерских и декоративно-прикладных изделий.

Материалы и основные графические средства способствуют выполнению изображения. Выражение изобразительного языка требуют как углубленного изучения каждого из них, так и широкого поиска их взаимосвязей. Позитивный труд составляет «краеугольный камень» экономической, государственной, творческой сфер деятельности. Сообщество гуманитарных знаний и знаний технико-естественных развивают учащегося. Математика формирует мышление и интуицию, естествоведение – нравственное отношение к природе (экология действенна только тогда, когда связана с развитием человечества).

Введение в теорию и практику основ изобразительного искусства обуславливается постановкой руки, координацией руки и глаза, правильным держанием карандаша в руке, правильным выполнением рукой профессиональных движений (например, проводить линии), правильным осуществлением контакта руки с карандашом с поверхностью бумаги, правильной осанкой во время работы и т.д. Держать карандаш необходимо определенным способом, дающим максимальные технические возможности в выполнении рисунка. Вытянутая рука с карандашом должны находиться в постоянном движении, что обуславливается моторикой руки, которая играет важную роль. Постановка руки обучающегося позволяет свободно владеть проведением линий и техникой штриха. Доведенные до автоматизма навыки по постановке руки позволяют выполнить нужный для работы прием сродни занятием музыкой. Вновь поступившим обучающимся необходимо освоить законы построения реалистического изображения.

Наилучшим материалом для рисования является графитный карандаш. Маркирование карандашей обуславливается твердостью и мягкостью предлагаемого графита. Графитный карандаш позволяет начинающим изучать строение формы, конструкцию любого объема с учетом перспективных сокращений и пропорций. Подставка для рисования, выбор точки зрения, соответствующая бумага для рисования, резинка для стирания, нож-точилка, кнопки организуют рабочее место обучающего рисованию.

Изучая и отрабатывая правильное проведение линий «прочерковым» движением, обучающиеся одновременно знакомятся с пространственными свойствами линий, набором штриховых линий, понятием и техникой «штриха по форме», свободой штриха и его ритма. Линии между собой отличаются интенсивностью тона и толщиной. Линиями создаются как пространственные, так плоскостные изображения. Вновь поступившие обучающиеся знакомятся с линейно-конструктивным, светотеневым, тональным рисунками и последовательностью их выполнения, что позволяет расширить их мировоззренческий диапазон восприятия действительности.

Все изобразительные задачи взаимосвязаны и обуславливаются основами линейной, наблюдательной, воздушной, тональной перспективами, организацией листа с изображением, пропорциями, пластикой, ритмом, контрастом, симметрией, асимметрией, пространственными планами, избирательностью, понятием от общего к частному и от частного к общему. Отражение действительности происходит основными графическими средствами выражения. Это касается получения изображения, и то, на чем оно получается. Возникает масса разновидностей основных графических средств выражения. К основным графическим средствам выражения на бумаге относятся: точка, линия, штрих, пятно, силуэт. Эти средства организовывают изображение на поверхности бумаги. При этом учитываются свойства поверхности бумаги, на которой получается изображение.

Основные графические средства выражения сочетаются между собой в разных пропорциях. Это позволяет получать различные изображения. Основными графическими средствами выражения, примененные в полном объеме, организуют пространство разноформатного двухмерного листа бумаги. Это позволяет получить на поверхности бумаги как иллюзию трехмерного изображения, так и двухмерное (плоскостное) изображение.

Разработка форэскиза для обучающихся является обязательным. Учитывается характер основных графических средств выражения и поверхности. Специфика художественного восприятия тесно связано с естественным каждодневным  наблюдением. Рисунок передает информацию с помощью набора общепризнанных, абсолютных символов. Между изображением (рисунком) и реальным миром существует причинно-следственная связь. Рисунок – результат использования материалов, компоновки, формулирования и объяснения своего варианта восприятия, замысла.

Техника и технология использования материалов и основных графических средств выражения способствуют выполнению изображения и раскрытию намерений. Основные графические средства выражения требуют как углубленного изучения каждого из них, так и широкого поиска их взаимосвязей. Восьмиклассники поняли, что путь в профессию требует внимания, усидчивости, работоспособности, креативности мышления и умения реализовать себя в творческой специальности.

Список литературы:

1. Кирцер Ю.М. К 43. Рисунок и живопись. Учебное пособие. 4-е изд., стереотип. [Текст]:/ Ю.М. Кирцер. М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2001.
2. Ли Н.Г. Л 55. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. [Текст] Учебник:/ Н.Г. Ли. М.: Эксмо, 2006.
3. Макарова М.Н. М 15. Рисунок и перспектива. Теория и практика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дизайн». [Текст]:/ М.Н. Макарова. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2012.
4. Шаров В.С. Академическое обучение изобразительному искусству. [Текст]:/ Учебное пособие/ В.С. Шаров. М.: Эксмо, 2013.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.