Поиск ответов на вызовы времени в колледже «Царицыно» (об опыте организации студенческого научно-технического общества)

47
Таборидзе Людмила Владимировна,
методист по инновационной деятельности
ГБПОУ г. Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий “Царицыно”»,

Сегодня в сфере среднего профессионального образования научно-исследовательская и проектная деятельность становится важнейшим вектором в образовательном процессе, необходимым средством повышения мотивации к обучению, более глубокого погружения в специальность и как результат – высокий уровень профессиональной подготовки в учебном заведении.

Организация научно-исследовательской и проектной деятельности студентов в колледже «Царицыно» прошла путь от первых пробных заявок на такую деятельность до сформировавшейся структуры Студенческого научно-технического общества (далее – СНТО) с четко определенными целями, задачами и формами. Организацию данной работы в колледже мы рассматриваем как проектирование совместной познавательно-исследовательской деятельности педагогов и студентов, имеющей конкретный практический результат. Теоретические и практико-ориентированные исследования, освоение практических навыков исследовательского процесса, кроме обучения и самообучения, стали для нас необходимыми элементами и огромным ресурсом в развитии как педагогов, так и студентов.

Необходимым условием для такой работы, как показывает практика, должна быть высокая научная компетентность педагогов с точки зрения научной постановки объектов исследования, целей, задач, механизмов реализации. В дальнейшем результаты исследований проектной деятельности используются в развитии образовательного процесса в колледже. С лучшими из учебно-исследовательских работ и проектов студенты выходят на профессиональные конкурсы, выступают в колледже на заключительной научно-практической конференции, получая призовые награды, дипломы, что является поводом для признания их авторского права. Каждый полученный результат для студента может стать не только маленьким личным открытием, но иногда и повлиять на развитие всего колледжа.

В настоящее время современное образование должно обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития и ценностных ориентаций.

В связи с этим главная цель реализации проектной и исследовательской деятельности в колледже заключается в развитии познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Для этого в колледже созданы все условия, определены различные механизмы реализации данных задач: создана электронная регистрация членов СНТО, состоялось учредительное собрание всех участников СНТО, проводилось обучение актива СНТО, состоялся внутриколледжный Конкурс учебно-исследовательских и проектных работ, прошла выставка научно-технического общества молодежи.

Фотография 1

Учредительное собрание СНТО стало не формальным мероприятием, а событием, которое смогло воодушевить и объединить в творческие группы студентов разных курсов и специальностей. Целью проведения учредительного собрания стало не только развитие научного технического студенческого общества в колледже, но и формирование готовности студентов к активному включению в профессиональную жизнь.

На учредительном собрании студенты познакомились с положением о СНТО, с теоретическими аспектами проектной и исследовательской деятельности. Работали будущие исследователи в режиме малых групп, созданных по случайному принципу, по направлениям научно-технического общества:

– техника;

– сервис и технологии;

– информационные технологии;

– экономика и управление;

– лингвистика;

– естественнонаучное направление;

– гуманитарное направление.

 

Фотографии 2, 3

Каждая малая группа в результате работы выделила ключевые проблемы направления и разработала яркое, запоминающееся название проекта и обосновала его актуальность. Афиширование результатов работы прошло в обстановке высокой общей заинтересованности. Все выступающие стали активом студенческого научно-технического общества колледжа «Царицыно». Первым серьезным испытанием исследовательской и творческой деятельности для студентов колледжа «Царицыно» является конкурс учебно-исследовательских и проектных работ «Ответ на вызов времени». Конкурс проводится с целью поддержки и развития творческого исследовательского потенциала студентов колледжа, привлечения их к активной научно-исследовательской деятельности, проектированию, к выявлению и поддержки  одаренных обучающихся.

Фотография 4

В этом учебном году данной работой были охвачены все направления подготовки: состоялось семь конференций в рамках первого этапа Конкурса. Было подготовлено и  представлено на суд жюри 48 проектов различных направленности – от социальных, предпринимательских до технических и информационных. Приняли участие в работе первого этапа более 500 студентов.

