Кукла с набором сезонной одежды: игры и игровые задания в образовательной и свободной деятельности детей дошкольного возраста

207
Чипига Наталия Николаевна,
воспитатель ДО «Оленёнок»
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1747»,
Евдокимова Елена Павловна,
воспитатель ДО «Оленёнок»
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1747»,

Кукла с набором сезонной одежды – это самая главная игрушка для детей всех возрастов. Игры и игровые упражнения с куклой могут быть использованы не только на занятиях, но и в свободной игровой деятельности дошкольников всех возрастных категорий.

Фотография 1

Кукла – наше отражение. В игре с куклой ребенок реализует свой опыт, повторяет действия людей, которые его окружают. Поэтому игрушка нужна и девочке, и мальчику. Кукла выполняет разные роли: является помощницей, близким другом ребенка, с куклой можно погулять, почитать сказку, уложить спать. Она помогает ребенку запоминать названия основных частей тела, а также названия предметов одежды. С помощью куклы можно показать ребенку различные действия – спать, бежать, прыгать и т.д.

Одевание и раздевание кукол представляет особый интерес для ребенка. В ходе игры ребенок запоминает, в каком порядке должны быть одеты вещи, какая вещь предназначена для какой ситуации. Куклу можно использовать как тренажер для развития мелкой моторики рук, в игровых ситуациях сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница» «Ателье для кукол» и др. С ее помощью дети осваивают игровые действия и правила, учатся действовать с предметами-заместителями.

В своей работе мы используем игровые задания и ситуации, в которых дети знакомятся с сезонной одеждой с помощью кукол. Предлагаем познакомиться с нашим опытом.

Игра «Времена года» для детей младшего дошкольного возраста

Цель: формирование представлений о природных признаках разных времен года; расширение знаний об окружающем мире; формирование пространственно-временного ориентирования.

Игровая ситуация организуется в игровом уголке, где заранее подготовлен гардероб с сезонной одеждой. К детям в гости приходит кукла Катя.

Предварительная беседа:

– Какие времена года вы знаете?

– Что такое одежда?

– Для чего нужна людям одежда?

– Что относится к одежде?

Стихотворение Л.Г. Парамоновой «К одежде относится…»:

К одежде относятся брюки, жилеты,

Платья, костюмы, пальто и жакеты.

Теплые шубки мы носим зимой,

Ну а плащи одеваем весной.

Воспитатель предлагает рассмотреть одежду и найти ответы на загадки про одежду разного времени года.

Я, как зонт не промокаю,

от дождя вас защищаю.

И от солнца я укрою.

Ну, так что же я такое? (Плащ)

От холода и снега

Согреет  где  б ты ни был!

Пусть в ней похож ты на мишутку,

Зимой оденешь что ты… (Шубку)\\

Оно из шерсти может быть;

Воротничок красивый.

Но чтобы вы не заболели

Нам мамы одевать велели

Когда капель и солнце греет,

От ветра это нас согреет. (Пальто)

Как избавиться от скуки?

Надоели джинсы, брюки!

Веселее стать мне

Что поможет… (Платье)

Вопросы детям:

– Какую одежду носят зимой (весной, летом, осенью) и почему?

Фотография 2

В дидактической игре «Оденем кукол на прогулку» дети не только расширяют знания об окружающем мире, но и учатся устанавливать простейшие, последовательные связи; тренируют зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику.

Детям предлагается вспомнить и назвать правильную последовательность в одевании:

– «Что сначала надо одеть кукле?»

– «Что потом  надо одеть кукле?»

Дети сначала вспоминают алгоритм, затем приступают к одеванию. Игра направлена не только на закрепление последовательности одевания, но и на развитие мелкой моторики рук.

Фотография 3

Игровая ситуация «Кукла и куколка»

Перед детьми ставят две кровати со спящими в них куклами (в большой кровати – большая кукла, в маленькой – маленькая куколка).

Детям предлагается подобрать одежду для большой куклы и для маленькой куколки, называя каждый предмет из одежды («платье –платьице», «юбка –юбочка», «кофта – кофточка» и т.д.). Дети рассматривают кукол и подбирают им одежду по размеру.

Встали куколки с утра.

Одеваться им пора.

Я для куклы большой,

Отберу одежду.

Вся она большая,

Посмотри какая.

Я малышке помогаю,

Куколку я одеваю!

Юбочку и кофточку,

Трусики, носочки…

Вся одежда маленькая

У малютки дочки.

В этой игре развивается зрительное восприятие размера предметов и закрепляется умение соотносить предметы по величине.

Фотография 4

Дидактическая игра «Одежда для куклы» для детей старшего дошкольного возраста

Игровые ситуации с куклами в старшем дошкольном возрасте позволяют познакомить детей с рядом профессий. Например, знакомство с профессией «портной» помогает создать условия для возникновения новой сюжетно-ролевой игры «Ателье».

Благодаря интеграции разной образовательной деятельности – продуктивной, коммуникативной и познавательно-исследовательской, дети находят ответы на вопросы:

– Что нужно для того, чтобы сшить одежду?

– Какая бывает одежда? (Классификация.)

– Из каких частей (деталей) состоит разная одежда.

– Чем отличаются и чем похожи разные виды одежды.

Детям предлагается стать на время портными и раскроить фартуки для кукол. Можно предложить детям для обсуждения различные проблемные ситуации. Например: кукла Маша готовит обед и боится запачкать нарядное платье. Как помочь Маше?

Дети рассматривают фартук, называют его детали, определяют необходимое оборудование и материал для работы: ткань, выкройка, ножницы, тесьма, мел.

Фотография 5

Педагог помогает детям определить алгоритм работы, обращает внимание детей на правила работы с ножницами. Дети самостоятельно прикладывают выкройку на ткань, обводят шаблон и вырезают основную деталь, протягивают тесьму через отверстия.

Фотография 6

Дошкольники очень высоко ценят результат своего труда, поэтому с удовольствием используют эту новую деталь кукольного гардероба в игре. Такие игровые ситуации способствуют воспитанию усидчивости и умению работать в коллективе, развивают речь, мышление, воображение, активность и самостоятельность.

В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики.

Играя с куклами, ребенок включается в мир людей. В игре он отражает свой опыт (в особенности то, что его волнует), воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, ребенок, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений.

По QR-коду и мобильному приложению Вы сможете увидеть в фильме разнообразные игровые действия с куклой, а также познакомиться с творческим процессом, в результате которого дети старшего дошкольного возраста моделируют одежду.

Фотография 7

Вы также можете просмотреть фильм, перейдя по прямой ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.