Рубрики
Воспитательная работа

Развитие творческого мышления у детей и подростков «благодаря» и «вопреки» информационным технологиям

В данной статье рассматривается проблема зависимости молодого поколения от гаджетов. В контексте рассматриваемой проблемы автор приводит примеры творческой деятельность художников различных жанров по всему миру, которые пытаются отобразить существующую проблему зависимости в своих произведениях. В статье предпринята попытка провести анализ вреда и пользы использования информационных технологий в разных областях жизнедеятельности ребенка и взрослого.

0
Захарова Дария Андреевна,
преподаватель профессиональных дисциплин
ГБПОУ г. Москвы «Первый Московский Образовательный Комплекс»,
danechka-p@yandex.ru

В данной статье рассматривается проблема зависимости молодого поколения от гаджетов. В контексте рассматриваемой проблемы автор приводит примеры творческой деятельность художников различных жанров по всему миру, которые пытаются отобразить существующую проблему зависимости в своих произведениях. В статье предпринята попытка провести анализ вреда и пользы использования информационных технологий в разных областях жизнедеятельности ребенка и взрослого. Автор ставит перед собой задачу определить, каким образом можно использовать эти технологии, чтобы не нанести вреда психике ребенка, а помочь ему вырасти здоровой, полноценной личностью. Автором предложены к рассмотрению методики использования информационных технологий в образовательном процессе. Значительное внимание уделяется положительному опыту в этой области. На основе изучения данного вопроса установлено, что при адекватном использовании достижений в области IT-технологий, они могут помочь ребенку развиваться, получать новую информацию, обучаться в новых форматах. Обосновывается идея о том, что развитие творческого мышления не зависит от наличия гаджета, что для полноценного развития личности ребенка необходимы жизненно важные ценности, которые воспитываются не компьютерными устройствами, а чувствами. В заключении содержатся выводы о закономерной взаимосвязи развития IT-технологий и личностного развития детей.

Как известно, для современного человека трудно представить свою жизнь без высокотехнологичных новинок, которых с каждым днем становится все больше и больше. Дизайнеры, разработчики нанотехнологий с помощью «умных» устройств стараются свершить открытие в мире науки и одновременно облегчить нам жизнь. С помощью таких устройств порой и думать даже не надо. Сегодня стало модно употреблять слово «гаджет». Что же это такое – «гаджет»?

Это техническое устройство, которое объединяет самые новейшие разработки (пусть даже не самые сложные) в определенной области и имеет весьма необычный внешний вид вместе с нестандартным набором функций.

Самые популярные гаджеты – мобильный телефон, смартфон, планшет. Использование этих устройств не только как средств связи, но и для выхода в глобальную сеть, активное и пассивное участие в соцсетях являются основными социальными коммуникациями.

Современная молодежь привыкла воспринимать мир через призму экрана своего мобильного телефона. Состояние «онлайн» является определяющим в ее мироощущении. Все существующие мыслеформы состоят из «тегов» и ответов мудрой «Википедии». Образное мышление сформировано бессмысленными, а зачастую и пошлыми картинками, наводняющими просторы Интернета. Дети, подростки, молодежь любят моментально получать ответы на все вопросы, даже не подозревая о том, что ответы часто расположены в зоне интуиции, догадок, смекалки. Это шквал информации, которая обрушается на их неокрепшую психику, блокирует развитие внимания, наблюдательности, рассудительности. Эти неотъемлемые части правильного развития личности оказываются ненужными молодому человеку, так как эти функции на себя берет гаджет с огромным количеством различных приложений. Предположим, молоденькая девушка, подбирая себе новые туфельки или косметику, ловко двигает изящным пальчиком по экрану, просматривает в соцсетях фото экранных телезвезд. Или допустим, молодой человек, надеется быть модным и успешным – так же ловко научился быть «экспертом» в любой области благодаря нехитрой информации «умного» Интернета.

