Дети в Сети: опыт позитивного использования социальных сетей

95
Мома Виктор Владимирович,
старший вожатый
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1394 “Воспитательно-образовательный центр “На набережной”»,
moma@sch1394.ru
Васильева Ольга Анатольевна,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
vasilevaoa@mosmetod.ru
 

Хотим мы этого или нет, но каждый человек в нашей реальности вовлечен посредством современных технологий в огромный информационный поток. Ребенок, подросток, как объект более восприимчивый ко всему новому, интересному, гораздо быстрее и глубже погружается в интернет-среду. В родительской и педагогической среде все чаще слышатся разговоры и выражается обеспокоенность интернет-зависимостью детей и зависимостью от социальных сетей.

В нашей реальности невозможно запретить подростку пользоваться тем или иным ресурсом, можно лишь постараться регулировать процесс использования онлайн-технологий и направлять деятельность школьника в нужное русло. В настоящей статье разработаны и представлены примерные механизмы такой регуляции.

В медицине «зависимость» – это навязчивая потребность, сопровождающаяся определенными физическими и психическими симптомами. Проведя аналогию, можно сказать, что компьютерная зависимость – это нехимическая болезнь, которая проявляется в навязчивой потребности использования компьютера и Интернета, сопровождающаяся социальной дезадаптацией с выраженными психологическими проблемами.

Основной причиной возникновения компьютерной зависимости, по наблюдениям психологов, является отсутствие у человека устойчивых социальных связей в жизни, возникает от неудовлетворенности собой и своим статусом. Посредствам социальных сетей можно удовлетворить чувство нужности, так как виртуальный мир имеет неограниченные возможности и легкодоступен. Однако такая «виртуальная социализация» так и остается виртуальной и в реальной жизни самооценку личности не повышает и не дает возможности самореализации и самовыражения.

Поэтому напрашивается достаточно простой вывод о том, что нужно повышать чувство собственной значимости у ребенка, используя как инструмент современные онлайн-коммуникации.

Мы живем в информационном обществе, где люди занимаются переработкой, хранением, использованием информации. Сейчас очень просто отправить информационный файл, быстро его обработать и вернуть. Ученики на площадках социальных сетей: «ВКонтакте», Facebook, Instagram, Ask, Tumblerформируют платформы для общения. Школа не может находиться в стороне от развития информационной среды для обучающихся, более того необходимо выходить на качественный уровень коммуникацией с учениками.

Любая форма ученического самоуправления предполагает постоянную связь участников процесса соуправления/самоуправления со школой. Проводить регулярные совещания, встречи становится сложнее, поэтому становится актуальным развитие социальных онлайн-коммуникаций в школьной среде.

Наше ученическое самоуправление начало свою работу в области социальных коммуникаций через сеть «ВКонтакте», создав группу «Школьная Республика на набережной» (Совет школы № 1394, корпуса 1147: https://vk.com/pravitelistvo1147). Группа «ВКонтакте» позволяет 24 часа в сутки быть на связи всем участникам самоуправления «школьной жизнью». Группа была создана в связи с необходимостью подготовки мероприятия «День знания». У ребят часто возникали предложения, идеи, вопросы по организации, они не могли терпеть до следующего дня. Мы создали группу, где при подготовке моделировали ситуации, задавали вопросы, давали задания. В группу выкладывали музыку для мероприятия, сценарий, план работы. Группа стала всеобщей рабочей площадкой активистов. Для меня, как для педагога, особенно важно то, что это не виртуальная социализация, а действительная возможность самореализации в жизни. Таким образом, родилась система работы с ученическим активом посредством социальных сетей.

В дальнейшем группа стала:

1. …информационной площадкой. На стене группы вывешивают информацию о предстоящих событиях, а также о мероприятиях, которые запланированы. Это удобно тем, что в группе можно: прикрепить фото файл, документ, опрос, музыку, графики и т.д.

