Использование педагогических инноваций в формировании образного мышления на предмете «Основы композиции» в художественных колледжах

38
Захарова Дария Андреевна,
преподаватель профессиональных дисциплин
ГБПОУ г. Москвы «Первый Московский Образовательный Комплекс»,
danechka-p@yandex.ru
 

Современные тенденции развития общества диктуют нам новые возможности в сфере образования, поэтому в современной системе образования необходимо использовать педагогические инновации и в сфере художественного образования. Рассматривая новые педагогические технологии (такие, например, как проектные методы обучения, интерактивные методы, информационные технологии обучения), современному педагогу необходимо понимать, какие же технологии наиболее эффективно применять на предмете «Основы композиции» в среднем профессиональном художественном образовании с целью развития образного мышления у обучающихся.

В художественных колледжах дисциплина «Основы композиции» заложена в учебном плане на 1-м году обучения.

Основной целью курса является выработка у обучающихся сознательного подхода к творческой работе в любой сфере художественного творчества, будь то создание образа в сфере дизайна интерьера, костюма, графического дизайна, а также в сфере индустрии красоты и рекламной деятельности, при работе в декоративно-прикладном искусстве, а также в направлении станковой живописи. Это получение ими знаний в области художественного формообразования.

Развитие у обучающегося эстетического вкуса, опирающегося на интуитивное отношение к творческому процессу вообще и к красоте в частности. Результатом прохождения курса является формирование творческого процесса как двуединого, построенного на логике, знании основ, правил и закономерностей композиции и интуиции.

Задачей курса является освоение обучающимися метода решения простых композиционных учебных формальных задач. Этот метод сочетает в себе выражение принципов формообразования и живого композиционного творчества, выражающего индивидуальный вкус и почерк обучающихся. Целью решения композиционных задач является получение общего художественного результата. Изучение и использование на практике приемов и принципов построения композиции формируют и развивают творческое начало личности студента, его образного мышления, как основы его индивидуального видения и креатива.

Знание основ композиции и их применение на практике в процессе создания и коррекции визуального образа является основой для освоения обучающимся специализации в области декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, дизайна, рекламы.

В процессе изучения дисциплины студент начинает понимать основы композиционно-художественного формообразования во всей его сложности, многообразии и целостности одновременно, проектировать и создавать композиции с учетом разумной экономии художественных средств, достигая максимума выразительности.

Курс освоения композиции связан со знаниями обучающихся в области цветоведения, рисунка, живописи, эстетики, мировой художественной культуры, культурологии.

Таким образом, именно дисциплина «Основы композиции» является базой, фундаментом для развития творческой индивидуальности и оригинальной личности будущего художника любой сферы. Знания, навыки, умения в этой области являются основой для формирования художественно-образного мышления, творческого видения, креативности, оригинальности студента. Именно поэтому так важно уделять этому предмету максимум внимания и педагога, и обучающегося.

Учитывая, что современные тенденции развития общества диктуют нам новые возможности в сфере образования, необходимо использовать педагогические инновации в сфере художественного образования. Безусловно, и интерактивный метод обучения, который можно активно применять в теоретическом курсе предмета «Основы композиции», может дать эффективный результат; и использование информационных технологий в обучении говорит только о положительных результатах. Но в данном исследовании хотелось бы подробнее остановиться на проектном методе обучения.

Образное мышление – создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Реализация этой функции обеспечивается специальным механизмом представления, направленным на видоизменение, преобразование уже имеющихся образов и создание новых образов, отличных от исходных. Таким образом, творческие задачи, которые решает студент в процессе обучения неразрывно связаны с его представлениями, воображением, образным мышлением. Проектный метод обучения может давать широкие возможности для развития необходимых качеств личности будущего художника.

Рассматривая обучение в художественном колледже по профессии «художник декоративно-прикладного искусства», следует отметить, что проектный метод обучения по предмету «Основы композиции» весьма гармонично вписывается в образовательный процесс. Учитывая, что данная специальность подразумевает в своей профессиональной деятельности работу с различными проектами, такой подход имеет смысл проецировать на образовательный процесс. А именно: учебное заведение выступает в качестве заказчика или клиента; студент, а точнее рабочая группа выступает в роли исполнителя. Причем каждый член такой группы несет свою собственную индивидуальную роль – от идейного вдохновителя до исполнителя.

