Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Эффективные технологии и формы деятельности классного руководителя по социализации обучающихся (из опыта работы)

Чтобы быть успешным в современном обществе, ребенок должен обладать социальными умениями и навыками, устанавливать и поддерживать связь с социумом, действовать в команде, выстраивать правильно отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам и старшим, разрешать возникающие конфликты.

0
Хазанова Галина Александровна,
учитель математики
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1726»,
ga.hazanova@yandex.ru

Чтобы быть успешным в современном обществе, ребенок должен обладать социальными умениями и навыками, устанавливать и поддерживать связь с социумом, действовать в команде, выстраивать правильно отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам и старшим, разрешать возникающие конфликты.

Прежде чем представить опыт работы с классом по формированию указанных выше компетенций, необходимо напомнить, что социализация (от латинского socialis– «общественный») – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [3]. Основные формы работы классного руководителя, способствующие успешной социализации обучающихся, представлены на схеме.

Рисунок 1

Эффективной деятельность по социализации обучающихся станет в том случае, если классный руководитель будет четко знать и понимать, что необходимо дать ребенку в процессе взаимодействия, какими качествами личности он должен обладать. Педагог – как садовник: он не в силах изменить породу дерева, но он может и должен улучшать плоды своего сада [1]. Какими мы хотим видеть плоды своего труда?

Я работаю классным руководителем в 6 «Б» классе. Меняется время, меняется общество, отношение к школе, поэтому, проработав уже много лет с детьми, все равно ищешь новые подходы.

«Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком…» – такого педагогического принципа, высказанного Я. Корчаком, я стараюсь придерживаться в своей работе.

В нашем классе двадцать шесть учеников: пятнадцать мальчиков и одиннадцать девочек. После окончания обучения начального общего образования 5 «Б» класс был сформирован из обучающихся двух четвертых классов, причем часть класса имела проблемы в волевой сфере, испытывала затруднения в сфере общения с взрослыми.

Помимо адаптации к обучению в средней школе, нужно было решать проблему поведения. Большая помощь и поддержка в данном направлении была получена в результате совместной деятельности с психологом и учителями начальной школы.

Имея характеристику обучающихся класса и познакомившись с ними во время учебной деятельности на уроках математики, детям было ненавязчиво предложено распределить поручения.

Затем были сформулированы цель, задачи и разработан план деятельности ученического коллектива.

Приоритетными направлениями в работе были определены: учебно-познавательное, спортивно-оздоровительное, патриотическое и художественно-эстетическое.

Ожидаемый результат на конец учебного года обучающегося 5 класса должен быть следующим: повышение мотивации к учебной деятельности: стремление к улучшению ее результатов; сформированность способности провести самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности; проявление инициативы и творческого подхода к учебной и внеклассной деятельности; стремление к сотрудничеству с учащимися и родителями класса.

Поскольку класс являлся крайне неоднородным по успешности в учебной деятельности и наблюдались отклонения в поведении отдельных обучающихся, то первостепенной задачей в 5 классе стала работа в этом направлении. Основной формой работы стал классный час. Темы классных часов были разнообразны, но в основном такими: «Что такое лень, и как с ней бороться», «Учись учиться», «Быть троечником – это привычка?». Многие темы обучающиеся предлагали сами. К классным часам дети самостоятельно подбирали материал, делали презентации, обсуждали и осуждали проявления нарушения поведения на уроках. И это сыграло свою роль: 5 класс закончили с одиннадцатью «хорошистами».

Большую роль в формировании классного коллектива сыграла подготовка и участие в общешкольных мероприятиях, где класс должен выступать единым коллективом. Одним из таких мероприятий был школьный туристический слет, где нужно было пройти все станции, показав командную работу. И ребята с ней справились (заняли первое место в своей возрастной категории). Эта победа сплотила класс. Далее были выступления на школьных праздниках, спортивные соревнования, дежурство по школе, смотр патриотической песни, смотр строя и песни, где ребятам удавалось показать себя достойно.

Проанализировав работу в 5 классе мной, как классным руководителем, была поставлена новая цель: содействие развитию интеллектуальной, нравственной, активной личности, способной к самопознанию и саморазвитию, ориентированной на здоровый образ жизни. Задачи, которые необходимо решить при реализации данной цели, были следующими: стабилизация качества успеваемости класса; создание условий для развития познавательной активности и реализации индивидуальных творческих возможностей; формирование нравственных качеств и гражданского самосознания; создание толерантной атмосферы в классе, способствующей сплочению и развитию коллектива класса; пропаганда здорового образа жизни; привлечение родителей к участию в классных мероприятиях.