Фотография 5

В финале конкурса, который прошел в конце апреля в форме научно-практической конференции и выставки НТТМ (научно-технического творчества молодежи), конкурировали одиннадцать проектных работ студентов всех трех отделений колледжа: управления и информационныхтехнологий, гостиничного и ресторанного бизнеса, политехнического.

Фотография 6

Конференция «Ответ на вызов времени» проходила в не стандартной форме, а с использованием игровых технологий, театральных средств. Зрители были удивлены началом конференции – появлению двух необычных персонажей: биоробота Х00У, прилетевшего с планеты Сириус, и студента, спешащего на конференцию. Пришелец Х00У искал ответ на вопрос «Кто такой человек и чем он отличается от биоробота?». И в конце конференции он его нашел: «Человек – это Исследователь! Гуманист! Профессионал! Мечтатель, и главное, Творец!». Х00У захотел остаться на Земле помогать студентам стать Человеком.

В течение двух часов студенты, представляя свои проекты, отвечали на вопрос: «Какой же он ответ на вызов времени?». Каждая работа раскрывала лучшие характеристики человека-творца.

Главный вывод мероприятия прозвучал в песне, которая прозвучала в финале конференции:

Только помни, только помни.

В грохоте и ритме века.

Самая главная в жизни профессия –

Быть человеком.

Что явилось продолжением идеи проекта социального ролика «Человек – это с детства» Ворониной Тамары.

Фотография 7

Строгое и компетентное жюри конкурса, в состав которого вошли: Башкатов Игорь Петрович – руководитель инновационной площадки ГБПОУ Колледж «Царицыно», академик АПО, доктор технических наук; Азизов Арамис Адилевич – генеральный директор компании «Правильный проект»; Батайлов Артем Петрович – инженер ФГУП ЦНИРТИ имени А.И. Берга (Предприятие ОПК); Сирота Милена Владимировна – Генеральный директор «Umbra-deco» по достоинству оценило выступления участников конкурса. Состоялся активный диалог межу всеми участниками события.

Результаты проектной деятельности, активной гражданской позиции были проявлены в инновационных продуктах, которые все участники могли увидеть на конференции и выставке: мультфильмы, действующие модели роботов, реальные бизнес-планы, рекомендации по результатам исследования, программные информационные продукты, уникальные модели часов, социальные ролики и другое.

Победителями конкурса стали следующие студенты: Деев А. – в номинации «Лучший научно-технический проект в области IT-технологий» с проектом «Виртуальная историческая реконструкция» (руководитель: Фирстова Е.Г.); Грачева Е. Катина Г. – в номинации «Лучший научно-исследовательский проект» с проектом «Определение качества хлеба» (руководители: Лосева Л.А., Маркелова И.С.); Исаева А. Соколова Е. – в номинации «Лучший предпринимательский проект» с проектом «БананАйс» по производству десерта из банана и шоколада (руководитель: Фролова М.В.); Воронина Т. – в номинации «Лучший социальный проект» с проектом «Человек – это с детства» (руководитель: Ермолаева Н.Н.); Журавлева Е., Яковенко В. – в номинации «Лучший практико-ориентированный проект» с проектом «Знакомство с традициями Германии через ее народные песни» (руководитель: Сафронова И.Н.); Зайцев Д., Фульде Е. ,Шрейдлер М в номинации «Лучший научно-технический проект» с проектом «Проектирование и постройка автоматизированного робота для выполнения поставленных задач в складском помещении» (руководитель: Ермоленко А.В.). Остальные участники получили благодарности за участие.

 

Фотография 8. Деев А. – победитель в номинации «Лучший научно-технический проект в области IT-технологий

Фотография 9. Воронина Т. – победитель в номинации «Лучший социальный проект»

 

Фотография 10. Яковенко В. – победитель в номинации «Лучший практико-ориентированный проект»

Фотография 11. Шрейдлер М. – победитель в номинации «Лучший научно-технический проект»

Проведение такого формата мероприятий заставляет задуматься слушателей, поискать ответ на вопрос – «Какой он – Человек?», раздвигает границы понимания значимости духовных ценностей не только студентов, но и всех присутствующих на конференции.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.