Антропогенное воздействие в производственной деятельности

70
Туник Ольга Валентиновна,
преподаватель географии и экологии
ГПБОУ г. Москвы «Первый Московский Образовательный Комплекс»
tov@artcollege.ru

Межпредметные связи: география, учебное индивидуальное проектирование, биология.

Актуальность данного урока заключается в формировании экологического образования студентов. При актуализации знаний, студенты отвечают на такие вопросы, как: каковы задачи экологии и последствия антропогенного влияния на нее. На уроке применяется учебный диалог, в ходе которого обсуждаются экологические проблемы промышленной деятельности человека.

На этапе усвоения знаний формируются понятия об экономическом механизме реализации политики в области природопользования, системе экологического управления на промышленных предприятиях. При этом используется демонстрация слайдов презентаций, подготовленных самими студентами. Основные вопросы к презентации: история данной отрасли; деятельность отрасли; влияние отрасли на окружающую среду. При этом студенты формируют такие виды учебной деятельности, как подбор информации, умение объяснять причинно-следственные связи, умение делать выводы. И главное, они знакомятся с различными отраслями пищевой промышленности.

На этапе закрепления проводится фронтальная беседа по экологическим понятиям. При этом каждая команда получает баллы, что способствует формированию работы в коллективе.

Цель урока: определение современного понятия об экологии, ее основных задач и практической значимости в социально-экономическом развитии общества.

Задачи урока:

– приобретение студентами знаний, необходимых для производственно-технологической, проектной и исследовательской деятельности;

– развитие интереса к экологической направленности знаний, желание узнать об экологической обстановке в пищевой промышленности.

Используемое оборудование: компьютер, телевизор.

Подготовительный этап

Группа разбита на 3 команды и каждая получает опережающее задание:

1. Антропогенное влияние рыбной промышленности на природу.

2. Антропогенное влияние сахарной  промышленности на природу.

Ход урока

Выступление учителя

В начале урока обосновывается актуальность темы, подчеркивается, что человеческая деятельность может стать фактором окружающей среды: «Человечество стоит на пороге экологического кризиса. Положение столь серьезно, что нужны не практиковавшиеся ранее идеи, усилия и материальные средства, чтобы предотвратить катастрофу. Экологическая драма Земли долгое время находилась в тени опасности ядерного конфликта. Сейчас, когда миновало время “холодной войны”, стало ясно, что “экологическая бомба” для человечества не менее опасна, чем ядерная.

Неимоверно растет население Земли, превысившее уже 7 млрд. человек. Каждому человеку требуются пища, одежда, крыша над головой. В то же время ресурсы планеты не умножаются, а иссякают. Сокращается количество плодородных почв, катастрофически загрязняются вода и воздух. С каждым годом увеличивается площадь пустынь и уменьшается площадь лесов, дающих планете кислород, стабилизирующих климат и циркуляцию вод. Иссякают пригодные для питья пресные воды. Повсюду дают о себе знать химические загрязнения. Вырастают горы отбросов, в том числе опасных для здоровья людей и всей земной жизни. Истощаются не возобновляющиеся ресурсы планеты. Замечено ослабление поглощающей, оздоровляющей способности Мирового океана.

Вопросы студентам:

1. Что такое экология, и какие вопросы она решает?

2. Какие виды загрязнений вы знаете, и каковы их последствия?

Выводы: антропогенные факторы, которые оказывают нежелательное воздействие и на самого человека, и на окружающую его природную среду, являются загрязняющими.

Основной урон окружающей нас природной среде наносят выбросы вредных веществ в атмосферу, сброс сточных вод и накопление твердых отходов.

Важные вопросы для изучения: закономерности организации жизни (в том числе в связи с антропогенным воздействием на природные системы); создание научной основы рациональной эксплуатации биологических ресурсов; прогнозирование изменений в природе, возникающих под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Далее: экологические проблемы на пищевых производствах; гигиеническая безопасность пищевых производств; отрицательное воздействие предприятий пищевой промышленности на объекты окружающей среды

Выступление учителя

«Научно-технический прогресс, рост населения, увеличение потребностей людей ведут к резкому усилению воздействия на природную среду. По своему охвату это воздействие достигает глобальных масштабов, по силе – сравнивается с геологическими последствиями, а по концентрации (с учетом времени действия) – во много раз превышает интенсивность природных процессов.

Неоправданно высокие выбросы загрязнений и нерациональное природопользование уже привели к экологическому кризису в целом ряде регионов. Главной задачей экономики природопользования является исследование природоохранного механизма функционирования народного хозяйства. Разработка такого механизма должна охватывать три взаимосвязанные между собой стадии воспроизводства природных ресурсов: восстановление, эксплуатация и переработка.

Запись в рабочую тетрадь (основные задачи экологии)

Экономический механизм реализации политики в области природопользования должен включать:

1. Планирование и финансирование хозяйствующим субъектом природоохранительных мероприятий.

2. Установление государством эколого-экономических нормативов (платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия).

3. Предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей среды.

4. Возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека.

5. Систему и методы экологического природоохранного хозяйствования.

6. Международное сотрудничество в области воспроизводства природных ресурсов.

Все эти элементы должны сформировать систему экологического управления на предприятии.

Каждая группа должна ответить на вопросы:

1. Какие экологические проблемы связаны с вашей профессией?

2. Каковы причины их возникновения?

3. Какие последствия ожидают в случае запоздалого решения экологических проблем?

4. Каковы пути решения экологических проблем?

Далее: выступление представителя от каждой команды с презентацией по своему вопросу.

Командам предлагаются вопросы по теме урока:

1. Безотходная технология – это комплекс мероприятий, направленных на максимально полное использование сырья и образующихся при этом отходов, а также создание производства с замкнутым циклом без сброса сточных вод и без выброса в атмосферу вредных веществ.

2. Кислотные дожди – все виды метеорологических осадков, содержащих смесь влаги и мельчайших частиц оксида азота и оксида серы в концентрациях, превышающих нормальный природный фон.

3. Озоновые дыры – это область со значительно пониженной концентрацией озона в озоновом слое Земли, которая способствует усилению потока солнечной радиации на Землю и приводит к росту числа раковых образований кожи, резкому увеличению смертности среди животных и растений.

4. Парниковый эффект – повышение средней температуры поверхности Земли вследствие скопления в атмосфере парниковых газов, (основным является углекислый газ), приводящих к задержке земного излучения и способствующих аккумуляции тепла Землей.

5. Природные ресурсы – это совокупность естественных тел и явлений природы, которые использует человек в своей деятельности, направленной на поддержание своего существования

6. Рациональное природопользование – хозяйственная деятельность человека, обеспечивающая экономное использование природных ресурсов и условий, их охрану и воспроизводство с учетом не только настоящих, но и будущих интересов общества.

7. Сокращение биологического разнообразия – это снижение многообразия форм жизни в биосфере.

8. Экологическое воспитание и образование – формирование экологической культуры личности, осознание себя частью природы, чувство ответственности за нее как за национальное богатство, основу жизни на земле, привлечение воспитанников к активной экологической деятельности.

Подведение итогов урока

Осознание практической и теоретической значимости полученных знаний, в том числе в рамках получаемой специальности.

Презентация к уроку – в приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Каменский А.А. Криксунов Е.А. Пасечник В.В. Биология. М.: Дрофа, 2005.
2. Комарова Н.Г. Геоэкология и природопользование. М.: Академия, 2003.
3. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. М.: Академия, 2004.
4. ECOportal. Вся экология. [Электронный ресурс]. URL: ecoportal.su/dict.php(дата обращения: 08.09.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.