Использование матрёшек в образовательной деятельности дошкольников

47
Васина Екатерина Степановна,
педагог-психолог ДО № 2
ГБОУ г. Москвы «Школа № 590»,
Никулищина Мария Евгеньевна,
педагог-психолог
ГБОУ г. Москвы «Школа № 590»,

Ой ты, барышня-матрешка,

Я возьму тебя в ладошки,

Покажи мне тех девчат,

Что внутри тебя сидят!

Ой ты, барышня-матрешка,

Разноцветная одежка,

Знает весь огромный мир

Этот русский сувенир!

С. Иванов

Вы знали о народном поверии: если спрятать в матрешку записочку, на которой написано ваше главное желание, оно непременно сбудется? Давайте попробуем немного помечтать и научить этому наших детей? Ведь желание можно и нарисовать…

О матрешке ходит немало легенд и поверий по всему миру. Ведь, несмотря на то, что в настоящее время она считается русской игрушкой – о происхождении самой матрешки и ее названия до сих пор спорят исследователи.

Согласно самому распространенному мнению, матрешка добралась до нашей страны издалека. Ее прародители жили в далекой Японии и назывались фукурокудзю. Популярной в нашей стране матрешка стала благодаря Анатолию Ивановичу Мамонтову, чья жена привезла японский сувенир в Россию. Но основную работу по созданию первой русской матрешки проделали, по всей видимости, художник Сергей Малютин и токарь Василий Петрович Звездочкин.

Несмотря на родство японской и русской игрушек, фукурокудзю и матрешка имеют разное значение. Если первый символизировал представление древних японцев о семи телах человека: физическом, эфирном, астральном, ментальном, духовном, космическом и нирванном, то русская матрешка скорее символизирует преемственность и крепкую связь поколений в семьях.

Действительно: самая большая деревянная кукла изготовлена настолько прочно, что внутри нее вполне безопасно чувствует себя другая куколка, которая, впрочем, тоже вполне самостоятельна и может служить защитой для своих «деток».

Миллионы иностранцев, посещающих Россию, ежегодно увозят с собой, чаще всего, именно матрешку. Ведь в ней словно спрятаны секреты русской души. Кажется, откроешь – и получишь разгадку! А нет… – новая загадка… В настоящее время, когда ведется много разговоров о патриотическом воспитании детей, матрешка занимает важное место наравне с другими видами народного декоративно-прикладного искусства.

Словно заботливая мама, матрешка способствует гармоничному развитию малыша. С ее помощью вы можете развивать и моторику ребенка, и мышление, и речь, и даже давать ребенку в ненавязчивой форме навык работы с образцом, который окажется очень полезен в школьной жизни. Но главное – это те эмоции, которые испытывают дети в игре с матрешкой.

В отличие от многих современных игрушек, черты внешнего облика матрешки, как правило, спокойны и доброжелательны, что обеспечивает гармоничный эмоциональный фон ребенка.

Несмотря на небольшой размер, матрешка предоставляет огромное поле для развития малыша: как педагогического, так и психологического, социального.

Ну, а следуя позиции Л.С. Выготского о том, что ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте – это игра, и, подключив свою фантазию, а, может, даже и воображение ребенка, можно придумать большое количество игр для каждого этапа развития малыша.

Игра «Сказка в матрешке»

Ход игры: перед детьми располагается сюжетная матрешка, внутри которой содержатся герои сказки. Дети, как правило, сами догадываются, что нужно делать. Любопытство от того, что, манипулируя с матрешкой, получилось ее открыть случайно, одолевает, и дети начинают разбирать куколок. Но если у малыша возникает замешательство, можно предложить ему попробовать разобрать игрушку. Если ребенок впервые играет с матрешкой, можно предложить сгруппировать отдельно верхнюю и нижнюю части игрушки, а затем найти из каждой группы самые большие детали, совместить их, затем –  детали поменьше и т.д. Когда герои сказки собраны, можно их расставить от большого к маленькому и вместе с малышом вспомнить сказку. Можно даже разыграть сказку, показать, как герои действуют, какими голосами говорят, что чувствуют.

Красочные иллюстрации в детских книжках, разумеется, придают наглядности. Но что может быть приятнее и понятнее, чем действовать от имени главных лиц, иметь возможность во время прослушивания сказки манипулировать предметами!

Фотография 1

Игра «Прятки» (Вариант 1)

Ход игры: во время прослушивания сказки ребенок запоминает героев, расположенных внутри матрешки. Затем взрослый предлагает ребенку закрыть глазки. Прячем одного из персонажей, и когда ребенок откроет глаза – попробует угадать, кто спрятался.

