Организация детской самостоятельности: с чего начать? (Из опыта работы средней школы)

146
Глаголина-Гусева Елена Борисовна,
заместитель директора по воспитательной работе СП № 1414
ГБОУ г. Москвы «Гимназия Марьина Роща имени В.Ф. Орлова»,
Малашкевич Екатерина Юрьевна,
педагог-психолог СП № 1414
ГБОУ г. Москвы «Гимназия Марьина Роща имени В.Ф. Орлова»,
Иноземцева Ирина Николаевна,
социальный педагог СП № 1414
ГБОУ г. Москвы «Гимназия Марьина Роща имени В.Ф. Орлова»,
Черняк Татьяна Григорьевна,
методист
ГБОУ ГМЦ ДО г. Москвы,

Мы все хотим видеть наших детей умными, сильными, здоровыми и успешными. Государству нужны высокообразованные, высоконравственные, честные, целеустремленные люди, способные работать в команде, умеющие повести за собой людей, принимать решения и нести ответственность, желающие развивать и совершенствовать общество, лидеры, умеющие противостоять обстоятельствам, вести за собой людей к поставленной цели и достигать результата.

На наш взгляд, наиболее удачной формойорганизации детской самостоятельной деятельности, как условия для развития его самореализации,для формирования у детей и подростков навыков гражданственности и навыков выбора собственной позиции,является школьное самоуправление.

Именно ученическое самоуправление предоставляет обучающимся возможность реализовывать свой потенциал, избирать и быть избранным в руководящие органы школьного самоуправления, получать радость от деятельности, делегированной ученическим сообществом школы, и результатов этой деятельности, направленных на благо других людей и одобренных сверстниками.

С чего начать формирование и развитие у ребенка общественного сознания, которое поможет ему выстраивать свое поведение в социальной среде на основе позитивных ценностей? Полезно для решения сформулированной задачи привлекать детей к участию в совместной деятельности с взрослыми, постепенно осуществляя ненавязчивый переход от репродуктивной к продуктивной совместной деятельности с педагогом, обращать внимание на позитивные результаты. Школьникам необходимо дать почувствовать собственную значимость, возможность получить практический опыт.

История решения нами этой важной задачи началась давно. В собственности ГБОУ СОШ № 1414 (ранее № 607) с 1956 г. числилось приусадебное хозяйство, в котором просто жизненной необходимостью было непосредственное участие детей в организации трудовой деятельности и досуга. Уже тогда были отмечены первые факты самоорганизации и самообслуживания.

В 2000–2001 учебном году мы обратили внимание на проблему: во взаимоотношениях старшеклассников друг с другом, с родителями и учителями появилась эмоциональная напряженность, участились конфликты. Неукоснительно требовалось пристальное изучение причин возникновения проблем, и поиск путей их разрешения.

На совместном совещании администрации школы, методического объединения классных руководителей и инициативной группы родителей было решено провести диагностические исследования (т.е. обратиться к социометрии как методике диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы), а на основе изучения и анализа их результатов – профилактические беседы и классные часы. В итоге проведенных мероприятий, с учетом пожеланий самих школьников, был создан дискуссионный клуб «Поговорим?» как способ профилактики конфликтных ситуаций и их разрешения.

Клуб стал камерной площадкой, которая объединяла учащихся, готовых общаться друг с другом, с одноклассниками, с учителями и даже с родителями в неформальной обстановке. Инициативные школьники придумали название клубу, стали собираться на регулярной основе, разрабатывали вопросы… Они организовали ядро клуба.  Постепенно в деятельность клуба стали включаться подростки из «группы риска». Общение на дискуссионной площадке способствовало их адаптации, социализации, в конечном результате интеграции в школьный коллектив. Из активистов дискуссионного клуба позже самоорганизовался школьный актив. Клуб помогал ребятам получить опыт цивилизованного обсуждения спорных вопросов, способствовал развитию у школьников коммуникативной культуры.

К концу первого года работы клуба заметно снизилось эмоциональное напряжение в отношениях учащихся с родителями и учителями.

