Благотворительная ярмарка в школе (из опыта работы)

567
Савич Мария Геннадьевна,
педагог-организатор
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2054»,

Благотворительные ярмарки становятся в нашей стране все более популярны. Это эффективная форма сбора пожертвований на социальные программы, благотворительные нужды. Не остаются в стороне от проведения таких ярмарок и наши образовательные организации. Благотворительная ярмарка – это не только отличный способ помочь тем, кто нуждается в поддержке, и воспитание у детей чувства сострадания и ответственности, но и прекрасный способ командоформирования. Команда организаторов получает навыки планирования и анализа, учится работать группой, реализовывать совместный проект, планировать его и анализировать.

Но как устроена такая ярмарка? Что нужно сделать, чтобы в своей образовательной организации провести благотворительную ярмарку? Я хочу поделиться с вами опытом проведения благотворительной ярмарки в нашей школе.

Несколько лет назад у ученического совета нашей организации возникла идея, что в школе необходим праздник, в котором могли бы принять участие не только дети, но и учителя, и родители учеников, праздник, который помог бы сплотить ученический коллектив. В нашей школе ученики со 2 по 11 классы углубленно изучают немецкий язык, и мы с ребятами и учителями немецкого языка решили попробовать организовать такую же ярмарку по аналогии с той, которая проводится в Германии и немецкоговорящих странах с конца ноября по конец декабря.

Первая ярмарка не задумывалась как большое мероприятие. Ее организовали совет учащихся школы, ученики 11 класса и учителя немецкого языка. Мы даже не думали, что ярмарка получится настолько удачной и так будет поддержана администрацией школы и родителями. Но теперь стало доброй традицией в середине декабря организовывать немецкую рождественскую ярмарку.

Наша первая ярмарка состояла из нескольких блоков:

– Базар, на котором можно было купить выпечку, различные поделки, мыло ручной работы и другие рождественские сувениры.

– Кафе, в котором можно было приобрести напитки и послушать приятную рождественскую музыку, а также посмотреть мультфильмы на немецком языке.

– Аукцион, где можно было купить понравившуюся вещь, а также выставить свой лот на продажу.

– Мастер-классы от педагогов школы.

– Концерт, где ученики младшей школы представили небольшие концертные номера на рождественскую тему, которые готовили с учителями. Было собрано около 20 тысяч рублей, и с этого года началось наше сотрудничество с благотворительным фондом «Подари жизнь».

Здесь важно отметить, что все средства, которые вы планируете собирать в рамках вашей благотворительной ярмарки, должны помещаться в ящик для сбора средств благотворительного фонда. Его предоставляет сам благотворительный фонд. При этом важно: 1) у фонда должно быть разрешение на установку ящиков для сбора денежной помощи; 2) пересчет вырученных средств проводится в конце мероприятия в присутствии ответственных от фонда и от школы, что отображается в акте, составленном после подсчета. Установка ящиков, в которые участники площадок мероприятия, будут опускать деньги за покупку товаров на ярмарку, участие в мастер-классах, аттракционах, поможет избежать вам лишних вопросов о том, куда пошли заработанные средства.

Можно использовать следующую тактику сбора средств: до ярмарки выпускать купоны различного номинала, которые в начале мероприятия посетители ярмарки могут купить, опустив деньги в ящик фонда. Приобретать товары на ярмарке, участвовать в лотерее, посещать мастер-классы, перекусить в кафе – все это можно сделать, используя эти купоны. При выпуске важно соотносить номинал с ценами на ярмарке и других точках благотворительного праздника. Лучше выпустить больше купонов небольшого номинала.

Вторая ярмарка проходила уже в другом здании нашей школы – в столовой и в холлах. Так она проходила и все последующие годы. Ярмарка стала более масштабной, ее организацией занимались уже несколько классов, в ней приняло участие все немецкое отделение школы.

Традиционный базар вырос. Вместо аукциона теперь беспроигрышная лотерея, появились спонсоры, фотостудия, где можно сделать селфи у рождественского окна. С каждым годом ярмарка растет. В прошлом году мы собрали 100 тысяч рублей в фонд «Подари жизнь».

В ярмарке принимали участие уже почти все учащиеся нашей школы, их родители, знакомые и друзья. С каждым годом наш проект становится все более популярным, значимым для детей и родителей, которые ждут и готовятся к ярмарке уже с ноября. Концерт перед открытием ярмарки с каждым годом становится все более масштабным, а многие семьи даже соревнуются друг с другом в кулинарных изысках и различных поделках. Ученический коллектив сплотился, большое общее дело объединило школьников средних и старших классов. Стало гораздо меньше конфликтов, ребятам легче планировать, реализовывать и анализировать дела школьного актива. Родители принимают сейчас гораздо более активное участие в делах школы, интересуются не только учебным процессом в школе, но и внешкольной жизнью. С каждым годом ярмарка расширяется и приобретает все большие масштабы, появляются новые, составляющие ее блоки. К группе организаторов ярмарки привлекаются все новые участники, приносящие свои идеи, которые непременно будут реализованы, если не в этом году, то в последующие.

У нашего ученического актива много хороших, значимых для школы дел, но проведение благотворительной ярмарки остается центральным проектом актива, «большим делом», которое объединяет всю школу.

В приложении к статье вы можете найти две таблицы в помощь организаторам ярмарки.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Арсеньева Т.Н., Ковтун А.В., Соколов А.А. Методические рекомендации по развитию волонтерства (добровольчества) в школе. М., 2015.
2. Крутицкая Е.В., Качанова О.А., Лагутин А.О., Пфлюк А.А., Поркшеян И.С. Сценарии волонтерских проектов. Механизм организации волонтерских групп// Волонтер. 2012. №№ 3–4. С. 23–25.
3. Куренкова О.Е. Волонтерство: Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. В.И. Жукова. М., 2008
4. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. М., 2000.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.