Субботина Т.В. Проектная деятельность в образовательной организации в системе работы по профилактике детского травматизма

69
Субботина Татьяна Валентиновна,
методист направления «Профилактика детского травматизма»
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,

 

Актуальность. Детской травматизм неизменно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья обучающихся. Безопасность детей должны обеспечить в первую очередь  взрослые: родители, учителя, воспитатели. С этой целью в образовательной организации обучение и воспитание как формы профилактики детского травматизма должны постоянно совершенствоваться. В своей педагогической деятельности, в рамках деятельности по профилактике детского травматизма, педагогический работник должен использовать современные инновации, методы и подходы, учитывающие особенности каждого обучающегося и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности.

Технологии проектной деятельности предполагают использование разнообразных форм и методов организации учебной и внеурочной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, школы; стимулирование детей к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий; создание педагогических ситуаций общения в разновозрастных группах, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения. Лекции, беседы с детьми и их родителями, различные конкурсы и викторины, соревнования и другие формы профилактики детского травматизма необходимо объединить в целостную систему непрерывного обучения и воспитания. Требуется комплексный подход, объединяющий теоретические и практические занятия в непрерывный процесс постоянной профилактической работы по предупреждению детского травматизма.

Федеральные государственные стандарты ориентируют на инновационные технологии и, в частности, проектную и исследовательскую технологии, потому что они формируют самостоятельность мышления, заставляет мыслить творчески, нарабатывая опыт мыслительной деятельности, определенные алгоритмы действий и мыслительных операций. А это все необходимо обучающимся не только в учебной деятельности, но в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, которые могут привести к несчастному случаю или травмированию.

Проект – это возможность максимального раскрытия творческого потенциала обучающегося, результат деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение. Особенно эффективна работа в группах, так как совместное творчество способствует формированию у обучающихся коммуникативных, информационных и общекультурных компетенций. Результатом исследовательской деятельности учащихся, как на уроке, так и во внеурочной деятельности, могут стать различные виды работ, затрагивающие вопросы профилактики детского травматизма: творческий проект, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа.

Реализация проекта по созданию видеофильма по профилактике дорожно-транспортного травматизма даст возможность развитию культуры поведения на дороге, внимания на дороге, творческих способностей детей, умение работать в группе, а также самостоятельно подбирать материал, работать над видеоматериалом, участвовать в агитбригаде и соревнованиях обогатить ребят новыми знаниями, раскроет их творческие способности.

Можно привести примеры творческих проектов: создание макета «Микрорайон нашей образовательной организации» (макет создается с позиции профилактики дорожно-транспортных происшествий); создание видеофильмов, например: «Наш отряд ЮИД», «Дорога опасна – предупреждаем!», «Внимание – перемена!»; мультимедийный проект «В добрый путь, юный пешеход»; межпредметный проект «Через экологию к ПДД». Эти творческие проекты могут затрагивать отдельных обучающихся, группы детей.

Может быть создан проект на уровне всей образовательной организации по профилактике детского травматизма: «Профилактика детского травматизма и воспитание культуры личной безопасности у обучающихся».Реализация этого проекта предполагает снижение уровня детского травматизма в образовательной организации и нацелена на воспитание грамотных и дисциплинированных обучающихся.

Суть проекта не бесконечные классные часы, беседы и инструктажи, а обучение жизнесберегающему поведению, формирование рационального поведения в любых обстоятельствах, умение быстро реагировать и применять правильные алгоритмы собственных действий.

Проект может стать одной из важных составляющих частей образовательной и воспитательной деятельности в образовательной организации, как часть образовательной программы.

Цель проекта – привлечение внимания обучающихся к важности темы личной безопасности, формирование убеждения, что многие опасные ситуации чаще всего можно предотвратить, а от личных правильных действий каждого порой зависит жизнь и здоровье многих.

Задачи проекта:

– активизировать познавательную активность и творческую деятельность обучающихся в урочное и внеурочное время;

– создать условия для развития личностных качеств, способствующих формированию активной гражданской позиции;

– создать организационно-педагогические условия для повышения уровня знаний детьми правил поведения в образовательной организации, на дорогах, в транспорте, в общественных местах;

– сформировать у обучающихся убежденность в необходимости выполнять правила;

– создать условия для вовлечения детей в активные формы пропаганды правил безопасного поведения;

– обеспечить взаимодействие педагогов и родителей обучающихся для создания оптимальных условий развития и формирования важнейших социальных навыков;

– содействовать сокращению несчастных случаев  и детского травматизма в образовательной организации.

Проект «Профилактика детского травматизма и воспитание культуры личной безопасности у обучающихся»можно рассматривать как составную часть общей воспитательной работы образовательной организации.

Целевая группа проекта: проект предназначен для обучающихся дошкольных отделений, 1–11 классов. При этом ученики 1–9 классов выступают в роли активных участников проекта и основной целевой аудиторией, а ученики 10–11 классов действуют как организаторы мероприятий и наставники младших.

Партнерами по проекту могут быть: учителя начальных классов, учитель ОБЖ, учителя-предметники, педагоги-организаторы, воспитатели, классные руководители 1–11 классов, социальный педагог, педагог-психолог.

Механизм реализации проекта: проект «Профилактика детского травматизма и воспитание культуры личной безопасности у обучающихся» может быть создан на основе использования межпредметных связей. Для профилактики дорожно-транспортного травматизма он может опираться на знания модуля «Дорожная безопасность» для 1–9 классов.