Игра «Прятки» (Вариант 2)

Ход игры: для игры необходима ширма. Дети ожидают игры перед ширмой, взрослый находится за ней. Также за ширму ставятся матрешки разного размера и другие игрушки (всего 8–10 шт.). Ширма открывается, и взрослый демонстрирует детям, кто живет в домике. Затем занавес на ширме закрывается, и дети должны найти матрешек на ощупь.

Фотография 2

Проблемно-игровая ситуация для разновозрастной группы (3–6 лет) «День Рождения Михаила Потапыча»

Ход игры: для этой игры понадобится матрешка «Три медведя», разные виды конструкторов (деревянный, Legoи т.п.), игрушечный столик, угощения и электронная свеча.

Проблемно-игровая ситуация: «У Михаила Потапыча – день рождение. Настасья Петровна, Мишутка и Машенька решили поздравить его, приготовили праздничное угощение. Но вдруг обнаружили, что им совершенно не на чем сидеть, нет стульев. Что делать? Как мы можем помочь медведям?» Дети предлагают сконструировать стулья.

Для выполнения задания педагог предлагает разделиться на 2 группы. Детям младшего возраста предлагается дидактическая игра для развития исследовательского интереса «Собери мишку-матрешку». Дети старшего возраста конструируют стульчики из разных видов конструктора. В зависимости от поставленных педагогических задач можно воспользоваться природными материалами, схемами сборки стульев разных уровней сложности.

Фотографии 3–5

Когда герои сказки удобно расположились на новых стульчиках, педагог вносит сюрпризный момент – ставит на стол игрушечное угощение со свечой. Задувая свечу, необходимо обратить внимание детей на технику дыхания: вдыхаем воздух через нос, выдыхаем – ртом.

Игровая ситуация «Фотоателье»

Ход игры: детям пришло письмо от известного детского журнала «Мурзилка». В письме редакторы просят детей помочь. Для нового номера журнала нужны фотографии русской матрешки. Для этого необходимо посетить выставку и прислать фотографии матрешки.

Выставка матрешек организуется заранее. Дети сначала посещают «выставку», фотографируют. Затем приходят в фотоателье за снимками, а там… – все изображения перепутаны! Детям необходимо выбрать фотографии той матрешки, которую они фотографировали. Для этого необходимо тщательно сравнить изображения с узорами на матрешке.

Фотография 6

Игра «Фокус»

Ход игры: взрослый выбирает три различные части матрешки и прячет под одну из них какой-то предмет. Затем предлагает ребенку проследить взглядом за перемещениями этого предмета под остальными двумя частями. В начале манипуляции рекомендуется проводить достаточно медленно, чтобы ребенок привык следить глазами за предметом, затем скорость перемещения можно увеличивать. В определенный момент взрослый останавливает перемещения и предлагает ребенку отгадать, под какой из трех частей матрешек спрятался предмет.

Игра «Сюрприз»

Ход игры: ребенок закрывает глаза. Перед ним на столе расположены 6–7 больших матрешек. В одну из них взрослый кладет самую маленькую матрешку. В другие матрешки можно положить «обманки» – шарик из фольги, бусины и т.д. Ребенок открывает глаза, и взрослый предлагает ему найти ту матрешку, в которой спряталась самая маленькая «дочка» по звуку (потрясти матрешку).

Матрешка вполне может послужить союзником в работе над «вредными привычками» малыша. Например, дети любят «Киндер Сюрприз» в первую очередь за то, что там спрятано что-то. Ребенок ожидает увидеть интересную игрушку, а вот родителей порой разочаровывает качество игрушек. Точно так же матрешка может «приносить» ребенку сюрприз: наклейку, маленькую игрушку, картинку или еще что-то очень интересное и каждый раз – разное.

Малыша матрешка будет приучать к аккуратности и доведению начатой работы до конца. Сложить матрешку не так просто, необходимо еще и совместить на ней узор, чтобы ручки матрешки или длинная косичка были красивыми.

В продуктивной или свободной деятельности детей можно сотворить матрешку самостоятельно: сложить из бумаги, расписать деревянную или бумажную заготовку. Такая игрушка будет иметь для ребенка ценность намного выше, чем обычная игрушка, потому что изготовлена своими руками.

Желаем вам успехов в знакомстве и дружбе с этой простой, но необыкновенно интересной игрушкой!

По QR-коду и мобильному приложению Вы увидите в фильме разнообразные занимательных игры с самой обыкновенной матрешкой.

Рисунок 1

Вы также можете просмотреть фильм, перейдя по прямой ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.