Но существует весомый повод для волнения: детская привязанность к гаджетам. Чем мобильнее становится ребенок, тем больше его увлеченность киберустройствами. Большинство тинейджеров откровенно признаются в том, что чувствуют себя некомфортно без смартфона и планшета. Одна из причин – взаимоотношение со сверстниками. Многим детям бывает трудно найти общий язык с ними, не говоря уже о взрослых. Они боятся проявлять инициативу, чувствуют себя неуверенно при прямом общении с незнакомыми людьми, натыкаются на стену непонимания. Гаджет для них становится лучшим другом, который дает ответы на все вопросы, помогает самоутвердиться, а в некоторых случаях спасает от одиночества.

В настоящее время многие исследователи и психологи всерьез озабочены проблемой интернет-зависимости у подрастающего поколения. «Планшеты и другие гаджеты позволяют обходиться без мыслительной деятельности, пропадает необходимость устного счета, любой факт можно быстро найти, поэтому его не обязательно заучивать, если скучно можно посмотреть фильм, не обязательно “заводить” игру, то есть что-то придумывать, создавать “игровое пространство”. Пропадает воображение, но это только видимая часть айсберга», – говорит психофизиолог, доктор наук Ольга Гилева [12]. Здесь мы говорим о взаимодействии с гаджетами детей с самого раннего возраста. Тогда, когда ребенок должен развиваться интеллектуально, творчески, ему на «помощь» приходят информационные технологии.

Однако с интеллектуальной точки зрения к разработчикам IT-устройств нет претензий. Современные гаджеты в плане развития детей весьма полезны. Кнопочки, тачскрин и джойстик развивают мелкую моторику у малышей, тренируют зрительное и слуховое восприятие. Дети постарше с помощью гаджетов учатся анализировать, логически мыслить и преодолевать препятствия. Казалось бы: сплошная польза и никакого вреда. С другой стороны, что касается здоровья, то специалисты едины во мнении: детям до семи лет можно «общаться» с гаджетом не более получаса в день, особенно если у ребенка есть хронические заболевания. Но едва ли на эти поправки родители много обращают внимания. В Европе, например, существует запрет на пользование мобильной связью до 6–8 лет. В раннем возрасте происходит наиболее интенсивное развитие центральной и периферической нервной системы, клеток головного мозга. И вот на этот неокрепший организм методично обрушивается электромагнитное излучение. Какие будут последствия – точно сказать невозможно, ясно одно: волновые колебания провоцируют изменения на генном и клеточном уровне, негативно влияют на функционирование головного мозга и других органов, так что дозированное общение с гаджетами для малышей – главное условие для сохранения здоровья ребенка. Но помимо физиологического воздействия, главный удар приходится на психоэмоциональное, творческое развитие ребенка [11].

«Упадет навык концентрации внимания. С каждым годом общество переходит ко все более коротким кускам информации. В роликах, книгах, Интернете – везде подача информации рассчитана на несколько секунд внимания. Учитывая, что именно от концентрации зависит качество труда и креативность, это явление очень отрицательно в масштабах общества», – считает психолог центра психологической помощи «Путь рассвета» Евгений Идзиковский [13].

Известный факт, что когда Стив Джобс руководил компанией Apple, он запрещал своим детям подолгу проводить время за смартфонами. В его семье даже существовал запрет на использование гаджетов по ночам и в выходные дни. Человеку, сделавшему огромный вклад в развитие технологий, известно об их опасностях больше. Аналогичным образом поступают и другие гуру из мира технологий. И тут есть, о чем подумать [10].

Современные проблемы развития общества волнуют не только создателей информационных технологий, психологов и врачей. Эту острую социальную проблему пытаются отразить в своем творчестве художники из разных стран мира. Например, фото простреленных, разбитых и раздавленных iPhone недавно были представлены художником Майклом Томпертом в Live Gallery (г. Сан-Франциско). По его словам, он пытается заставить людей думать о своих отношениях с этими универсальным гаджетом.

Дойти до такого его подтолкнул случай который произошел в его жизни, он подарил на рождество своим сыновьям по iPod Touch, но дети передрались друг с другом из за того что на устройствах были установлены разные игры. Отец рассудил по-честному, отобрал игрушки и разбил их. Дети застыли с раскрытыми ртами, экраны гаджетов растрескались и расплылись. И тут под руку художнику попалась фотокамера. Ну а потом супруга художника уговорила его создать коллекцию фото.