Прожив год в новом составе, дети сами научились распределять поручения, корректировать законы класса, стали более самостоятельными.  По мере приобретения обучающимися новых знаний и умений меняется моя роль как классного руководителя: организатор – помощник – консультант – наблюдатель. Опыт работы подсказывает, что дети многое могут сами, если им немного помочь и дать возможность действовать самостоятельно. Через цикл ключевых творческих дел я стараюсь, чтобы и ребенок мог реализовать себя как индивидуальность, научившись работать в команде.

Значимую роль в процессе социализации учащихся играют классные часы, и поэтому они остаются основной формой работы. Они проходят очень разнообразно: это тематические часы, где выступления готовят сами ребята по интересующей их тематике; классные часы с приглашением студентов колледжей, родителей; мы занимаемся в библиотеке с целью ознакомления с профессиями; проводим часы-дискуссии, классные чаепития.

Уже традицией классной жизни стало проведение мероприятий совместно с родителями. Такими мероприятиями были: ночь искусств в музее «Бородинская панорама», подготовка к школьным мероприятиям, «Библионочь».

Успешная социализация и развитие ребенка дают больше шансов адаптироваться ему, если ребенок занимается дополнительным образованием. В дополнительном образовании более тесная связь с практикой, именно она обеспечивает социальный опыт с правом выбора [2]. В нашей школе – не хаотичный набор кружков и секций, а продуманная система дополнительного образования, в которой работают квалифицированные педагоги. В школьной театральной студии в этом году из класса занимается пять учеников (в прошлом году их было два), причем среди занимающихся – опекаемый ребенок, ребенок из Крыма. Спортивные секции посещают шесть учащихся, трое обучающихся занимаются в музыкальных школах, семь учащихся повышают уровень владения иностранным языком, одна ученица занимается фито-дизайном и одна – танцами. У детей, занятых в системе дополнительного образования, формируются следующие компетенции: эмоциональная уравновешенность, ответственность, организованность, уверенность в себе, предприимчивость.

Участие обучающихся в школьной жизни перешло на более высокий уровень.

В пятом классе, участвуя в акции «Бессмертный полк», ребята принесли фотографии и небольшое сообщение о своих родственниках, а в этом году они уже подготовили презентации – «Традиции моей семьи», «Семейные реликвии». Содержание работ легло в основу участия в городских конкурсах.

Основными задачами социализации в школе являются: формирование я-концепции и мировоззрения; установление новых способов социального взаимодействия с миром взрослых, формирование активной гражданской позиции.

Исходя из вышеперечисленных задач, одной из современных педагогических технологий является социальное проектирование, которое активно используется во внеурочной деятельности школы. Социальное проектирование – это активная форма воспитания, процесс разработки, составления и реализации полезного, социально значимого проекта, способ выражения учащимися идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению [4].

Социальное проектирование способствует формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. В этом году ученик класса принимал участие в городском конкурсе «Бережем планету вместе», подготовив проектную работу о качестве воды и водопользовании.

Каждый из нас знает, что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда вниз. И надо сделать все для того, чтобы дети шли по лестнице успеха с определенным багажом знаний и умений, необходимых для успешной интеграции в социум. А по работе с классом наблюдается положительная динамика в становлении детского коллектива, и очень надеюсь, что в седьмом классе она продолжится.

Список литературы:

1. Возрастные этапы становления социально-профессионального самоопределения [Электронный ресурс] // Моя библиотека. URL: http://mybiblioteka.su/6-9900.html (дата обращения: 20.05.2016).
2. Иванов А.В. Методика формирования социальной активности учащегося: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2013.
3. Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. М.: 5 за знания, 2012.
4. Потенциал дополнительного образования [Электронный ресурс]. // Минобр. орг. URL: http://www.minobr.org/posts/37 (дата обращения: 20.05.2016).
6. Социальное проектирование в школе как фактор социализации учащихся [Электронный ресурс] // Педпортал – библиотека материалов для работников школы. URL: URL:http://pedportal.net/attachments/000/388/323/388323.docx?1426880532 (дата обращения: 20.05.2016).
7. Степанов Е.Н. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности. Учебно-методическое пособие. М.: Центр «Педагогический поиск», 2007.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.