2. …площадкой для актуальных обсуждений. В группе можно создать обсуждение по важным вопросам школьной жизни. Любой обучающийся может зайти в группу, прокомментировать ситуацию, либо задать вопрос. Одним из примеров может послужить организация опроса через группу о количестве желающих посетить школьную дискотеку. Руководство школы приняло решение, что данное мероприятие будет организованно при условии явки на него 1/3 обучающихся 7-х – 11-х классов. Яркое событие помогло распиарить группу среди обучающихся, и провести опрос.

3. …презентационной формой, открытой информационной площадкой так называемой «Школьной Республики». Группа является открытой, и все обучающиеся и сотрудники школы могут видеть деятельность органов ученического самоуправления.

После проведенного мероприятия, важно рассказать о нем. Так в группе, после проведения новогоднего танцевального марафона «Танцы народов мира», в котором приняли участие все классы, долгое время наблюдалась большая активность. В группу был выложен большой фотоматериал с выступлениями классов, видеоматериал с мероприятия и статья.

Также на стене группы выкладываются новости о событиях, проходящие вне школы, в которых приняли участие наши школьники. Яркий пример такого мероприятия – выезд актива ученического самоуправления. После возращения из поездки в группу были выложены фотографии и видеоматериал с программой, что привлекло менее активных участников и подтолкнуло прийти на заседание актива ученического самоуправления.

4. …дистанционные формы воспитательной работы. Через группу мы проводим интернет-викторины. Ребятам очень понравилось готовить вопросы к интернет-викторине «Космическая эра», посвященной 55-летию выхода человека в космос и «Спасибо деду за победу», посвященная 71-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Ребята самостоятельно подготовили интересные вопросы, затем выкладывали их в группу в определеённом порядке и в определенное время. А все участники отвечали на вопросы, в итоге победители были награждены на школьной линейке.

Приведу некоторую статистику развития группы:

Участников группы – 78 человек. Это постоянно действующий актив школы, в который входят председатель правительства Школьной Республики на Набережной, его заместители, руководители комитетов, а также обучающиеся, заинтересованные в развитии ученического самоуправления.

Наиболее активную фазу группа приобрела в январе-феврале месяце, так как ученический актив проводил подготовку праздничных мероприятий и затем опубликовал отчет по ним (Приложение 1).

Для того, чтобы продвинуть группу в социальных сетях мы пользовались следующими технологиями:

1. Рассылка приглашений о вступлении в группу или «инвайтинг».

2. Привлечение посетителей со сторонних ресурсов. Данная технология заключается в следующем: размещение ссылки на сообщество на тематических площадках в Интернете, где есть потенциально заинтересованная аудитория. К примеру, мы проводили квест-игру совместно с Московским энергетическим институтом, который размещал ссылку на нашу группу в своих сообществах. Мы в свою очередь размещали информацию об их событиях в нашей группе.

3. Взаимное сотрудничество с сообществами схожей тематики. Размещение ссылки на сообщество в других тематических сообществах, с предварительной договоренностью с администратором о том, что вы так же поместите их ссылку в своем сообществе. (Это очень эффективно, если в школе есть множество групп по интересам.) Мы делимся ссылками о событиях школьного профориентационного центра, о событиях органов межрайонного ученического самоуправления.

4. Конкурсы. Механика очень проста. Условиями участия в конкурсе должны быть: вступление в группу и «репост» конкурса на свою страницу. (Пример приведен выше.)

5. Для узнаваемости нашего ресурса актив ученического самоуправления разработал свой логотип, а также на все сообщения, поступающие участникам, ставится свой хештег: #school_1394, #школа1394.

Самое важное – это контент (наполнение группы). Контент должен быть:

1. Актуальным. Информация должна быть интересной, и рассказывать о событиях предстоящих или недавно прошедших.

