Экскурсионный клуб «Моя Москва» («Школьная кругосветка»)

131
Ерёмин Сергей Павлович,
кандидат педагогических наук,
педагог дополнительного образования
ГБОУ ДО г. Москвы «Центр эстетического воспитания детей»,

Образовательной составляющей стандартов нового поколения является интеграция основного и дополнительного образования. Еще до революции российские педагоги писали о значении внеаудиторной работы с учащимися, дополнительного образования и, в частности, разрабатывали экскурсионную методику. Над этим работали Б.Е. Райков, Д.Н. Кайгородов, Е.А. Звягинцев, В.В. Половцев, и др. В 1910 г. вышла книга «Школьные экскурсии, их значение и организация» под редакцией Б.Е. Райкова Б.Е. и Г.Н. Боча.

Сегодня экскурсионная деятельность становится, может быть, не только методом познания, но и служит социализации, творческой реализации учащихся.

Особенностями экскурсионного метода познания являются отбор нужного материала и соотнесение его с ранее полученными знаниями. Восприятие экскурсионного материала основано на сочетании познавательных эмоциональных и волевых психических процессов.

Сама форма экскурсии – это мини-поход, путешествие, где в иной обстановке учащиеся общаются с педагогом и друг с другом, получают новые знания или могут на практике применить ранее полученные.

Дети на экскурсии видят памятники истории, культуры воочию, могут буквально прикоснуться к ним, почувствовать, что стоят на месте каких-то событий, где жили, ходили люди несколько веков назад. Экскурсии дают наглядные, зрительные впечатления, которые надолго запоминаются. Экскурсии обогащают знаниями и в архитектурных стилях, и в художественных школах, и в развитии науки, и в бытовых особенностях того или иного времени: следовательно, они могут и должны дополнить классно-урочные занятия.

Отдельно следует отметить воспитательный потенциал этого метода обучения. Если на экскурсии вместе с детьми приходят и их родители (в нашей школе такие экскурсии проводятся в рамках семейного клуба «Огонек»), то роль этого мероприятия вообще трудно переоценить. Укрепляется взаимопонимание и общность интересов в семье, между семьями одноклассников, между домом и школой.

В качестве экскурсовода может выступать не только педагог, но и сами ученики и родители.

Подготовка материалов к экскурсии, последующее ее проведение развивает творческое начало и исследовательский интерес учащегося, может стать первым шагом для выбора профессии.

Работа юного экскурсовода способствует развитию умения находить, систематизировать, преобразовывать и использовать нужную информацию, умение общаться с людьми (то есть информационную и коммуникационную компетентности), навыки самоорганизации и самообразования.

С 2013 года в школе № 354 работает экскурсионное объединение «Моя Москва» в рамках семейного клуба «Огонек». Сложилась группа учащихся, которые постоянно ходили на пешие прогулки и стремились найти новую информацию об окрестностях школы и их обитателях. Затем они по очереди стали пробовать себя в роли экскурсоводов. Постепенно была выстроена система экскурсионной деятельности, включающая изучение истории улиц, зданий, достопримечательностей района Старой Басманной.

На общешкольном традиционном форуме была высказана идея организации в 2015–2016 учебном году массовых экскурсий для учащихся. Для этого нужно было, в первую очередь, хорошо изучить историю Гороховского переулка, где расположена наша школа (которая является одним из старейших образовательных учреждений Москвы). Учитывая эти обстоятельства, следовало связать историю здешних мест с историей самой школы. Во время работы по подготовке экскурсии было решено расширить экскурсионный маршрут. Он был разработан группой учеников таким образом, чтобы экскурсия начиналась у школы, шла по окрестным улицам и у школы же заканчивалась. Так получилась «Школьная кругосветка» (ее содержание – в приложении).

На каждый объект были подготовлены по два экскурсовода из числа учащихся.

Еженедельно, по субботам, классы ходили на экскурсию, а затем свои впечатления оформляли в виде отзывов, эссе; полученные сведения использовались на уроках географии, истории литературы, МХК. Таким образом, экскурсионная деятельность стала дополнением для аудиторных занятий и подспорьем для преподавателей-предметников. Сам клуб «Моя Москва», первоначально ориентированный на небольшие группы заинтересованных учеников, приобрел общешкольное значение.

Чтобы информация, полученная на экскурсии, лучше запомнилась, подготовка к проведению строится по следующей схеме:

1 этап – подготовительный: экскурсовод знакомит ребят через презентацию с предстоящим объектом и приглашает их вместе с родителями на экскурсию.

2 этап – основной: проводится экскурсия «Школьная кругосветка», по ее окончанию ребята получают задания.

3 этап – заключительный: на уроках и классных часах школьники рассказывают о своих впечатлениях, пишут отзывы, эссе, реализуют исследовательские проекты, которые располагают на школьном сайте.

Цель проведения экскурсий – формирование гражданской позиции у обучающихся, выработка уважения к малой родине, тому месту, где они живут и учатся на основе их включения в работу экскурсионного клуба «Моя Москва».

Задачи:

1. Развить интерес и уважение у школьников к истории своей школы, ближайшему окружению, историческим ценностям.

2. Пополнить новыми материалами музей «Школа на Старой Басманной».

3. Расширить знания у обучающихся по истории, литературе, географии, мировой художественной культуре за счет экскурсионного материала.

4. Установить дружественные связи между подростками разных национальностей, развивать толерантное отношение к окружающим как одного из шагов к культурной личности юного москвича.

По опыту деятельности экскурсионной группы «Моя Москва» можно сделать некоторые выводы:

1. Экскурсионной деятельностью охвачено 260 учеников, 37 родителей и 11 учителей школы № 354.

2. Подобрался дружный коллектив экскурсоводов из 11 учеников, трое из которых решили связать свою будущую жизнь с этой работой.

3. Участники проекта ощущают свою пользу и перспективы, а благодарность слушателей говорит о том, что проект надо продолжать и расширять.

В перспективе последует расширение изучаемых объектов, улиц, выход за пределы района, в котором расположена школа, проведение экскурсий совместно с родителями. Планируется распространение тематики и увеличение аудитории экскурсий.

Одним из преимуществ экскурсионного клуба «Моя Москва» является включение его активистов в состав Молодежного клуба при Управе Басманного района, что позволяет обеспечить эффективное взаимодействие школы с органами местной исполнительной власти.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.