Игры на музыкальных деревянных ложках

112
Боджикян Алла Карленовна,
музыкальный руководитель ДО «Семицветик»
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1747»,

Расписная деревянная ложка с давних времен гостит не только на столах. Она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры, ярмарки. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир.

Игра на ложках вносит разнообразие в музыкальное воспитание детей дошкольного возраста, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.

Ложки можно применять в самых разных видах деятельности детей: как в образовательной, так и в игровой, самостоятельной, театрализованной, прикладной и музыкальной.

Музыкальная деятельность

На музыкальных занятиях очень важно делать опору на создание образно-игровых ситуаций (создание образно-игрового «фона» на всем протяжении занятий музыкой), требующих от детей перевоплощения, усиленной работы фантазии, воображения. То есть должен использоваться опыт музыкальных игр, инсценировок, игр-драматизаций. Принцип образно-игрового вхождения в музыку тесно связан с импровизацией и принципом моделирования творческого процесса.

Обучать игре на ложках можно всех детей. Мы знакомим детей с ложками уже с младшего возраста.

Повторяя разнообразные ритмы, ребенок постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых. Чтобы заработала детская фантазия, целесообразно использовать игровые приемы. Сначала нужно научиться слушать тишину. Это интересно. Дальше необходимо научить детей слышать разницу в звуках, и научиться называть звуки – глухие, звонкие, тихие, громкие. Приемы игры на ложках быстро осваиваются, так как обучение проводится в игровой форме, организованно и последовательно.

Знакомство с ложками начинаем с рассматривания расписной деревянной ложки, ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп – «чашечка», обратная ее сторона называется «пяточка». Давая малышу в руки инструмент, учим его играть что-нибудь конкретное: «капает дождик», «тикают часы», «птички клюют зернышки», «постучать в дверь теремка». При этом происходит не просто игра, а восприятие ритма, обучение звукоизвлечению. В этом возрасте осваиваем 2–3 приема игры на ложках: «прямые удары», «скользящие удары»,  игра ручками ложек и удары ручкой о «пяточку». При этом создается  у детей радостное настроение от общения с музыкой. Игрушки ходят, бегают, топают, хлопают, пляшут, а дети передают в игре на ложках ритмические изменения – так развивается чувство ритма.

Играя приемом «прямые удары», дети передают ритмический рисунок своего имени с одновременным его проговариванием («Ма-ша» – 2 удара, «Ти-мо-фей» – 3 удара). Ударяя ручками ложек, изображают, как капает дождь в р.н.п. «Дождик» (2 удара – «кап-кап», а в конце песни пошел сильный дождь (играют ручками ложек). Перед игрой на ложках ведется подготовка исполнительского аппарата – рук. Итак, исполняя песенку «Петушок», дети хлопают ладошками ритмический рисунок и, только когда исполнение становится ритмичным, дети берут в руки ложки и стучат тот же ритмический рисунок песни различными приемами игры. При этом «короткий» звук передают с помощью «скользящих» ударов («пе-ту»), а «долгий» звук передают «прямым» ударом («шо-о-ок»).

Дети «играют» – хлопают в ладоши; постукивают ложками, ручками ложек, притоптывают ногой (Фотография 1).

Фотография 1

Дети старшего дошкольного возраста не испытывают сложности игры в ансамбле. С ними проводятся игры-упражнения с использованием различных приемов игры на ложках, которые можно включить как фрагмент в развлечение или любое занятие с детьми.

Для старшего возраста целесообразно вводить различные ритмические задания, использовать карточки с ритмическим рисунком.

Прохлопывание простого ритмического рисунка знакомой попевки, потешки, песенки. Затем этот ритм простукивается на ложках. Или, например, игра «Музыкальное эхо». Педагог простукивает ритм – дети повторяют, затем один ребенок простукивает ритм – остальные повторяют.

При знакомстве детей с приемами игры, педагог должен в первую очередь сыграть на ложках, увлечь ребенка. Приемов игры очень много, они разнообразны – от самых простых до сложных. Мы показываем самые простые приемы на двух ложках, которые доступны всем детям.

Части ложки: ручка, «чашечка», «пяточка».

Ложки в двух руках держат за ручки:

1. «Ладушки»

Одновременно двумя руками «пяточкой» по «пяточке».

2. «Блинчики»

Ложки в горизонтальном положении, удары по «пяточке» левой ложки, потом по «пяточке» правой ложки.

3. «Тарелочки»

Руки вытянуты вперед, скользящие удары «пяточкой» по «пяточке».

4. «Бубен»

Одна ложка опорная в согнутой в локте руке или вытянутой вперед, другой ложкой удары по «пяточке».

5. «Часики»

Круговые движения руками перед собой.

6. Удары вправо-влево, вверх-вниз одновременно двумя ложками.

Все эти приемы можно выполнять, поменяв положение ложек: одна ложка – за ручку (в правой руке), другая в левой руке приемом «коробочка» (чашечка зажата в ладони, ручка направлена вверх).

Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном. Приемом «коробочка» можно передать цоканье копыт лошади, ударяя попеременно ложкой в правой руке по «пяточке» ложки в левой руке, открывая и закрывая пальцы.

