Детское общественное объединение (ДОО) «Солнечный город» как структура, содействующая эффективной социализации обучающихся начальной школы

184
Григорьева Оксана Ивановна,
учитель начальных классов
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1747»,

Всем известно, что в начальной школе закладываются основы отношения учащихся друг к другу, к обучению, к своему здоровью; формируется первый социальный опыт осознанной деятельности, направленной на благо обществу. Передо мной, как классным руководителем стояла задача сделать так, чтобы этот опыт был успешным.

Идею создания детского общественного объединения «Солнечный город» подсказали сами ребята. Она пришла после прочтения книги Николая Носова про Незнайку еще в первом классе на уроке литературного чтения. Все ребята моего класса с большим удовольствием обсуждали эту книгу, так как очень ее любят. Название, эмблему, гимн, девиз лучше придумывать вместе с детьми, направляя обсуждение в нужное русло до достижения конечного результата. У «Солнечного города» есть гимн песня «Когда мои друзья со мной», девиз: «Ни дня без доброго дела», символ – солнышко. Мои дети гордятся тем, что сами выбрали атрибутику.

В «Солнечном городе» каждый может найти себе дело по душе, проявить организаторские и творческие способности, лидерские качества. Детское объединение – интересное общение со сверстниками, старшими и младшими товарищами, проявление заботы об окружающих.

Основными формами деятельности ДОО «Солнечный город» являются конференции, акции, выставки, социальные проекты и исследования, коллективная творческая деятельность, беседы, встречи, праздники, экскурсии. Детям максимально предоставлена возможность проявить свои интеллектуальные и творческие способности, свою активность и самостоятельность.

Цель ДОО «Солнечный город»: создание равных условий и широких возможностей для каждого ученика.

Задачи ДОО «Солнечный город»:

• оказание помощи в познании окружающего мира;

• развитие интереса к исследовательской  деятельности;

• формирование коммуникативных навыков;

• развитие наблюдательности;

• реализация творческих способностей;

• развитие навыков самоуправления;

• содействие занятости детей в свободное время;

• развитие социальной активности и организаторских навыков.

Ожидаемые результаты:

• приобретение членами детского объединения знаний, умений, навыков по планированию, организации разнообразной деятельности, формирование культуры здорового образа жизни;

• сплочение детского коллектива;

• социализация личности, формирование активной жизненной позиции;

• формирование нравственных качеств личности;

• создание условий для взаимодействия старших и младших.

Каждому жителю «Солнечного города» понятны и доступны принципы коллективной жизни: общей территории, привлекательности и общей полезности будущего дела, могучей кучки, горы, «хочу-могу-буду», свободы выбора, успешности, оптимизма, сотворчества.

Принцип общей территории означает, что «Солнечный город» занимает всю территорию школы, а ее жителями являются учащиеся, родители и педагоги.

Принцип привлекательности и общей полезности будущего дела заключается в том, что любой реализуемый проект должен иметь для участников определенную значимость, личностный и общественный духовно-нравственный характер.

Принцип «могучей кучки» – это сплоченная группа ребят, которая реализует свои идеи сообща, носит коллективный характер общественной и игровой жизни «Солнечного города». Все участники готовы прийти на помощь друг другу.

Принцип «горы» провозглашает, что каждый житель «Солнечного города» не стоит на месте; постоянно стремится к самосовершенствованию, личностному и коллективному росту, к новым достижениям и победам. Для нас важно не терять высоты ни в чем.

Принцип «хочу-могу-буду» – преодоление пассивного, потребительского отношения к жизни. Я говорю своим воспитанникам: «Если хочешь жить интересно и радостно – сделай сам жизнь такой! Все в твоих руках!». Любая деятельность учащихся опирается на их собственную инициативу и активную жизненную позицию.

Принцип свободы выбора можно объяснить так: каждому жителю «Солнечного города» предоставляется возможность найти то, что ему интересно; добровольное участие в общих делах и организации личных проектов и идей.

Принцип успешности напоминает, что именно успех приносит каждому из нас удовлетворение и счастье, подталкивает нас вперед. Каждый может достичь душевной гармонии и быть успешен в жизни!

Принцип оптимизма настраивает всех на жизнерадостное настроение, учит верить в будущее, воспринимать окружающий мир позитивно, видеть в нем только хорошее, направлять все свои силы на его совершенствование.

Принцип сотворчества взрослых и детей является главным условием жизнеспособности классного коллектива, создания условий для развития гармонично-развитой личности ребенка, служит источником вдохновения, а значит, процветания «Солнечного города».