Первые шаги к формированию команды школьного актива мы прошли. Вместе с этим, мы понимали, что группа активистов в среде равнодушных школьников не сможет решить задачу: способствовать организации самостоятельной деятельности абсолютного большинства детей и подростков! Необходимо было организовать условия для развития эмоционального интеллекта детей, формирования успешных отношений между школьниками, искоренения у отдельных «самопровозглашенных» лидеров «нарциссизма» как черты характера, заключающейся в чрезмерной самовлюбленности, безосновательно завышенной самооценке. Отсутствие общих целей в школьных классах разъединяло детей, поэтому необходимо было продумать условия для объединения учеников в команды.

Пристальное внимание было обращено на работу классных руководителей. Иногда коллеги констатировали инфантильность, эгоцентризм современных детей, не осознавая при этом своей роли в формировании условий их социального взросления и не принимая ответственности за то, что на определенном этапе развития ребенка методы и стиль воспитания повлекли за собой деформацию в развитии волевой и эмоциональной сферы детей. Отсутствие у взрослых людей знаний, чуткости к изменениям, избыточно авторитарный стиль общения с детьми могут подавить все зачатки личной инициативы учеников, именно поэтому так важна была разъяснительная работа педагога-психолога с родителями школьников и педагогами. Собеседования, семинары, тренинги, организованные школой для учителей подчеркивали важность формирования у детей понимания того, что каждый из соучеников в классе важен, ценен, что есть «Я», но и он, другой, тоже имеет свое «Я», тогда появится чувство общности: «Мы» – команда, в которой каждый на своем месте. А у ребенка-лидера следовало развивать ответственность за команду, ценность общего дела, а не собственных амбиций.

 Школьники должны были осознавать себя не только учениками конкретных классов, но и членами огромной команды школьников Гимназии. Для решения этой задачи пригодилась загородная база в Чиверево. Организовав на регулярной основе (наряду с оздоровительными выездами) семинары, занятия школы «Актива», тренинги («Я – лидер», «Я и мой мир»), занятия на командообразование, мы традиционно стали использовать активные методы работы с учащимися: тренинги, ролевые и деловые игры, игры с проживанием, дискуссионный клуб.

Разнообразные формы работы позволили  привлечь большее количество учеников и ненавязчиво решать скрытые психолого-педагогические задачи, способствовать позитивной социализации детей. Приведу пример. Во время организации одного из тренингов, ученику, с заниженной самооценкой и испытывавшему трудности в общении с одноклассниками, пришлось стать во главе своей команды. Сложность заключалась в том, что он должен был провести 22 человека, у которых были закрыты глаза, через ряд препятствий без потерь. С данной задачей подросток справился блестяще! Важное заключалось и в том, что во время обсуждения итогов занятия «в кругу», 22 человека, участника прошедшего события, поочередно сказали о том, что они доверяли своему ведущему и чувствовали себя в полной безопасности. Этим было положено начало позитивному изменению в отношениях экс-аутсайдера с товарищами.

Еще один пример из опыта использования игровой технологии в целях социализации. Мы на практике показали ребятам необходимость существования и соблюдения людьми законов, определяющих правовые нормы. Провели игру с проживанием «Мир хаоса», в ходе которой участникам была предложена следующая ситуация: после всемирной катастрофы в живых осталось только 15 человек, на плечи которых легла тяжелейшая миссия – спасение цивилизации. Пытаясь выполнить свою задачу, школьники, занятые в игре, поняли, что без существования юридических и экономических законов цивилизация погибнет.

Комплексно решая поставленную перед собой задачу предоставления учащимся возможности реализации своего потенциала, мы стали получать ощутимые результаты. Однажды школа готовилась к районным правовым играм, одним из элементов домашнего задания была демонстрация видеоролика, посвященного профилактике административных правонарушений. Хотелось уйти от использования стандартных, ставших уже привычными, кадров с использованием документальной хроники и создать нечто новое.

Эта идея была обсуждена на совете старшеклассников. Для создания сценария и съемок ролика было решено выехать в загородное школьное хозяйство «Чиверево» во время весенних каникул. В канву сценария ребята вносили свои интересные предложения и идеи, творчески подходили к процессу работы.

Видя, что происходит нечто необычное, ученики 5, 6 и 8-х классов, находящиеся в «Чиверево», выразили огромное желание участвовать в съемках. Старшими детьми тут же были дописаны новые массовые сцены, которые впоследствии значительно украсили и содержательно обогатили ролик. Педагогический коллектив был приятно удивлен высоким уровнем мотивации и активности детей, их горящими глазами и радостным воодушевлением.