В экспозицию вошли 12 снимков. В работе над ними принял участие друг Томперта, Пол Фэйрчилд. «Мы не уничтожаем старые устройства, мы показываем свое отношение к новым», – говорят художники.

Безусловно, такая эксцентричная выставка дает повод задуматься не только об отношениях к телефонам, но и о том, что «бросаться из крайности в крайность, – как говорят психологи – признак неуверенности в себе» [14].

Но самовыражение Майкла Томперта находит свое отражение в творчестве корейского художника, иллюстратора, графического дизайнера Кима Донг Кью из Кореи. Он знаменит своими креативными проектами, один из которых представлен в проекте ART X SMART, который можно назвать модернизированными полотнами художников прошлого. Корейский художник взял за основу самые известные картины великих живописцев и добавил к ним гаджеты от Apple. Такие гаджеты как телефоны, смартфоны и так далее очень популярны в наше время и никого не удивят, если находятся в руках современного человека. Совсем другое дело, когда они оказываются в руках людей, живших несколько столетий назад или являющихся плодом фантазии художника, жившего задолго до появления компании Apple. Необычность идеи может поразить только при просмотре первых работ, после чего начинает казаться, что с этими электронными устройствами некоторые из картин становятся более понятными и ясными. В то же время, великий шедевр, в котором появляется гаджет, тут же теряет всю мощь своей атмосферы и становится просто красивым и даже забавным рисунком. Ким Донг Кью хочет показать, как глубоко гаджеты внедрились в нашу жизнь [13].

Еще один автор, шокирующий зрителей своими рисунками, на которых изображены технические устройства в разрезе, с внутренностями наподобие человеческих – Мэдс Петерсон, который говорил о своих творениях следующее: «Идея заключается в том, что эти устройства становятся сегодня настолько социальными, что мы почти относимся к ним, как если бы они были живы. Кроме того, пользователи привязались к ним. Они практически стали продолжением человека или собственных рук. Это что-то вроде индивидуализации этих машин» [13].

Безусловно, мнение этих художников субъективно, но раз они об этом говорят, то создан прецедент. Следовательно, об этом будут говорить, писать, а, возможно, и кричать последователи подобных идей.

Фотограф Камиль Которба рассматривает вопросы плохого влияния экранов наших гаджетов на взаимодействие между людьми. Камиль хочет денонсировать тот факт, что виртуальный мир всегда брал верх над реальностью. Вместо того, чтобы сосредоточиться на физических отношениях в реальном времени, мы предпочитаем смотреть на мобильные экраны и пользоваться преимуществами, которые они предлагают нам. Преимущества этого мира заключаются в том, что не существует никаких ограничений времени и пространства. Своим фотопроектом автор прямо заявляет: «Мы постоянно играем в прятки с нашими гаджетами» [11].

Бэбикекс Ромеро – уличный фотограф из Лондона. Создал интересный фотопроект, который можно назвать «смартфонозависимостью». Человек в метро, на улице, одиноко стоящий или в компании друзей, возможно с любимым человеком рядом – обязательно поглощен экраном своего мобильного телефона. И это уже давно никого не удивляет. Однако то, с каким талантом и находчивостью фотограф Бэбикекс Ромеро на своих снимках акцентировал проблему современности, может тронуть вас и заставить по-новому посмотреть на окружающих людей и самого себя. Мир гаджетов, телефонов, смартфонов и так далее, так сильно захватил под свое влияние человека, что он просто не может перед ним устоять. Можно сказать, что это настоящий «смартфонный алкоголизм», когда люди не могут прожить и десяти минут, чтобы не поиграть в игры, не посмотреть новости в Интернете или события в социальных сетях. Возможность на время полностью отдаться своим гаджетам, для человека представляется настоящим счастьем, которое в разы выше, чем все люди, что находятся рядом [11].

Художники, музыканты, фотографы – люди творческих профессий не могут оставаться безразличными к проблемам современного общества. Они, переживая и проживая их внутренне, пытаются отобразить их в своем творчестве. Пытаются донести свои переживания до зрителей и возбудить в них те же эмоциональные нотки, которые пережили они сами.