 В следующих приемах обе ложки держат в правой руке тыльной стороной друг к другу следующим образом: одна между 1-ым и 2-ым пальцами, другая – между 2-ым и 3-им.

1. Ударяют по ладони левой руки: перед собой, справа, слева.

2. «Мячики» (выполняют сидя, нога на ногу).

Удары по колену, ложки, как мячики, отскакивают.

3. Ложки ставят между коленом и ладонью левой руки, согнутой перед грудью, локоть приподнят.

4. «Качалочка»

Ладонь левой руки открыта вверх на уровне плеча. Удары по колену и по ладони, одновременно делать небольшие наклоны влево-вправо.

5. Сидя, ноги рядом, ударять по очереди по коленям (длительность восьмая), затем по ладони (длительность четвертная).

6. «Соседи»

а) ударять ложками по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

б) ударять ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;

в) «раз» – удар по колену,

– «два» – удар по ладони слева,

– «три» – удар по колену,

– «четыре» – удар по левой ладони, вытянутой вправо с наклоном туловища вправо;

г) «раз» – удар по колену,

– «два» – по локтю левой руки;

д) сидя нога на ногу, «раз» – удар по ладони, «два» – по колену, «три» – по ладони, «четыре» – по пятке левой ноги.

Приемы игры  на ложках в парах:

1. Сидя в полуоборота друг к другу: один держит ложки в двух руках чашечкой к себе на уровне плеч, другой ударяет по ложкам партнера одновременно или попеременно каждой ложкой (ритм четвертные или восьмые).

2. Поменять положение рук: согнуть в локтях перед собой, чашечкой вниз. Партнёр ударяет по ложкам сверху-вниз (ритмы разные).

3. «Раз» – удар в свои ложки, «два» – по ложкам друг друга.

4. «Ладушки»:

– «раз» – удар в свои ложки,

– «два» – правой ложкой по правой ложке друг друга,

– «три» – удар в свои ложки,

– «четыре» – левой ложкой по левой ложке друг друга.

Эти приемы можно выполнять в положении стоя друг напротив друга.

После освоения различных приемов игры на ложках, можно играть в «Музыкальные загадки». Педагог загадывает «загадку», а дети простукивают ответ на ложках, используя известные им приемы игры.

«Вот лягушка на болоте

Очень весело живет

Вы послушайте, ребята,

“Ква-ква-ква” – она поет!»

(Дети играют на ложках приемом «пяточка в пяточке» по ладони левой руки, отстукивая ритм «раз-два-три».)

«Дождик капает по крыше:

“Тук-тук-тук, тук-тук-тук”.

Еле слышно, еле слышно:

“Тук-тук-тук, тук-тук-тук!”»

(Дети стучат ручками ложек.)

«Воробьи развеселились,

Зернышки клевать пустились,

От других не отстают,

Все клюют, клюют, клюют».

(Дети стучат ручкой по «пяточке».)

«Вот течет ручеек,

 Видно его путь далек,

Так журчит, плескается,

Убежать пытается!»

(Дети стучат круговыми движениями перед собой.)

Фотография 2

Музыкальная игра с ложками «Солнышко»

Дети встают в круг, солнышко можно положить в середину круга. На полу по кругу разложены деревянные ложки по количеству детей (2 ложки на каждого ребенка). Дети приседают на корточки около своей пары ложек.

Дети поют под мелодию р.н.п. «Ах, вы сени» куплет, на вторую часть ритмично играют на ложках.

1. «Утром солнышко проснется,

Сразу деткам улыбнется.

Детки с солнышком встают

В ручки ложечки берут».

(Под музыку дети медленно поднимаются, берут ложки в руки.)

2. «Детки ложки в руки взяли,

Дружно в ложки застучали.

Ударяют ложкой о ложку перед собой».

3. «Мы сейчас растопим печь –

Надо блинчиков испечь».

(Немного наклонив корпус с ложками вправо, левая рука с ложкой сверху, затем тоже самое влево – «печем блинчики».)

4. «Нам пора повеселиться,

В каруселях прокатиться».

Кружатся вокруг себя топающим шагом, играют на ложках, держат их перед собой.

5. «С вами мы сейчас, ребятки,

 Поиграем вместе в прятки».

Ударяем ложками перед собой на сильную долю музыки, потом отводим руки за спину и ударяем в ложки за спиной

6. «Будем в горку подниматься,

А потом с горы спускаться».

Постепенно поднимая прямые руки вверх, быстро ударяя ложками, потом опускаем руки вниз, ударяя ложками

7. «Наши ложки так устали,

Очень весело плясали.

На пол ложки мы положим

И ладошки вместе сложим.

Мы немножко отдохнем,

И опять плясать начнем».

(Дети сидят на корточках, руки под щечкой – отдыхают.)

«Как мы весело плясали,

Дружно ложками стучали.

Солнце улыбается,

Значит ему нравится».

Фотография 3

Во время подготовительной работы к разучиванию того или иного приема игры на ложках создаются различные варианты упражнений, вплоть до импровизаций. Одни и те же задания исполняются с различными изменениями темпа, динамических оттенков. Уделяем особое внимание импровизационной игре и детским авторским сочинениям, подкрепляем игру речевым аппаратом и движением рук, что помогает более быстро выработать необходимые навыки.

