Тренинг для классных активов 7–9 классов в форме игры-квеста «Форт Боярд»

152
Стражникова Юлия Игоревна,
учитель математики
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2075»,

Начало учебного года традиционно связано с обновлением классных активов, выбором новых лидеров. Чтобы помочь новообразованным командам сплотиться и выстроить свои внутренние отношения, я предлагаю эту игру-квест, которую использую в своей работе.

Идея ее проведения возникла на одном из заседаний Совета старшеклассников в нашей школе. Подготовку и организацию ребята полностью взяли на себя, оставив взрослым только координирующую функцию.

Провести эту игру Совет старшеклассников школы решил в осенние каникулы. К этому моменту активы классов окончательно сформированы, начали свою работу, им необходим толчок, чтобы «зажечь и раскачать». Рассчитана игра для учащихся 7–9 классов, хотя (при определенной доработке) может быть адаптирована для учащихся младших классов.

Цель игры – командообразование, сплочение классных коллективов, выявление лидеров.

Этой цели подчинены задачи, которые решаются в процессе игры:

• диагностика команды (распределение ролей, диагностика лидерских качеств);

• снятие барьеров общения, улучшение коммуникаций; развитие навыков внешней и внутренней коммуникации (выработка наиболее успешных схем и моделей взаимодействия);

• формирование навыков командной работы, создание чувства «мы», поднятие командного духа;

• повышение самооценки и взаимной оценки обучающимися друг друга, за счет более полного проявления личностных качеств в новой ситуации, реализации незадействованных в ежедневной работе качеств характера.

Для проведения этой игры потребуются определенные ресурсы:

• помещение достаточного размера с изолированными частями (в нашем случае школа);

• костюмы героев, реквизит для выполнения заданий;

• достаточное количество ключей, считая, что каждая команда проходит семь треков;

• монеты (десятикопеечные) для «Сокровищницы» в большом количестве;

• аудио-сопровождение (громкая связь, колонки и т.п.).

Каждый классный актив – это команда из десяти человек, которая должна работать слаженно и эффективно, каждый ее член чувствует свою причастность к общему делу и четко знает свое место в общей стратегии.

За основу взята телевизионная игра «Форт Боярд». При разработке сценария рабочей группой старшеклассников, в которую вошли ученики 10 и 11 классов (членов школьного совета старшеклассников), были отсмотрены несколько выпусков игры, изучены ее герои, их образы и характеристики. Все персонажи условно делятся на «трекеров» (ведущих «треков») и отвлекающих персонажей. Каждый член рабочей группы выбрал себе того героя, который подходит по характеру и типажу. Огромная работа была проведена при подборе костюмов и атрибутов, проработке образа. Результат трудов старшеклассников отражен в Приложении 1.

Организаторы-старшеклассники подобрали командам-участницам такие испытания, которые отвечали поставленным задачам игры-квеста, потребовали от каждого игрока проявление себя и внесение вклада каждого в общий успех: «Один за всех, и все за одного!». То, что получилось, представлено в Приложении 2.

На всю подготовку, включая репетиции и предстартовый прогон, ушло примерно три недели.

За неделю до мероприятия организаторами была развернута целая рекламная кампания: развешивались объявления, раздавались листовки-приглашения. В это же время классы, приглашенные для участия, готовят свои команды, состоящие из десяти человек. В состав команды входят самые активные ребята класса, не боящиеся трудностей и готовые постоять за себя и за свой коллектив.

В день игры, перед ее началом, команды выстраиваются в одном месте, например, как в нашем случае – в спортивном зале. Под музыку из телевизионной версии игры «Форд Боярд» все персонажи поочередно входят в зал. Первой выходят Моника с Тигром. Моника представляет всех появляющихся героев, дает их краткую характеристику (Монику характеризует Тигр). Героиня объясняет участникам игры, какие треки команды будут проходить, за какие задания они будут получать ключи. После прохождения треков эти ключи обмениваются на слова-подсказки, с помощью которых можно отгадать главное задуманное слово – пароль от сокровищницы.

