Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Межрайонное сообщество музейных лидеров

Межрайонное сообщество музейных лидеров – это детско-взрослая общность, которая реализует деятельность, направленную на мотивацию современных подростков к активному включению в процесс развития культурно-исторической самоидентификации ровесников, опираясь на основные тезисы Государственной программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016–2020 гг.», подписанной Президентом РФ В.В. Путиным 31 декабря 2015 года.

0
Костикова Татьяна Владимировна,
педагог-организатор
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова»,
co1465@mail.ru

Межрайонное сообщество музейных лидеров – это детско-взрослая общность, которая реализует деятельность, направленную на мотивацию современных подростков к активному включению в процесс развития культурно-исторической самоидентификации ровесников, опираясь на основные тезисы Государственной программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016–2020 гг.», подписанной Президентом РФ В.В. Путиным 31 декабря 2015 года. Это консолидация, единство мыслей и действий по сплочению усилий представителей разных поколений, направленных на создание активного гражданского общества истинных патриотов своей страны, воспитания глубокого чувства патриотизма – от частного до глобального. Основой воспитания патриотизма и гражданского становления современных школьников является их культурно-историческая самоидентификация.

Почему именно детско-взрослая общность является дополнительным условием в развитии культурно-исторической самоидентификации современного подростка – будущего страны? Детско-взрослая общность – естественная необходимость и среда развития личности растущего человека. Потребностная сфера молодого человека – это возможность состоять в таком сообществе, где тебя понимают и принимают. В сообществе есть особые правила жизни, нормы и принципы, выработанные и принятые совместно, которые хочется соблюдать, руководствоваться ими. Именно в такой общности равных и зарождается гуманное отношение к другому, как к себе самому, и к себе как к другому, формируются модели социальных отношений.

Если главной направленностью образования является взаимосвязанная жизнедеятельность детей и взрослых в целях создания условий нормального развития детей, то мы должны обеспечить нормальную среду для такого развития – детско-взрослого, причем не как формально организованную, а как событийную, более значимую для всех участников данного сообщества и эффективную в педагогическом смысле.

Школа, как социальный институт, способна культивировать подобные общности, создавать условия социализации человека растущего в культурной среде.

Вот что отличает такие детско-взрослые сообщества:

общие духовные ценности (часто отличные от декларируемых во внешнем сообществе);

общее дело (социально значимого);

дружеские доверительные отношения (как с ребятами-сверстниками, так и со взрослыми);

добровольность участия (осознание ответственности участия);

жизнь, организуемая в содружестве старших и младших на традициях взаимности в понимании и помощи (защищенность и комфорт).

В основе содружества лежит Дело, которое включает всех в сложную нравственную систему отношений, социального творчества через многообразие форм деятельности, позволяющих осознать себя человеком дела, самоутвердиться, реализоваться. Первым таким делом стало проведение межрайонного фестиваля школьных музеев.

Именно совместная деятельность является главным интегрирующим фактором складывающейся совместности детей и взрослых.

Событийная общность явилась предметом исследования В.И. Слободчикова. По его утверждению, «общность» – это, прежде всего, внутреннее духовное единство людей, характеризующееся взаимным приятием, взаимопониманием, внутренней расположенностью каждого друг к другу. В общности люди встречаются, общность создается общими усилиями самих индивидов, нормы, ценности, смыслы общения и взаимодействия привносятся самими участниками общности. И только в такой общности, где связи и отношения находятся в гармонии, происходит восстановление полноценной жизни человека.

Цель деятельности межрайонного сообщества музейных лидеров – создать открытую творческую межрайонную образовательную среду для развития культурно-исторической самоидентификации современных подростков их ровесниками – музейными лидерами через проектную деятельность; развивать еечерез сетевое взаимодействие, где складывающаяся общность объединяет в пространстве единомышленников, а их потенциал и уникальность становятся основным ресурсом развития для каждого из них и сообщества в целом.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Организовать педагогическое пространство встречи музейных лидеров – инициаторов развития музейного образования в образовательных организациях, как дополнительное условие для их самореализации и социализации.

2. Организовать продуктивное социально значимое сотрудничество и взаимопомощь между музеями школ (музейными лидерами) и музейными профессионалами.

3. Установить интерактивные связи между лидерами музеев школ, ученическими структурами самоуправления и родительской общественностью черезпоиск оптимальной формы соорганизации.

4. Осуществлять совместную проектную деятельность субъектов музейного образования в отношении собственного будущего.

5. Расширить знания музейных лидеров по основам проектной деятельности, развить компетенцию по разработке и реализации социально-значимых проектов.

6. Развивать компетенцию работы музейных лидеров в разновозрастных группах.

7. Развивать коммуникативные компетенции современного подростка.

8. Развивать презентационные, организаторские и творческие способности музейных лидеров.

Используемые методы:

• изучение музееведческой, философской, педагогической, психологической литературы по проблемам проектирования и личностного и практико-ориентированного образования;

• освоение передового опыта инновационного развития отечественного образования;

• организация и проведение проблемных семинаров, методологических консультаций, социологических исследований;

• сравнительный анализ и моделирование.

Основные этапы создания детско-взрослого сообщества

1. Констатирующий этап:

• мотивировать учащихся и педагогов внутри школы на активное участие в указанной деятельности;

• разработать концептуальные основы проектной деятельности;

• разработать планы основных совместных дел по созданию сообщества;

• организовать проектированную игру в школе для подготовки инициативной группы, способной провести первый сбор единомышленников на уровне районного пространства.