2. Полезным. Необходима информация, которую можно использовать. К примеру, в группах департамента образования часто рассказывают об изменениях или дополнениях к учебному процессу. Пишут о введениях на сдаче ЕГЭ, ОГЭ.

3. Легкочитаемым. Не нужно много текста, больше конкретной информации.

4. С использованием качественных изображений. Фотографии должны быть обработаны, картинке желательно яркие и четкие.

5. Регулярным (минимальное количество постов – 1 в день). Группу нельзя забрасывать, она должна быть постоянно в ленте новостей.

Процесс формирования контента ранее представлял собой рандомное выкладывание информации. После появления школьных средств массовой информации за эту функцию стал отвечать главный редактор и модераторы страницы. Каждый модератор (ученик) отвечает за определенный информационный блок. Всю информацию мы делим на три блока: образовательный контент, творческо-развлекательный и информационный.

В образовательных постах мы советуем прочитать книги, вывешиваем научно-познавательные статьи. Для этого модератор проводит мониторинг информационного пространства сети Интернет, подписывается на образовательные группы и т.д.

Творческо-развлекательный контент представляет из себя информацию о прошедших мероприятиях, содержит приглашение на различные выставки. Публикуется музыка, проводятся викторины.

Информационный блок один из наиболее важных для ведения сообщества «ВКонтакте». Задача данного блока – своевременно сообщать о планируемых мероприятиях, проходящих в школе и не только.

Вся информация собирается и обрабатывается в общей переписке, где редактируется текст, выбирается подходящее изображение. После редакционного одобрения пост выкладывается в Сеть.

В процессе такой работы возникают ситуации, которые необходимо решать сообща, вырабатывая определенные правила поведения в социальной сети. Например, при подготовке одного из мероприятий был размещен важный пост, по которому важно было получить обратную связь. Обратная связь не была получена потому, что пост был смещен второстепенными новостями, опустился на странице вниз и его не заметили. В результате на общем сборе модераторов было вынесено общее решение, в период подготовки важных мероприятий особенно внимательно следить за количеством публикуемой информации, также ребята научились закреплять на стене важную новость.

В процессе работы мы с ребятами пришли к выводу о необходимости проведения занятий по использованию социальных сетей. Несколько семинаров ученического актива мы уже посвятили этой теме. Занятия позволили обучающимся самостоятельно работать с данными, искать интересные факты, вести общение на своем уровне. Координаторам со стороны администрации школы остается лишь корректировать и поддерживать ребят в ведении собственной страницы.

Таким нехитрым образом все участники информационного процесса находятся на связи 24 часа, и могут более быстро и четко решать поставленные задачи в области ученического самоуправления. На наш взгляд, решается очень важная задача – занять информационное пространство для общения в позитивном русле для решения вопросов реальных дел, а значит, вывести ребят в реальную жизнь, показать возможности самореализации и адаптации в обществе.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы

1. Ефимович В. Разрешите вас зафрендить: [виртуальному общению не хватает культуры и культурности] / В. Ефимович // Росийская газета. 2011.12 окт. С. 11.
2. Зависимость подростков от социальных сетей [Электронный ресурс] // «Семья и детство»: сайт для детей и их родителей. URL: http://semya-i-detstvo.ru/semya-i-deti/zavisimost-podrostkov-ot-socialnyx-setej.html (дата обращеня: 10.06.2016).
3. Компьютерная зависимость у подростков [Электронный ресурс] // Сайт «mysunshine.ru». URL: http://my-sunshine.ru/kompyuternaya-zavisimost-u-podrostkov (дата обращения: 10.06.2016).
4. Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества / Отв. ред. Верченов Л.Н., Ефременко Д.В., Тищенко В.И. М: ИНИОН РАН, 2013.
5. Чем так привлекательны социальные сети для подростков [Электронный ресурс] // Сайт «adindex.ru». URL: http://adindex.ru/publication/analitics/100380/2014/02/25/107189.phtml (дата обращения: 10.06.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.