Мероприятия проекта могут проводиться педагогическими работниками и обучающимися по принципу «равных возможностей», то есть их проводят ребята, имеющие опыт и достижения в активной пропаганде безопасного поведения, ПДД совместно с отрядом ЮИД.

Проект может реализовываться  на следующих этапах: 1) подготовительный; 2) практический; 3) аналитический.

Описание проекта

Образовательная организация определяет и указывает основные проблемы, связанные с несчастными случаями и травматизмом обучающихся:

1. Оценка детьми собственного безопасного поведения существенно различается в зависимости от возраста. Чем младше школьники, тем чаще они завышают оценку собственной дисциплинированности.

2. Дети подросткового возраста часто становятся участниками несчастных случаев по причине проявления поведенческих рисков.

3. Предрасположенность детей к несчастным случаям обусловлена также особенностями психофизиологического развития, такими как:

– неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

– неспособность адекватно оценивать обстановку;

– быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

– преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

– преобладание потребности в движении над осторожностью;

– стремление подражать взрослым;

– недостаток знаний об источниках опасности;

– переоценка своих возможностей в реальной ситуации.

4. Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка, предвидения скрытой опасности.

Исходя из всех этих проблем, проект можно построить на следующих принципах:

– позитивный характер всех дел и их названий;

– оптимизм и вера детей в себя, свои способности;

– разнообразие форм и направлений деятельности;

– ориентация на личность, учет разнообразия потребностей и интересов;

– обмен позитивным опытом среди сверстников.

Разработка комплекса мероприятий проекта и их реализация может проводиться по пяти направлениям:

1. Информационное – пропаганда и обучение детей правилам поведения на уроках, перемене, территории школы; правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению в образовательной организации, общественных местах, на улицах и дорогах.

2. Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения. Для этого можно  использовать возможности предметных областей и предметов, разрабатывать и проводить уроки-исследования, игровые уроки (например, биология – «Правила поведения и меры сохранения здоровья», химия – «Правильное обращение с химическими веществами», физика – «Суд над инерцией», физкультура – «О силе воли, об умении управлять своими чувствами» и т.п.).

3. Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей.

Данный проект может стать связующим звеном всех внеклассных и внешкольных мероприятий образовательной организации в рамках профилактической работы по предотвращению несчастных случаев и детского травматизма. Это дает возможность объединить и систематизировать работу классных руководителей и педагогов-партнеров по проекту.

Основное содержание проекта может строиться на проведении комплекса мероприятий:

1. Творческих: «Азбука безопасности поведения». Здесь смогут проявить себя ребята, увлекающиеся разнообразными жанрами изобразительного, музыкального и литературного творчества. Пример тем работ изобразительного и декоративно-прикладного творчества: «Как избежать травмы?», «Здоровье – главная ценность», «Дорога не терпит шалостей».

2. Познавательно-массовых: «Знаю. Умею. Действую». Это практические мероприятия для отработки навыков ориентирования в различных жизненных ситуациях, в том числе в дорожно-транспортных ситуациях, дорожных знаках, разметке дороги, навыков безопасного поведения на дорогах, в общественных местах, на экскурсиях и в туристических походах.

Эти мероприятия можно проводить в форме игры, что позволит учащимся показать свои знания, узнать что-то новое, проявить и усилить сплоченность своих классных коллективов, испытать радость и удовольствие от общения и успехов.

Пример игры: все обучающиеся на время становятся стажерами «Академии личной безопасности». При проведении этой игры можно использовать межведомственное сотрудничество с МЧС России, ГИБДД ГУ МВД России по городу Москве: имеются в виду игровые занятия, например, по пожарной безопасности; безопасности на водных объектах; действия в туристическом походе. Нужные знания не только закрепляются соревновательными способами, но и добываются при выполнении различных заданий. В целом, все этапы игры нацелены на формирование культуры безопасности у детей, формирование универсальных алгоритмов поведения и устойчивых навыков, обеспечивающих личную безопасность ребенка.

3. Исследовательских: «Академия профилактики детского травматизма». Представление и обоснование результатов индивидуальной исследовательской деятельности по проблемам детского травматизма в образовательной организации, в быту, детского дорожно-транспортного травматизма.

4. Информационных: это освещение всех этапов и мероприятий, а также итогов проекта «Профилактика детского травматизма и воспитание культуры личной безопасности у обучающихся». Освещать мероприятия можно через общешкольную газету, сайт образовательной организации.

С целью распространения педагогического опыта работы по профилактике детского травматизма и эффективности взаимодействия в рамках реализации проекта, можно провести конкурс среди родителей и педагогов-партнеров «Мое участие в проекте».

Образовательная организация планирует конкретные мероприятия по реализации проекта с учетом своего контингента, традиций.

Планируемые результаты реализации проекта:

– создание единой педагогической системы профилактической работы по предупреждению детского травматизма;

– расширение содержания работы и методов обучения детей безопасному поведению в различных жизненных ситуациях;

– создание банка методических рекомендаций по профилактике детского травматизма.

В качестве критериев оценки достижения цели проекта, можно предложить:

– сокращение несчастных случаев и уменьшение количества травм;

– вовлечение всех обучающихся 1–11 классов в разнообразные виды активной деятельности в рамках реализации проекта;

– заинтересованность и активность обучающихся, педагогов и родителей в мероприятиях проекта, массовое участие в предлагаемых на выбор делах;

– динамика уровня знаний и умений по ПДД.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.