Лишним будет говорить, с каким энтузиазмом дети ожидали момента демонстрации ролика! И первое место, занятое командой школы в районном конкурсе, стало заслуженной наградой. Помимо первого места, несомненным достижением был высокий результат совместной творческой работы детского, родительского и педагогического коллективов.

Еще одним шагом развития самоуправления стала инициатива в решении вопроса жестокости в школе. Был организован и проведен выездной семинар «Жестокость в школе», целью которого являлась профилактика буллинга в школе (травля одноклассниками). Тема была важна всегда, но сегодня вопрос о жестокости в школах стоит на правительственном уровне. Все понимают, все правильно рассуждают, но как говорится «а воз и ныне там». На семинаре присутствовали представители педагогических и ученических коллективов ассоциированных школ ЮНЕСКО города Москвы.

В ходе семинара был показан фильм Р. Быкова «Я сюда больше никогда не вернусь» по заказу ЮНЕСКО. Шокирующий фильм о детях и родителях, о невежественности и жестокости, о том, как наше безразличие уродует детей, калечит их жизнь. После просмотра фильма ребята стали говорить не только о жестокости среди сверстников, в школах, но и в своих семьях.

С чего начать, как изменить существующий порядок, чтобы этого явления не было в нашей жизни? Конечно, начать с себя – к такому выводу пришли ребята во время дискуссии. Результатом этой работы стала хартия «Школа без насилия», которую представители школ, участники семинара, увезли ее с собой для дальнейшего распространения среди учащихся своих школ.

Имея навык, умения и распространяя опыт среди своих сверстников, подросток переходит на новый виток своего развития. Он учится самостоятельно оценивать ситуацию и изменять ее согласно своему опыту тем самым влиять на жизнь в своем классе, школе.

В рамках программы ЮНЕСКО мы были назначены соорганизаторами международного выездного семинара. Активисты школы по-взрослому подошли к исполнению возложенной миссии. На семинаре были представители пяти стран: Росси, Италии, Израиля, Болгарии, Англии. «От толерантности к волонтерству» было основной темой работы нашего блока. Опираясь на принцип толерантности «мы разные, но все мы люди», школьники создавали комиксы, широко раскрывающие тему необходимости толерантного отношения к «инаковости». Ребята отмечали в своих высказываниях, что проявление терпимости и принятие помогают стать личностью, которая уверена в себе, способна принимать ответственность, слышит других, воспринимает других такими, какие они есть, оказывает помощь, способная сформировать правильное суждение о других людях, личность, которая хочет жить в свободном, демократическом обществе. Мы были довольны уровнем знаний и убежденности, которую демонстрировали наши воспитанники! Одним из основных принципов добровольчества является постулат: «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому». Где и как подростки могут выступать как добровольцы? И ребята не только предложили направления деятельности, где несовершеннолетние могут принимать участия, но и структуру этих направлений. Эти направления были объединены одной идей: потребностью быть нужным людям, помогать и гордиться проделанной работой.

В октябре 2015 года состоялся последний выезд в «Чиверево». Участниками были ученики 7 «А», их родители, классный руководитель и психолог. Четырехчасовое занятие в тренинговом режиме позволило участникам смешанных команд, в которых капитанами были дети, проявить себя, увидеть одноклассников и родителей в непривычных ролях и ситуациях. А самое главное, что был дан толчок к развитию инициативы детей и активному участию в жизни класса родителей.

В настоящее время произошел ряд существенный изменений в жизни нашей школы: мы лишились загородной базы, объединились в комплекс ГБОУ «Гимназия Марьина Роща имени В.Ф. Орлова». В сложившихся условиях мы прилагаем все усилия, чтобы распространить бесценный опыт формирования детско-взрослой общности, позволяющей ученикам проявлять свою активную гражданскую позицию. Нас активно поддерживает педагогическое сообщество Гимназии. В начале 2015–2016 учебного года мы провели круглый стол для школьников-активистов и педагогов всех структурных подразделений Гимназии на тему: «Стратегия развития школьного самоуправления». Надеемся, что наши воспитанники, наделенные необходимыми знаниями и опытом, продолжат стратегию развития школьного самоуправления.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.