Рубрики
География

Работа с текстом на уроках географии

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД является формирование смыслового чтения и работа с текстом. Чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте компетенций. Одно из главных средств обучения – это учебник. Учебник – это комплексное средство обучения, где содержание предмета представлено в разной форме. Основа любого учебника – это текст. Таким образом, организация работы ученика с текстом учебника является важной задачей учителя, и учителя географии в том числе.

0
Омарова Татьяна Владимировна,
учитель географии высшей категории
МАОУ г. Новосибирска «Гимназия № 10»,
 ross-1000@yandex.ru

Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить.

В.А. Сухомлинский

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД является формирование смыслового чтения и работа с текстом. Чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте компетенций. Одно из главных средств обучения – это учебник. Учебник – это комплексное средство обучения, где содержание предмета представлено в разной форме. Основа любого учебника – это текст. Таким образом, организация работы ученика с текстом учебника является важной задачей учителя, и учителя географии в том числе.

Работа с текстом исключает пассивную позицию ученика как потребителя готового текста. Цель смыслового чтения – максимально полно и точно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить полученную информацию. Если ученик владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь, а затем и письменная. Работа с текстом включает в себя ряд умений смыслового чтения, которые необходимо формировать поэтапно, на базе организованной учебной деятельности.

Уровни работы с текстом:

1. Воспроизведение:

– комментированное чтение;

– нахождение сведений.

2. Анализ:

– выделение главной мысли;

– определение значения терминов;

– составление плана, тезисов, вопросов, схем, таблиц, диаграмм (преобразование информации из текста в графическую и наоборот);

– поиск причинно-следственных связей;

– написание выводов на основе информации из текста

3. Творчество:

– иллюстрирование;

– рецензирование.

Приемы, которые способствуют формированию смыслового чтения, могут быть самыми разнообразными:

1. «Дополни определение»

Цель – сформировать умение преобразовывать текстовую информацию для дальнейшего использования (учащимся предлагается найти в тексте учебника определение для термина: например «горы», «равнины», «низменности», «плоскогорья» и т.п.).

2. «Сконструируй определение»

Цель – сформировать умение преобразовывать текстовую информацию для дальнейшего использования. Учащиеся сами конструируют понятия, сопоставив информацию из нескольких предложений текста (например «холм»).

3. «Установите соответствие»

Цель – сформировать умение работать с информацией, содержащейся в тексте («найдите в тексте параграфа причину, почему вулканы и зоны землетрясений располагаются по границам литосферных плит, как показано на карте»).

4. «Составь задание»

Цель – сформировать умение вдумчиво преобразовывать текстовую информацию с ее дальнейшим использованием (учащимся можно предложить составить кроссворд разделу темы; при этом ученик на уроке не располагает достаточным временем и заканчивает дома, и это уже не просто чтение текста, это его осмысление, анализ, связь с пройденным материалом).

5. «Задай вопрос»

Цель – сформировать умения целенаправленно читать текст, преобразовывать текстовую информацию (учащиеся получают задание прочитать фрагмент текста, задать к нему вопросы, обменяться вопросами и ответить, или ответить самим учащимся).

6. Подобрать текст к иллюстрации или иллюстрацию к тексту

Цель – сформировать умения сопоставлять (например: найти в тексте параграфа описание внешних черт основных рас человечества, изображенных на иллюстрациях).

7. «Верные и неверные утверждения»

Цель – понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять информацию разного характера, критично оценивать ее достоверность (например: при изучении новой темы или при обобщении темы учитель дает задания учащимся, установить верные утверждения, обосновывая свой ответ).

8. «Смоделируй текст на контурную карту»

Цель – сформировать умение преобразовывать текстовую информацию для работы с картой (например: «по теме “Северная Америка. Особенности природы” выделите необходимые сведения для отображения на контурной карте»).

И таких приемов работы с текстом достаточно много. Другими приемами работы с учебными текстами могут быть такие, как:

– составление текста из предложений, данных в случайном порядке;

– составление плана описания объекта на основании его характеристики, данной в учебнике;

– анализ фрагмента текста с целью выделения его главной идеи, а также мыслей, подтверждающих или разъясняющих эту идею и др.

Работа с учебным текстом в системе позволяет организовать учебную деятельность учеников, сформировать у них необходимые группы умений и качеств, таким образом, реализуя требования стандарта.

Список литературы:

1. Беловолова Е.А. Формирование универсальных учебных действий. М.: Издательский  центр «Вентана-Граф», 2015.
2. Владимирова О.Ю. Методические аспекты текстовой деятельности. М.: МИТС-НАУКА. 2007, № 2.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0