2. Поисковый этап (обучающий):

• организовать взаимодействие единомышленников на уровне района;

• установить контакты и определить взаимные интересы сетевого сотрудничества складывающегося сообщества;

• формировать методологическую базу процессов создания сообщества, искать новые формы и технологии деятельности музеев школ в районном и межрайонном пространстве;

• оформлять опыт сетевого взаимодействия музеев школ в районном и межрайонном пространстве;

• разрабатывать программы сборов и проектных семинаров по созданию событийной общности.

3. Апробирующий этап:

• осуществлять совместную проектную и практическую деятельность музейных лидеров в межрайонном пространстве;

• обеспечивать обмен ресурсами музейного образования в межрайоном пространстве;

• получать объективную и достоверную информацию о соответствии сетевого взаимодействия равноправных участников деятельности межрайонного сообщества.

4. Систематизирующий этап:

• разработать критерии и провести по ним экспертизу уровня развития межрайонной музейной событийной общности и оценить ее практическую значимость;

• получить и оформить результаты сетевого взаимодействия в межрайонном пространстве;

• разработать, организовать и провести цикл интерактивных детско-взрослых обучающих семинаров для музейных лидеров школ, находящихся в других межрайонных пространствах округа;

• определить перспективы развития сообщества, обосновать необходимые для этого условия.

Основные используемые формы работы:

• тренинги на командообразование;

• деловые игры;

• проектные сборы;

• интерактивные обучающие семинары;

• образовательные (однодневные и многодневные) выездные семинары в форме образовательных экспедиций;

• межрайонные фестивали музеев;

• праздник «Наше единство – великая сила»;

• конкурсы мультимедиа презентаций, плакатов и творческих проектов;

• литературные гостиные;

• краткосрочные акции.

Критерии оценки результатов (синтез общепризнанных и разработанных):

• количество и качество (по результатам участия в конкурсах) совместных детско-взрослых социально-значимых проектов;

• системность и качество (по отзывам участников) встреч музейных лидеров – инициаторов развития музейного образования в ОО районов Дорогомилово, Филевский Парк и Фили-Давыдково;

• отлаженность и системность взаимодействия с другими школами округа, профильными музеями, общественными организациями, государственными учреждениями – совместные проекты;

• активность участия сторонних кооперантов в общих проектах;

• практичность и социальная значимость деятельности событийной общности.

Результаты:

• сложилось устойчивое и стабильное взаимодействие музейных лидеров районов Дорогомилово, Филевский Парк и Фили-Давыдково, осуществляется ежегодное планирование совместной социально-образовательной деятельности в межрайонном пространстве;

• реализуются новые, инициированные музейными лидерами совместные проекты: «Межрайонный фестиваль музеев», музейная акция «Наше единство – великая сила», литературные гостиные «Фронт», «Творчество ветеранов Великой Отечественной войны – жителей района и друзей школы», «Мужество и героизм» и др.;

• осуществляется социальный рост музейных лидеров от инициаторов совместной социально активной деятельности к организаторам вышеперечисленных проектов, реализуемых внутри школ сообщества, в межрайонном и окружном образовательном пространстве;

• создано и действует с 2006 года детское общественное объединение «Кузнецовцы», которое в настоящее время зарекомендовало себя как эффективный механизм создания необходимых условий для успешной социализации обучающихся школы;

• успешно реализуется просветительская деятельность для обучающихся начальной школы и воспитанников детских садов, проводятся интерактивные экскурсии-занятия в музеях школ, создаются новые драматические композиции по истории Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., организуются фестивали инсценированной военной песни и др.;

• организовываются ежегодные выездные семинары в форме однодневных и многодневных образовательных экспедиции «История и современность Краснознаменного Северного флота», «Малая родина адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», «По местам боев моряков в Подмосковье» для ровесников и ветеранов войны и труда;

• организовываются патриотические акции: «Мы – наследники тех, кто победил», «Поздравление ветеранов», «Память не стынет», «Живой голос истории» и др. в межрайонном пространстве;

• музейные лидеры сообщества постоянно делятся опытом своей деятельности, выступая на пресс-конференциях, участвуя в международном саммите «Современная молодежь и образование» и др.;

• разработанные новые формы музейной деятельности успешно реализуются в других межрайонных пространствах.

Перспективы развития межрайонной событийной детско-взрослой общности – это расширение пространственных рамок сообщества, его рост в межрегиональное сообщество, включающее в себя юных патриотов из г. Котлас Архангельской области, г. Архангельска, г. Великий Устюг Вологодской области и др.

Список литературы:

1. Громыко Ю.В. Метод В.В. Давыдова: учебная книга для управленцев и педагогов / Ю.В. Громыко. М.: Пушкинский институт. Московские учебники, 2003.
2. Зверинцев А.И. Образовательное путешествие в пространстве школьного музея / А.И.Зверинцев, С.Л. Нечаева [Электр. ресурс]. URL: pediskus.ru/Materialy/zvericev_obrazovatelnoe_puteshestvie_v_shkolnom_mu.doc (дата обращения: 20.05.2016).
3. Кон И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. М.: Политиздат, 1978.
4. Логвинова Н.М. Образовательное путешествие как эффективное средство патриотического воспитания: текст выступл. на Всерос. конф. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pediskus.ru (дата обращения: 20.05.2016).
5. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
6. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека [Электронный ресурс]. URL: http://www.voppsy.ru (дата обращения: 20.05.2016).
7. Цирульников А.М. Учитель-проводник – это особая профессия: текст выступл. на Всерос. конф. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pediskus.ru (дата обращения: 20.05.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.