Деловая игра «Наш город»

106
Ильина Наталья Павловна,
директор
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2103»,
Залевская Елена Викторовна,
заместитель директора по воспитанию,
социализации и дополнительному образованию
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2103»,

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование универсальных учебных действий, на развитие самостоятельности учебных действий. Наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни являются умение применить знания на практике, общение и работа в команде, обучаемость и мобильность в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Совершенствование системы образования в современных условиях обусловлено введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и невозможно без разработки и внедрения системы воспитания, основанной на формировании у обучающихся чувства гражданственности и патриотизма, толерантности и способности к творчеству.

Основной задачей педагога является создание благоприятных условий для самоопределения, самоанализа, самоконтроля, саморегуляции учащегося. Учителя нашего образовательного комплекса отметили, что на определенном этапе развития активисты ученического самоуправления быстро теряют интерес к деятельности, у них появляется неверие в свои силы. Это происходит из-за того, что ученики не видят перспективы, траектории своего развития в совете школы. Поэтому было принято решение о проведении такой игры, которая позволила бы им пообщаться с ровесниками из других школ, попробовать свои силы, проявить лидерские качества, почувствовать себя успешными. «Почему именно игра?» – может быть, спросите вы. Потому что, на наш взгляд, дети, даже взрослые, охотнее всего включаются в игру.

На деловую игру «Наш город» из тринадцати школ районов Ясенево и Северное Бутовобыли приглашены обучающиеся 8–11 классов с активной жизненной позицией, неравнодушные к тому, что происходит в школьной среде. Экспертами игры стали директора школ-участниц, методисты Городского методического центра Департамента образования города Москвы и представители молодежной палаты Ясенево и Северное Бутово.

Выбор обучающихся 8–11 классов стал неслучайным. Именно в этом возрасте старшеклассники готовы принимать решения, у них сформированы предметные компетенции, есть желание попробовать свои силы и сравнить себя со сверстниками.

Нам было важно определить лидеров школьного ученического самоуправления, готовых работать на новом уровне, для включения в создаваемый межрайонный совет районов Ясенево и Северное Бутово. Ведь когда дети предлагают и пытаются реализовать свои идеи, они на практике начинают лучше понимать реальность, необходимость создания и осуществление проектов, а также несут за это ответственность.

Деловая игра «Наш город» проходила в шесть этапов.

Первый этап – подготовительный. На этом этапе определяется обязательная форма одежды участников игры – джинсы и белая рубашка. Также обязательное условие – наличие смартфонов или других гаджетов, считывающих QR-коды. Нашей командой была создана группа во «ВКонтакте», где мы разместили Положение о проведении данной игры (Приложение 1), нормативно-правовые документы и примерные вопросы к игре (Приложение 2), и где участники игры обменивались мнениями.

Второйэтап – регистрация и жеребьевка (Приложения 3, 4). Все игроки во время регистрации принимали участие в жеребьевке, где вытягивали карточку с названием той команды, за которую они играли. Таким образом, ребята попадали в совершенно незнакомый для них коллектив. Названиями команд стали улицы районов Ясенево и Северное Бутово.

Третий этап – конкурс «Проектирование». Все команды собрались в актовом зале около магнитных досок, на которых написаны название команды и прикреплены маршрутные листы (Приложение 5). Организаторы еще раз напомнили правила игры и время, за которое нужно пройти данный этап. В данном конкурсе необходимо собрать шесть кирпичиков, чтобы построить дом. Один кирпичик равен трем правильным ответам на вопросы, считанным с QR-кодов. Если какая-либо команда набирала больше шести кирпичиков, то она могла лишние кирпичики отдать за бонусные баллы другой команде, которой их не хватало. Если же команда оставляла лишние кирпичики, то бонусные баллы сгорали.

Четвертый этап – конкурс «Законотворчество». Каждая команда разрабатывала закон, регламентирующий правила жизнедеятельности «нашего города».

Требования к новому закону таковы:

1) в названии закона не должно быть более двух слов, каждое из которых отражает его суть;

2) закон должен состоять из трех блоков:

– для кого предназначен закон;

– зачем нужен закон;

– как и где закон будет реализовываться и применяться.

Каждая команда игры в распоряжении имела некоторое количество разноцветных стикеров, и каждый участник мог поместить один стикер напротив закона, с которым больше всего согласен,после того как все команды представили их.

Одновременно с командами эксперты также могли отдать право голоса двумя стикерами.

Пятый этап – конкурс «Домашнее задание». Каждая команда на карте районов Ясенево и Северное Бутово размещала символику своей образовательной организации и творчески представляла его.

Заключительный этап – подведение итогов и награждение.

Анализируя итоги деловой игры «Наш город», можно сказать,что межрайонное мероприятие прошло в дружеской, но серьезной атмосфере. Участники игры на практике продемонстрировали знание нормативно-правовых документов, создали законы, обеспечивающие жизнедеятельность «Нашего города». Мы увидели интерес детей к происходящему, неравнодушные взгляды взрослых, увлеченность процессом, активность,  умение применять на практике нормативно-правовую базу органов государственно-общественного управления.

Каждая команда принимала решения самостоятельно, в результате игра стала тренингом ответственности и креативности. Одним из главных плюсов деловой игры «Наш город» является то, что она, моделируя реальность, позволила радикально сократить время накопления опыта, позволила попробовать разные стратегии. Были выявлены лидеры каждой команды, кандидатуры которых были предложены в межрайонный совет ученического самоуправления районов Ясенево и Северное Бутово. Директора школ увидели потенциал своих обучающихся.

Можно с уверенностью сказать, что участники деловой игры «Наш город» – это уже состоявшиеся активные граждане, которые могут принимать решения и нести за них ответственность.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.05.2016)
2. Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. Петрозаводск: 2003. [Электр. ресурс]. URL: http://doroga.karelia.ru/samo/p02.htm (дата обращения: 13.05.2016).
3. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах [Электронный ресурс]. URL: http://www.yarcdu.ru/page-210/ (дата обращения: 12.05.2016)
4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: Владос, 2000.
5. Роль ученического самоуправления в системе самовоспитания обучающихся / Ю.В. Селиверстова / URL: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/03/02/rol-uchenicheskogo-samoupravleniya-v-sisteme (дата обращения: 13.05.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.