Представим такой метод обучения на конкретном примере. Предположим, клиент (учебное заведение) заказывает у компании, которая занимается росписью стен (группа студентов, участвующих в проекте), проект по росписи беседок для детского сада с его последующей реализацией. Группа художников во главе со своим «креативным директором», разрабатывает полностью этот проект от начала – процесса эскизирования и утверждения проекта, и до конечного результата – росписи беседок. В данном проекте каждый участник может реализовать свои способности и навыки творческой деятельности. Для превращения проекта в жизнь, необходимо пройти все творческие этапы. Команда должна разделится на группы. Первая группа едет на объект и производит замеры (высота, ширина беседок, периметр объекта и др. замеры). Вторая группа работает над выполнением эскизов. При таком распределении групп необходимо выделить лидера, который ищет интересные идеи для сюжетов росписи, его цветовой гаммы и подачи в целом. Всю работу групп безусловно ведет преподаватель, который координирует и направляет действия рабочего коллектива. В результате слаженной работы, где у каждого есть свои обязанности и ответственность, группа достигает результата на данном этапе работы. Готовы эскизы, разработки для реализации росписи. При встрече заказчика и исполнителя обсуждаются и утверждаются выполненные эскизы. После чего группа готова к реализации проекта. К этому этапу приступают все члены коллектива рабочей группы. Для применения своих профессиональных навыков, знаний и умений, которые обучающиеся получили в процессе обучения на аудиторных занятиях в колледже, участники проекта берутся коллективно за роспись беседок для детского сада. На реализацию проекта заказчик дает определенное время и назначает дату сдачи заказа. Тем самым участники проекта готовятся к реальным условиям в профессиональной деятельности, которые их ждут после окончания учебного заведения.

Рассматривая в данной работе применение педагогических инноваций в формировании образного мышления, стоит отметить, каким образом проектный метод обучения этому способствует. Описывая конкретный проект, мы распределили в нем все роли между участниками проекта. Для успешной и продуктивной деятельности на каждом этапе, обучающемуся необходимо применить не только теоретические знания в области композиции, но и включить весь свой творческий потенциал. Так как все участники работают в связке, каждый из них должен понимать свою степень ответственности. И невыполнение своих задач работы ведет к невыполнению дальнейших задач так, что может пострадать работа всего коллектива в целом. Например, на этапе задумки и идеи росписи беседок в целом, необходимо подключить воображение, образное мышление, творческое видение, чтобы представить, как будут выглядеть беседки с росписью. На этапе эскизирования необходимы те же качества. Таким образом, знания, навыки и умения, которые получает обучающийся на предмете «Основы композиции» в аудиторных занятиях, включающие в себя умение создавать форэскизы, составлять колористические подборки для эскиза, эскизирование в графике и в цвете, использование стилизации и трансформации, создание декоративного изображения, а также владение профессиональной терминологией – просто необходимы в процессе профессиональной деятельности.

Делая выводы о вышесказанном, можно говорить о том, что проектные технологии в художественном образовании помогают реализовать проблемное обучение как активизирующее и углубляющее познание, позволяющее обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дающее возможность обучать групповому взаимодействию. В решении проблем и задач, которые возникают в процессе работы над проектом, обучающиеся учатся применять воображение, развивая креативность, оригинальность и образное мышление. Все эти качества будут просто необходимы в профессиональной деятельности вне учебного заведения.

Список литературы:

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. Казань, 2000. С. 440–441.
2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: Школа-Пресс, 2002.
3. Бродягин В.А. Мышление формой // Педагогика. №4. 2004: Периодическое издание / В.С Лазарев, Б.П Мартиросян. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия. С. 12–14.
4. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. М.: Академия, 2010.
5. Гузеев В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2000.
7. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 2004.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.