Субботина Т.В. Проведение в образовательных организациях месячника по профилактике детского травматизма

46
Субботина Татьяна Валентиновна,
методист направления «Профилактика детского травматизма»
ГБОУ ГМЦ ДО г. Москвы,

Актуальность. Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема. Несчастные случаи, происходящие с обучающимися в стенах образовательной организации и во время учебной деятельности, являются причиной почти 15 % всех детских травм. Грамотная организация работы по профилактике детского травматизма и предупреждению несчастных случаев с обучающимися в образовательной организации является обязательным условием эффективной образовательной деятельности.

При разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение травматизма и несчастных случаев, может быть спланирован и проведен месячник по профилактике детского травматизма.

Данный месячник – это комплекс мероприятий для обучающихся, педагогических работников и родителей по определенной тематике. В данном случае берется тема – «Предупреждение несчастных случаев и травматизма обучающихся в образовательной организации». Тема месячника позволяет объединить различные виды деятельности детей и взрослых, сделать их интересными, максимально полезными для обучающихся, педагогов, родителей. Эффективность такого подхода заключается в том, что родители и дети, педагоги в одно время погружаются в педагогическую ситуацию по решению одного вопроса.

Основная задача месячника – это систематизация, углубление, обобщение знаний детей и взрослых по вопросам профилактики травматизма в урочное и внеурочное время. Месячник лучше проводить в сентябре-октябре. Данное мероприятие поможет восстановить у обучающихся после летних каникул навыки безопасного поведения в образовательной организации, в быту, на дорогах и в транспорте.

Профилактическая работа затрагивает все категории участников образовательной деятельности: детей, родителей, педагогических работников, поэтому перед его проведением необходимо провести мониторинг в форме тестирования всех участников образовательной деятельности с целью выявления их информированности по вопросам профилактики и основным причинам детского травматизма. На основе информации, полученной в ходе мониторинга, формируется план месячника, который утверждается руководителем образовательной организации.

В план могут быть включены следующие  мероприятия.

Для обучающихся:

– классные часы и тематические беседы по вопросам профилактики травматизма (о необходимости соблюдения правил поведения в школе, мерах личной безопасности, о правилах поведения на улицах и дорогах города, в транспорте, при выездных мероприятиях и т.п.); примерная тематика классных часов: «Профилактика и предупреждение школьного травматизма», «Азбука безопасного поведения во время образовательной деятельности»;

– творческие работы (например, создание памятки по теме: «Памятка поведения в школе на перемене и уроке», конкурс мультимедийных презентаций по правилам дорожного движения при участии старшей школы);

– конкурсы буклетов, плакатов, информационных листков посвященных профилактике несчастных случаев и травматизма;

– конкурс газет, плакатов и рисунков «Я и дорога»;

– конкурс на самый организованный класс, группу;

– праздники, игры, викторины, практические занятия по правилам дорожного движения, экскурсии на прилегающие к школе территории и перекрестки для воспитанников детских садов и обучающихся начальной школы;

– каждым обучающимся составляется индивидуальная схема маршрута (маршрутные листы) из дома в школу и из школы домой;

– практическое занятие «Порядок действия обучающихся в случае получения травмы»;

– встречи с представителями ГИБДД, полиции, МЧС;

– разработка и реализация тематических социальных проектов, направленных на предупреждение травмирования обучающихся;

– выставка книг «Внимание дорога!», библиотечные уроки;

– комплексные воспитательные мероприятия по обучению детей правильному поведению дома, на улице, в общественных местах, в общественном транспорте, при занятии спортом;

– инструктажи по технике безопасности с обучающимися при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.

