Использование глобуса в процессе образовательной деятельности со старшими дошкольниками

108
Усова Оксана Валерьевна,
воспитатель ДО 1 (1626)
ГБОУ г. Москвы «Школа № 962»,
Филатова Валентина Васильевна,
воспитатель ДО 1 (1626)
ГБОУ г. Москвы «Школа № 962»,

На столе передо мной

Закрутился шар земной.

Антарктида, экватор, полюс

Уместил всю землю … (глобус)

В настоящее время одним из наименее изученных и разработанных направлений познавательного развития детей старшего дошкольного возраста является формирование элементарных географических представлений.

Необходимость использования данного направления в процессе образовательной деятельности с дошкольниками вызвана темпами развития современных детей: объем информации, вызывающей их интерес значительно вырос.

Работу с глобусом целесообразно начать с его обследования. С помощью пояснений и наводящих вопросов педагога дети знакомятся с глобусом – моделью Земли (его механизмом), находят подвижную и неподвижную части, уточняют, что изображено на глобусе (материки, водная поверхность). Дети могут назвать уже знакомые им материки, обвести их пальчиком по контуру.

Фотографии 1–2

Для формирования у детей представлений о материках, упражнении в различении на глобусе суши и водной  поверхности, знакомства с особенностями ландшафта планеты используется игра «Письмо из космоса». Дошкольникам предлагаются для рассматривания фотографии континентов, сделанные со спутника. Детям необходимо найти знакомые объекты на глобусах и сравнить их со снимками.

Фотографии 3–4

Используя игру «Парные картинки», педагог имеет возможность расширить представления дошкольников об условных обозначениях. Для этой игры понадобятся глобусы, наборы цветных карточек по количеству детей, набор фотографий для педагога с изображением гор, рек, ледника, пустыни, леса, моря. Детям предлагается разобраться, каким цветом на глобусе обозначена пустыня, море, лес и подобрать карточку к фото соответствующего цвета. Затем дети могут найти на глобусе место, где больше всего песка, воды, растительности; где холодно, а где жарко.

Фотографии 5–6

Игра «Раскручу я шар земной»

Цель игры: способствовать формированию представлений о материках.

Ход игры: Ведущий (ребенок) раскручивает глобус. Дети хором говорят слова:

Раскручу я шар земной

Белый, синий, голубой.

Один, два, три –

Ты нам сушу (море, океан) покажи.

Ведущий наугад показывает континент и  по опорной схеме рассказывает о нем.

Игра «Силуэты, контуры»

Цель игры: формирование умения сопоставлять предмет и его силуэт, контур. Игровая задача: подобрать к заданному континенту контур, силуэт. Или обратная задача – к контуру подобрать силуэт, изображение континента.

Игра «Кто где живет» способствует формированию представлений о животном мире континентов, классификации животных по разным признакам. Также в процессе игры совершенствуется умение детей работать с глобусом. Вместе с глобусом детям предлагаются картинки обитателей материков и морских обитателей

Детям необходимо разобраться, кто изображен на картинках, где его место обитания, а затем показать это на глобусах; решить, каких животных можно отнести к обитателям жарких стран, обитателям Севера, каких животных можно назвать сухопутными, а каких – морскими.

Фотографии 7–8

Для обобщения и закрепления представлений детей о материках и континентах, их обитателях и природе можно предложить детям игру «Морское путешествие». Необходимое оборудование: глобусы и кораблики (поезда) по количеству детей, фишки или картинки с изображением обитателей материков, морей и океанов.

В ходе игры дошкольникам предлагается отправиться в путешествие на один из материков. Дети самостоятельно решают, каким видом транспорта туда удобней добраться, что взять с собой.

По дороге дети делают остановки, рассказывают об особенностях материков, обитателях (подбирают фишки/или картинки с обитателями); народе, населяющем континент.

По окончании путешествия дошкольники самостоятельно отыскивают на глобусе короткий маршрут к материку, от которого начали путь.

Фотографии 9–10

Как интересное и увлекательное дополнение к играм можно использовать инновационную технологию – работу с 3D-ручкой для создания объемной модели планеты. С помощью специальных приспособлений и трафаретов дети самостоятельно создают контуры материков и раскладывают их на поверхности заранее подготовленных шаблонов планеты.

Фотографии 11–12

Глобус, как модель земли, дает детям возможность познакомиться с элементарными географическими понятиями. Использование глобуса в образовательной деятельности помогает создать картину мира, позволяет дошкольникам получить научные знания в доступной форме, способствует развитию познавательной активности, пробуждению интереса к окружающему миру, формированию кругозора и самостоятельности. Дети учатся сравнивать обобщать, анализировать, искать причинно-следственные связи; отличают воду и сушу, обследуют континенты, знакомятся с народами, их населяющими, растительным и животным миром, условными обозначениями, представленными на глобусе и, что особенно ценно, в процессе таких игр у старших дошкольников формируется экологически грамотное поведение.

По QR-коду и мобильному приложению Вы сможете увидеть в фильме познавательную деятельность дошкольников с глобусом, а также познакомиться с творческим процессом, в результате которого с использованием 3D-ручки детьми создаются контурные изображения материков.

Рисунок 1

Вы также можете просмотреть фильм, перейдя по прямой ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.