Перед людьми, которые могут повлиять на правильное отношение к техническому прогрессу у подрастающего поколения, возложена огромная задача. Родители, которые своим жизненным примером обязаны формировать систему ценностей у своих детей. Педагоги, которые работаю с ними в школах, в системе дополнительного образования, должны грамотно применять информационные технологии в образовательном процессе.

В настоящее время процесс информатизации проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Так, использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания. Особую роль в этом процессе играют информационные технологии. Так как их применение способствует повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени, а интерактивность и наглядность способствует лучшему представлению, пониманию и усвоению учебного материала [9].

Гребенщикова В.Ю. в своей статье «Информатизация в организации творческой познавательной деятельности учащихся» рассматривает, что же дают информационные и коммуникационные технологии для развития к стимулированию и продолжению творческой активности. «Использование информационных технологий помогает обеспечить тесное взаимодействие между преподавателем и обучаемым даже в условиях дистанционного образования. Описание творческого процесса, его результаты могут быть представлены и обсуждены на электронной конференции, опубликованы в электронном издании, размещены на web-сайте учебного заведения. Также информационные технологии (ИТ) расширяют возможности образовательной среды как разнообразными программными средствами, так и методами развития креативности обучаемых. Фактически во всех современных электронных учебниках делается акцент на развитие творческого мышления. С этой целью в них предлагаются задания эвристического, творческого характера, ставятся вопросы, на которые невозможно дать однозначный ответ» [1, c. 28].

Таким образом, Гребенщикова В.Ю. полагает, что грамотное использование информационных технологий не может принести вреда обучающимся, а, напротив, при правильном использовании в образовательной программе развиваются творческое мышление и креативность. «Новое содержание образовательной среды создает и дополнительные возможности для стимулирования любознательности обучаемого. Одним из таких стимулов является возможность удовлетворить свое любопытство благодаря широчайшим возможностям глобальной сети Internet, предоставляется доступ к электронным библиотекам (научно-техническим, научно-методическим, справочным и т.д.), интерактивным базам данных культурных, научных и информационных центров, энциклопедиям, словарям» [1, c. 40].

Про использование соцсетей Гребенщикова говорит следующее: «Создаваемые на сайтах учебных заведений персональные Web-страницы педагогов предоставляют дополнительные возможности и для того, чтобы открыть обучаемым “дверь” в свою творческую мастерскую. На таких страницах можно показать не только учебные материалы, но и свои научные публикации, проспекты проводимых исследований, лучшие работы «учеников, превзошедших учителя» [1, c. 31].

Если же говорить про воспитание творческой молодежи в рамках художественных учебных заведений, то наряду с вышеперечисленными признаками развития креативности у обучающихся, нельзя не сказать о развитии творческого видения.

Теория творческого видения утверждает, что фундаментальным основанием гениальности, ее источником и телом является творческое видение, которое может быть легко и естественно обретено каждым человеком путем занятия соотнесенной с Абсолютом Творческой позиции, достижением высшего Творческого состояния и реализацией универсального Творческого метода.

Творческое видение мира представляет собой высокое искусство, которому необходимо учиться, которое следует оттачивать и совершенствовать в процессе индивидуальной практики. В.П. Зубов писал, что «Леонардо требовал от художника не простого видения, а “уменья видеть” (saper vedere). Это «saper vedere» было для Леонардо равнозначно девизу sapere aude – дерзай мыслить!». Леонардо всегда старался выяснить скрытую «логику глаза», усматривающего в зрительном образе сложнейшие взаимоотношения предметов друг с другом, с окружающим пространством, средой, с глазом самого наблюдателя. «Поистине недостаточно просто видеть, нужно “уметь видеть”, нужно обладать тем, что Эразм Витело называл “intuitio diligens” (усердное зрение)» [4, c. 54].

В условиях развития современной молодежи, которая наличие гаджета считает неотъемлемой частью их видения мира, закономерно встает вопрос: помогают или мешают информационные технологии в развитии творческого видения у подрастающего поколения?