Для педагогических работников:

– педагогический совет, совещание, методические объединения по проблемам травматизма «Детский травматизм – его причины и профилактика»;

– практическое занятие «Порядок действия педагогического работника в случае получения обучающимся травмы»;

– рассмотрение на административных совещаниях вопросов: «Организация дежурства педагогических работников в образовательной организации»; «Организация работы с детьми, требующими усиленного педагогического внимания»;

– консультация учителей физической культуры и учителей предметов повышенной опасности по вопросам организации безопасной деятельности учащихся при прохождении программы;

– оформление информационных стендов по профилактике травматизма.

Воспитательная работа образовательной организации не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Взаимодействие образовательной организации и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь.

Для родителей (просветительские, консультационные, коммуникативные мероприятия):

– беседы, консультации на родительских собраниях по правилам поведения в образовательной организации, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; примерные темы: «Действия родителей при получении ребенком школьной травмы», «Как научить ребенка личной безопасности вне дома», «Безопасность детей – дело взрослых»;

– лекторий для родителей (тема лекций подбирается с учетом возрастных особенностей обучающихся, например: «Безопасность первоклассников в условиях образовательной деятельности», «Пути и способы решения детских конфликтов» (5класс); «Поведенческие особенности подростков» (6 класс) и т.п.);

– привлечение родителей к совместной с детьми деятельности может реализовываться через коллективные творческие дела, конкурсы, викторины, праздники.

В рамках проводимого месячника можно спланировать организационно-технические мероприятия по профилактике детского травматизма:

– проведение комиссионных проверок учебных кабинетов, групповых помещений, спортивного зала, пожарной и электробезопасности в целях улучшения условий и обеспечения безопасности учебно-воспитательной деятельности;

– проверка организации и эффективности дежурства на переменах и перерывах между занятиями.

Так как существует взаимосвязь между возникновением травм и индивидуально-психологическими особенностями детей, профилактическую работу в образовательной организации целесообразно проводить с учетом этих особенностей, привлекая для этого социально-психологическую службу.

Планируя месячник по профилактике детского травматизма, можно включить в план психологическое сопровождение и работу социального педагога:

– методическая помощь психологической службы в работе с учащимися, требующими повышенного педагогического внимания, педагогам и родителям;

– контроль поведения обучающихся на перемене;

– оценка психологического климата урока, класса, школы;

– привлечение учащихся старших классов к проектно-исследовательской деятельности по теме: «Влияние социальных факторов на здоровье обучающихся».

По окончании месячника готовится аналитическая справка по итогам проведения массовых профилактических мероприятий.

Информации об итогах проведенного месячника размещается на сайте образовательной организации. Сайт образовательной организации может быть использован классными руководителями или учителями-предметниками для мобильного реагирования на запросы родителей и обучающихся, в том числе и в вопросах профилактики травматизма.

Месячник по профилактике детского травматизма может проводиться в форме тематических недель:

1 неделя: открытие месячника, распространение буклетов, листовок, проведение классных часов и бесед в 1–11 классах.

2 неделя: внеклассные мероприятия: викторины, конкурсы с учащимися, практические занятия, экскурсии.

3 неделя: родительские собрания, лекторий для родителей, индивидуальные беседы, выставки в классах.

4 неделя: педагогический совет, методические объединения, круглые столы для педагогов, подведение итогов месячника.

На протяжении учебного года образовательная организация может проводить тематические недели, посвященные отдельным разделам плана работы по профилактике детского травматизма. Например: «Железная дорога – зона повышенной опасности», «Безопасность дорожного движения», «Система работы педагогического коллектива по изучению Правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма», «Правила поведения на переменах» и т.д.

В данной статье приведены примерные мероприятия и виды деятельности при проведении профилактической работы по предупреждению детского травматизма в образовательной организации. Каждой организации присуща своя интеллектуальная, духовно-нравственная атмосфера, зависящая от ряда факторов: социум, контингент детей, родителей, педагогического состава, ценностных ориентиров. Образовательная организация может творчески подойти к проведению месячника, предложив свои мероприятия. Главное, чтобы был результат: сокращение несчастных случаев и травм обучающихся.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.