В классе ввожу творческие поручения, и учащиеся по своей инициативе разбиваются на микроколлективы:

• «Знайки» – друзья книг. Ребята этого микроколлектива на уроках и часах досуга знакомят друзей с интересными книгами, новинками детской литературы, устраивают книжные выставки, сотрудничают с библиотеками нашего района, организуют книжную больничку.

• «Пилюльки» – друзья чистоты и порядка. Заботятся о чистоте, порядке и уюте в своем классном, школьном доме; заботятся о внешнем виде учащихся, дают советы, обеспечивают комфорт и выполнение режима.

• «Синеглазки и Кнопочки» – друзья досуга и интересного отдыха. Мальчишки и девчонки проводят интересные конкурсы, помогают готовить праздники и вечера.

• «Медуницы» – друзья природы. Воспитанники ухаживают за цветами в классе, ведут календарь природы, помогают в проведении экскурсий на природу.

• «Шпунтики и винтики» – друзья труда. Заботятся о том, чтобы в классе было уютно, обеспечивают порядок в хозяйстве класса, организуют мастер-классы по изготовлению своими руками различных поделок  для родных, друзей.

«Торопыжки» – друзья спорта, которые придумывают комплексы упражнений, проводят физминутки, ведут пропаганду здорового образа жизни, помогают проводить спортивные игры, эстафеты. В моем классе практически все увлекаются спортом. Ребята занимаются футболом, спортивными танцами, кудо.

Поручения меняются каждый триместр, чтобы каждый ребенок мог проиграть роль того или иного героя. Каждую неделю на классном часе – обсуждаем добрые дела будущей недели, месяца.

Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Мы, педагоги, должны организовать деятельность так, чтобы она была более содержательной и богатой, интересной и позитивной. Только такая деятельность создает возможности для формирования современной и творческой, саморазвивающейся личности.

Для саморазвития моих воспитанников, жителей «Солнечного города» постоянно усложняю деятельность, в которую они включены. Так происходит движение по лесенке вверх, к новым высотам. Дети постоянно развиваются и меняются, упорно работая над собой. Я стремлюсь к тому, чтобы мои ученики в совершенстве овладели знаниями, которые требуются на той или иной высоте. Тогда они обязательно почувствуют, как легко можно применить полученные знания на практике.

Результативность деятельности ДОО «Солнечный город»:

1. Ребенок чувствует, что он не один, что всем коллективом можно решить любую проблему.

2. Ребенок в детском коллективе учится занимать в социальной среде свою позицию, рассматривая и анализируя мир с позиции истины, добра и красоты.

3. В школьном объединении ребенок учится верить в то, что мир можно изменить, начав с себя. Формируется творческая личность ребенка.

4. Активное включение в деятельность детского объединения «Солнечный город» повышает мотивацию к обучению. Ученики моего класса с большим удовольствием работают на уроках и выполняют домашнее задание, характеризуются разными познавательными интересами, дружелюбны и отзывчивы по отношению друг к другу и взрослым.

5. Мальчишки и девчонки – активные участники, победители в олимпиадах и конкурсах по проектно-исследовательской деятельности:

• Международное движение научно-технического досуга МИЛСЕТ «Фестиваль «Шире круг, Маленькие Находчивые»»,14.12.2012 г. Городской уровень. Проект «Игре все возрасты покорны!», 1 место.

• Окружной конкурс проектно-исследовательских работ «Будущее Северо-Запада», «Совята», январь – февраль 2013 г. Социально-значимые проекты. Проект «Мюзикл «Кошкин дом»». Диплом участника.

• Диплом победителя 1-ого Российского научно-познавательного Фестиваля «Мир глазами юного исследователя». Проект «Мюзикл «Кошкин дом»». 2014 г.

• Победители IIОткрытой Московской олимпиады по математике «Олимпиада Плюс», 2015 г.

• Олимпиада «Музеи, парки, усадьбы», 2016 г. Победитель – Саламатов Алексей, 823 балла.

Детское объединение в классе – это реальное событие, которым наслаждаются дети, родители и педагоги. В такое объединение ребенок входит добровольно для достижения определенных общих целей. У него есть право выбора перехода их одного микроколлектива в другой. Это позволяет детям проявить свою индивидуальность и способность в различных видах деятельности, максимально реализовать себя и достичь больших высот в жизни.

Список литературы:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009.
2. Быков А.К. Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании учащихся // Воспитание школьников. 2011. № 4. С. 13–18.
3. Гликман И. Школа как модель современного общества / И. Гликман // Народное образование. 2009. № 1. С. 245–246.
4. Дик Н.Ф. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении Текст: Книга современного руководителя / Н.Ф. Дик. Ростов-н/Д: Феникс, 2006.
5. Подросток и досуг. Сост.: Дормаш С.В., Заводова Т.Е. М.: ООО «Красико-Принт», 2004.
6. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ «Сфера», 2002.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.