Использование игрового парашюта в процессе образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

149
Петрова Ирина Александровна,
инструктор по ФИЗО ДО 1
ГБОУ г. Москвы «Школа № 962»
Соловьёва Мария Павловна,
старший воспитатель ДО 1
ГБОУ г. Москвы «Школа № 962»,

Перевод привычного для нашего уха слова «парашют» означает греческое «против» и французское «падение» – пара + шют = парашют. Игровой парашют – это яркая ткань, состоящая из нескольких цветных секторов, у которой по кругу расположены ручки.

Родоначальником этой забавы, представьте себе, является наша Русь. В старину брали обычную скатерть за углы и, положив в середину мешок, набитый сеном, бросали его через забор, а с другой стороны его нужно было поймать такой же скатертью.

Что отличает парашют от другого оборудования? В игре отсутствует соперничество, она воспитывает дух сотрудничества, учит последовательным действиям и распределению усилий. В то время как большинство подвижных игр развивают мышцы нижней части тела, игра с парашютом укрепляет главным образом мышцы плечевого пояса, мышц шеи и спины, кистей рук. Создавая с помощью парашюта гигантские волны, дети совершенствуют свои навыки моторного восприятия и развивают чувство ритма. Бег вокруг парашюта и проходы под ним также составляют значительную часть игр с этим оборудованием.

Одна из самых важных особенностей игр с парашютом состоит в том, что для участия в них не требуется каких-то особых навыков и координации движений.

Первое знакомство с игровым парашютом целесообразнее начать с игры «Ветерок». Дети берут парашют за ручки, плавно его поднимают и опускают –  наслаждаются ветром, если показывают летний, тихий, южный. Поднимают и опускают сильно, резко, если ветер холодный, северный. При этом для синхронизации движений хорошо приговаривать: «Высоко-высоко подняли. А теперь низко-низко опустили!».

Фотография 1

Как вариант игры «Ветерок» можно использовать игру «Море и волны». Игра помогает как активизировать группу, так и успокоить. Начать можно с мелких волн, потом дети раскачивают парашют все сильнее, устраивают шторм, постепенно уменьшают волны, приговаривая, что ветер стал слабее, волны утихают, и на море штиль.

С парашютом можно играть в хороводные игры с движением по кругу, с замедлением и ускорением, например игра «Карусели». Дети берутся за ручки парашюта и, двигаясь по кругу, проговаривают слова:

«Еле-еле, еле-еле,

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все кругом, кругом, кругом!

Все бегом-бегом-бегом!

Погодите, не спешите,

Карусель остановите!

Раз и два, раз и два.

Вот и кончилась игра…

Темп движения согласуется со словами. Дети останавливаются, поднимают парашют вверх и опускают на пол.

Фотография 2

Для игры «Колобок – румяный бок» понадобятся парашют и большой легкий мяч. Команда объединяется, натягивает парашют, потом начинает плавно покачивать парашют, стараясь, с одной стороны, помочь мячику катиться по парашюту вдоль края, с другой стороны – следя за тем, чтобы мяч не упал с парашюта. Эта игра рассчитана на старших дошкольников и школьников, она требует большой командной работы и активного взаимодействия.

Фотография 3

Умение чувствовать движения всех игроков, точный расчет своей силы, развитие координации в ограниченном пространстве – все эти навыки развиваются и совершенствуются в игре «Под грибком». Дети вспоминают сказку Сутеева «Под грибом». Все держат парашют за ручки и плавно поднимают его три раза, и, не отпуская ручки, заходят внутрь парашюта. Парашют плавно опускается сверху на всех детей. Действия сопровождаются словами:

«Дует-дует ветерок,

Все ребята под грибок!»

Фотография 4

Игра«Парашют над головой» развивает умение детей действовать согласованно в своей команде. Игра способствует укреплению мышц спины, плечевого пояса и рук, развиваются двигательные навыки. Играющие объединяются в две команды с помощью считалки:

«Раз, два, три, четыре, пять.

Нам друзей не сосчитать.

А без друга в жизни туго

Выходи скорей из круга.»

Одна команда образует круг, ее игроки берут парашют и поднимают его вверх. Между игроками должна быть дистанция, чтобы между ними мог пробежать игрок. Другая команда начинает забегать и выбегать под куполом парашюта. Так, вторая команда оказывается то в круге, то за его пределами. Игроки первой команды, держа парашют над головой, говорят:

«Парашют мы поднимаем

Высоко, высоко!

Все ребята, заходите – хорошо, хорошо!

Кто под куполом остался,

Тот в ловушке  оказался!» (Опускают парашют.)

Затем команды меняются местами.

Фотография 5

Для детей очень важно ощутить именно через движения то, что они могут быть частью команды. Для решения этой задачи отлично подходит игра «Салют». Для этой игры нужно много небольших поролоновых мячиков с блестящими дождинками, которые могут прыгать на парашюте. Все играющие натягивают парашют за край, а потом опускают и поднимают со словами: «Раз, два, три… Ура, Салют!»

На начальном этапе можно предложить детям вначале показать маленькие салюты – каждый подбрасывает и ловит свой маленький блестящий мячик. Затем уже можно показать один большой праздничный салют.

Фотография 6

На снятие эмоционального напряжения, повышение самооценки направлена игра «Дюймовочка и Цветочный принц». В центр парашюта встает ребенок (или 2–3 ребенка), а остальные дети закрывают их краями парашюта – подходят к центру.

«– Где ты хочешь вырасти? Может на берегу озера или реки, на острове в море или океане, у подножия высокой горы? Где?»

Ребенок делает выбор.

«– Итак, на берегу чудесного озера, рядом с высокой горой есть поляна, а на ней распустился цветок необыкновенной красоты, а там – Дюймовочка (если девочка), Цветочный принц (если мальчик).»

Дети расходятся, и Дюймовочка (Цветочный принц) оказывается в середине цветка – парашюта.

«– Какой Цветочный принц?

– Сильный, умный…» (Дети проговаривают определения.)

В роли Дюймовочки и Цветочного принца оказывается каждый ребенок и каждый получает порцию положительных эмоций от определений детей.

Фотография 7

Парашют настолько привлекателен сам по себе, что обычно детей не приходится долго уговаривать – они сами мчатся к нему со всех ног. Даже очень стеснительные дети, которые с трудом играют в общие игры и не торопятся обычно присоединиться к групповым играм, любят играть с парашютом.

В этих играх никто не требует сразу давать руку другим людям, как в хороводе, или сразу входить в круг. Каждый ребенок может выбрать свою скорость и свою степень активности.

По QR-коду и мобильному приложению Вы сможете увидеть в фильме видовое разнообразие игр разной подвижности с игровым парашютом.

Фотография 8

Вы также можете просмотреть фильм, перейдя по прямой ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.