В «Духовных упражнениях» Игнатия Лойолы, представляющих собой одну из первых западных психотехнических систем, четвертый и высший уровень упражнений заключался в систематическом ежедневном созерцании, целью которого было «обретение высшего состояния любви (contemplatio ad amorem), которое дает возможность все возлюбить в Боге, а Бога – во всем» [6, c.82]. Осин И.О. в своей кандидатской диссертации «Формирование эстетического отношения к среде у студентов III–IV курсов художественно-графического факультета в процессе работы над городским пейзажем» пишет о том, что «Художник осмысливает и осваивает действительность посредством своего творческого труда».Далее он пишет, что «Художественное творчество – есть самовыражение внутреннего мира художника; во-вторых, художник не только познает, но и выражает себя, не только отражает, но и созидает» [8, c.93].

Снова перед нами вопрос: как можно научиться созерцать, осмысливать, созидать, творчески трудиться, если порой сфера интересов у подростка заключена в его мобильном устройстве, и ему даже не хватает времени просматривать новости в социальных сетях?

По словам М. Мамардашвили, «чтобы видеть, надо уметь видеть, в нас должно родиться искусство видения». «Более того, – писала Эвелин Андерхилл, – сама Природа не спешит открывать свои тайны тем, кто просто смотрит и слушает. Качество зрения и слуха на любом уровне сознания определяются не остротой чувственного восприятия, а изменением отношения со стороны всей личности. Это изменение подразумевает созерцание – то есть самозабвенную внимательность, глубокое сосредоточение, саморастворение Я, создающее подлинное взаимодействие между видящим и видимым» [11].

И. Ильин считал, что все великое, гениальное возникает только из сочетания двух сил: созерцания, как способа наращивания и обогащения содержания, а также таланта, легкости, яркости и меткости выражения. При этом философ утверждал, что: «Сколько бы человек ни старался, он не прибавит себе таланта… Но силу своего духовного созерцания художник может укрепить, углубить и очистить» [5, c. 110].

Таким образом, в век информационных технологий, невероятного шквала различной информации, который обрушивается на человека, в том числе на ребенка, психика вынуждена защищаться. Человек закрывается от другого человека. Он порой закрывается от мира, от его простых радостей – созерцания природы, красоты. От теплоты и любви – настоящей, человечной, которой мы можем дарить друг другу не через экран телефона и через социальные сети, а по-настоящему!

Список литературы:

1. Гребенщикова В.Ю. Информатизация в организации творческой познавательной деятельности учащихся // Сборник научных статей. Великий Новгород: НовГу им. Ярослава Мудрого, 2000.
2. Дилтс Р. Стратегии гениев. Том 3. Зигмунд Фрейд, Леонардо да Винчи, Никола Тесла. Психология. М.: Издательский дом: Независимая фирма «Класс». 1998.
3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
3. Зубов В.П. Избранные труды по истории философии и эстетики. 1917–1930 / Издательство: М.: Изд-во «Индрик», 2004.
4. Ильин И.А. Полное собрание сочинений. Т.6, кн. 2. М.: Русская книга, 1996.
5. Лойола И. Духовные упражнения // Символ. 1991. № 26. С. 15–121.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2000.
7. Осин И.О. Формирование эстетического отношения к среде у студентов III–IV курсов художественно-графического факультета в процессе работы над городским пейзажем. Дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 : М., 2000.
Интернет-ресурсы:
8. Информационные технологии в образовании [Электр. ресурс] // Griban.ru. URL: http://griban.ru/blog/14-informacionnye-tehnologii-v-processe-obuchenija.html (дата обращения: 23.05.2016).
9. Малыш и гаджет [Электр. ресурс] // Roditeli.ua. URL: http://www.roditeli.ua/deti/childrens_safety/malysh_i_gadzhet (дата обращения: 23.05.2016).
10. Почему Стив Джобс запрещал своим детям айфоны [Электр. ресурс] // Adme.ru. URL:  http://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/pochemu-stiv-dzhobs-zapreschal-svoim-detyam-ajfony-776610/ (дата обращения: 23.05.2016).
11.Разбитая продукция Apple [Электр. ресурс] // Ykt.ru. URL: http://dnevniki.ykt.ru/Aiveda/433595 (дата обращения: 23.05.2016).
12. Чем грозят детям интернет, гаджеты и технологии [Электр. ресурс] // Medialeaks.ru. URL: http://medialeaks.ru/features/2210olya_deti (дата обращения: 23.05.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0