Познавательная деятельность

В старшей группе рассказываем об истории возникновения деревянных ложек, их разновидностях, показываем слайды, обращаем внимание на хохломскую роспись. Показываем фильмы о селе Хохлома в Нижегородской области, где на фабрике изготовляют такие ложки, посуду и другие сувениры. В честь этого села роспись и назвали хохломской. Рассказываем и о других разновидностях деревянных ложек: тульских, вятских, смоленских.

Фотография 4

Затем, дети в изобразительной деятельности пытаются передать ее в рисунках или картонных ложках-заготовках.

Фотография 5

Театрализованная и прикладная деятельность

Театр ложек – упрощенный вариант верховых кукол. Их основу составляет деревянная ложка, легкая и удобная в управлении. На выпуклой стороне ложки рисуется лицо персонажа. Ребенок берет ложку за ручку, поднимает ее на ширму. Рука ребенка спрятана под юбочку. Такая кукла-ложка очень удобна, она легко двигается, поворачивается, покачивается, танцует.

Можно усложнить игру. С помощью музыкальных расписных ложек можно «озвучить» сказку или оживить детские рисунки. С помощью ложек можно отлично изобразить грозу с раскатами «грома», порывы ветра и т.д. Здесь понадобятся вся детская наблюдательность и изобретательность. Театральные куклы близки и доступны, понятны детям. Они снимают напряжение, помогают им расслабиться, создают радостную атмосферу. Детям очень нравится общение с куклами. Они любят их брать в руки, рассматривать, разговаривать с ними.

Фотография 6

Прикладная деятельность

Очень важен процесс изготовления кукол с привлечением детей. Он очень интересен, познавателен для детей, способствует развитию речи, воображения, активизирует конструктивные способности. Вначале даем представление о способах изготовления кукол на деревянной ложке. Затем создаем образы животных, обсуждаем характеры персонажей. Договариваемся, кто какую роль хотел бы исполнить. Кто будет водить куклой за ширмой, а кто «озвучивать» спектакль. Закрепляем навыки кукловождения. Одна группа детей управляет куклами за ширмой, которые ходят, топают, хлопают, пляшут, а другая группа детей передает с помощью игры на ложках ритмический рисунок. Кукольные спектакли помогают детям «входить» в роль персонажа, используя для этого голос, мимику движения, игру на ложках, учат управлять куклами, приобретать навыки изготовления кукол и бережно с ними обращаться. Все это очень нравится детям, создает хорошее настроение от общения с музыкой.

Фотография 7

Свободную самостоятельную деятельность детей тоже можно представить как игру, содержание которой позволит детям побывать в воображаемых ситуациях. Роли в этой игре не распределяются заранее. Каждый ребенок по своему желанию выбирает себе ту или иную роль, действует  в соответствии с собственным пониманием этой роли. Так, раздвигая рамки обязательных занятий посредством игры, выявляется возможность выхода на индивидуальное творчество.

Ложки можно использовать также в групповых танцах. Дети выполняют простые танцевальные движения: стучат в ложки и одновременно топают ногами, полуприседают, покачиваются с ноги на ногу. Ударами дети помогают поддерживать правильный ритм движений. Элементарную ритмичность дети передают в основных образных и танцевальных движениях.

Фотография 8

Для уточнения восприятия ритма предлагаем отметить ритмический рисунок сначала хлопками, затем проигрываем на ложках, а затем движением. Детей, у которых ритмический слух развит слабо, приглашаем заниматься индивидуально, или в небольшой подгруппе.

Приемы игры на ложках в сочетании с танцевальными движениями: дети держат ложки в двух руках. Два удара в ложки, три перетопа на месте.

1. «Часики»

а) два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом вправо;

б) снова два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом далее вокруг себя;

в) повторить два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом далее вокруг себя;

г) два удара в ложки, тремя перетопами вернуться в исходное положение.

2. «Самоварчик»

а) «раз» – удар в ложки;

б) «два» удар по коленям, одновременно сделав небольшую «пружинку» ногами;

в) три перетопа.

3. «Ковырялочка»

а) «раз», «два» – правой ногой выполняют движение: носок, пятка;

б) три перетопа  с одновременным ударом в ложки.

Повторить то же самое с левой ноги.

4. «Распашонка»

а) «раз» удар в ложки;

б) с поворотом корпуса вправо выставить правую ногу на каблук – руки развести в стороны.

Танцы включаем как фрагменты в развлечение, как концертные номера на праздниках.

Фотография 9

Детям очень нравится играть на ложках, организовывать концерты в семейном кругу, показывать кукольные спектакли. Игра на ложках развивает творчество, формирует у детей потребность к самостоятельному мышлению, побуждает их применять свои знания в повседневной жизни.

По QR-коду и мобильному приложению вы увидите в фильме интересные занимательные задания с расписными ложками и кукольный спектакль.

Рисунок 1

Вы также можете просмотреть фильм, перейдя по прямой ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.