Прежде чем начнется игра, каждая команда выбирает свой «Пейджер» (участника команды, который является координатором маршрута совместно с персонажем игры Паспарту). После прохождения каждого испытания Пейджер бежит к Паспарту и докладывает о прохождении командой испытания и готовности к следующему.

Время прохождения трека (кроме «Загадки Фура») – примерно10 минут. Возле тех треков, где испытание проходит один участник команды (это «Загадка Фура» и «Память») находятся персонажи, незадействованные в треках: Электрическая женщина, Цыганка и Пенелопа. Они отвлекают или развлекают ожидающих участников, предлагая им различные задания.

Все время, пока команды проходят испытания, по громкой связи транслируется музыкальное сопровождение: саундтреки из телеверсии игры.

Во время прохождения испытаний командам-участницам приходится выстраивать совместную тактику, придумывать пути решения поставленных задач. Исходя из опыта, мы увидели, что многие участники команд во время состязаний пытались ругаться, выяснять отношения, но трекеры были проинструктированы гасить такие попытки и подводить участников игры к мысли, что они сильны только в команде, и что сообща можно решить любую задачу.

После прохождения треков команды собираются около актового зала (или другого подобного помещения), где оборудованы треки «Лабиринт» и «Сокровищница». Команды обменивают собранные ключи на слова-подсказки: «отец», «разум», «сходство», «кровь», «фамилия», «линия», «жизнь». Всем дается время на размышление. Главное слово, которое они должны угадать –  «семья».Команда, которая первая говорит, что знает это слово, допускается в зал.

Участники проходят через «Лабиринт» и попадают в «Сокровищницу». На полу приклеены листы с буквами русского алфавита в форме таблицы. Ребята должны встать на буквы, составляющие отгаданное слово. Фелиндра слегка поворачивает голову Тигра и, если слово правильное, из мешка, который держит Тигр, начинают сыпаться монеты, которые члены команды должны как можно больше собрать. Времени у команды на выполнение данного задания – 30 секунд. По истечении этого времени монеты взвешиваются (это делается в большей степени для сохранения стилистики игры). Для взвешивания монет необходимы сумка и безмен (чем старее, тем лучше).

Устройство «Лабиринта» и собственно «Сокровищницы» зависит от возможностей помещения. Мы сделали лабиринт из парт, усложнив его полосами малярного скотча. «Сокровищница» было выстроена на сцене так же из парт и ткани. На своеобразном «троне», покрытом покрывалом, восседает Тигр. Когда слово угадано, он освобождает место Фелиндре, которая ссыпает монеты по «желобу» – наклоненной парте, тоже накрытой покрывалом.

После окончания игры все команды и персонажи форта собираются для общей фотографии. Все активы классов получают «Сертификаты о прохождении испытаний», а команда победителей – «Диплом Победителя» и сладкий приз.

Результатом проведения этой игры в нашей школе стала возросшая активность классных коллективов, желание ребят попробовать себя в разных видах деятельности, учащиеся стали чаще предлагать свои идеи Совету старшеклассников для реализации их в школе.

Источником вдохновения для проведения данного мероприятия послужила телевизионная игра «Форт Боярд». Все конкурсы были предложены старшеклассниками, исходя из их личного опыта выездов на школы актива и в летние лагеря, и не являются авторскими.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. Петрозаводск, 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://doroga.karelia.ru/samo/p02.htm (дата обращения: 10.06.2016).
2. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах [Электронный ресурс]. URL: http://www.yarcdu.ru/page-210/ (дата обращения: 12.06.2016).
3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: Владос, 2000.
4. Роль ученического самоуправления в системе самовоспитания обучающихся/ Ю.В.Селиверстова/ [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/03/02/rol-uchenicheskogo-samoupravleniya-v-sisteme (дата обращения: 13.06.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.