Рубрики
Детское движение и ученическое самоуправление

Развитие социальных способностей у подростков в процессе внеучебной деятельности в общеобразовательной школе (программа «Школа лидерства»)

Современное общество предъявляет новые требования к системе воспитания общеобразовательных школ. Сейчас нужны люди, которые, выпустившись из школы, смогут успешно адаптироваться в новых для них условиях и станут активными субъектами общества, способными составить конкуренцию своим предшественникам и быть полезными.

0
Рассказова Василиса Алексеевна,
педагог-организатор
ГБОУ г. Москвы «Школа № 947»,
vasilisa-rasskazova@yandex.ru

 

Современное общество предъявляет новые требования к системе воспитания общеобразовательных школ. Сейчас нужны люди, которые, выпустившись из школы, смогут успешно адаптироваться в новых для них условиях и станут активными субъектами общества, способными составить конкуренцию своим предшественникам и быть полезными. Школе необходимо подготовить обучающихся к условиям жизни за ее пределами, а современные выпускники после окончания школы должны обладать набором определенных способностей, необходимых для коммуникации и организации взаимодействия, а это значит, что у них должны быть хорошо развиты социальные способности.

Под социальными способностями следует понимать приобретаемые свойства личности, отвечающие требованиям социально значимой деятельности, изменяющиеся под влиянием социального воспитания, соответствующие социальным нормам [7]. Социальные способности – это коммуникативные, организаторские, лидерские способности, социальная активность и адаптация, самостоятельность.

Программа «Школа лидерства» носит значимый характер для школы и отражается в социальном и экономическом эффекте. Эта программа была разработана для решения задачи формирования социальных способностей учащихся в нашей образовательной организации.

Социальный эффект программы «Школа лидерства» заключается в том, что, развивая социальные способности учащихся в образовательной организации, мы способствуем их успешной социализации в обществе, помогаем им становиться активными субъектами общества.

Экономический эффект программы «Школа лидерства» заключается в том, что человек, способный адаптироваться к различным, постоянно изменяющимся условиям, находит выход из трудных ситуаций, принимает самостоятельные решения и при необходимости всегда найдет способ для самореализации, применения своих способностей в профессиональной деятельности, будет конкурентоспособным.

Обучающиеся развиваются в деятельности, а для того, чтобы деятельность осуществлялась ими с интересом и была успешной, необходимы дополнительные занятия по развитию социальных способностей.

Программа внеурочной деятельности «Школа лидерства» включает в себя тренинговые занятия по развитию социальных способностей, которые помогают развитию всех личностных качеств подростков. Они получают навыки групповой работы, где важна необходимость услышать другого, понять его замысел, умение взаимодействовать и т.д.

Программа внеурочной деятельности «Школа лидерства» рассчитана на 1 учебный год и включает в себя 12 занятий, из них 9 тренингов – по 1,5–2 часа, 2 занятия – по 10 часов (это двухдневные выезды в лагерь) и 1 двухчасовая выездная сессия Школьного Ученического Совета Самоуправления (в дальнейшем – ШУСС). Время занятий зависит от формы работы с обучающимися. В рамках реализации программы предусмотрена диагностика с целью отслеживания изменений личностного роста каждого учащегося.

1. Актуальность программы

Актуальность данной программы – в реализации деятельностного подхода (вовлечение учащихся в общественно-значимую деятельность) к обучению. Но из-за того, что учащиеся не имеют подготовки в организации мероприятий и не умеют взаимодействовать друг с другом, возникает множество трудностей в работе школьного ученического совета. Эти трудности может решить реализация программы обучения «Школа лидерства»

Программа поможет обучающимся научиться позитивно программировать собственное будущее, сформировать активную жизненную позицию, выявить, стимулировать лидеров, т.е. тех учащихся, которые в наибольшей степени пользуются авторитетом среди товарищей и стремятся их вести за собой, вовлекая в различные дела.

2. Цель программы

Развитие социальных способностей (коммуникативных, лидерских, организаторских способностей, социальной активности, социальной адаптированности, самостоятельности, уверенности в себе) у обучающихся для успешной трансляции их на других.

3. Задачи программы

1. Развить коммуникативные умения и навыки.

2. Обучить распределению обязанностей, ролевым формам внутригруппового взаимодействия, развить организаторские умения.

3. Развить способности к деловому взаимодействию в рамках группы: формировать умение устанавливать и поддерживать личные контакты с товарищами.

4. Воспитать способность оставаться независимым в группе, уважать мнения и учитывать интересы других членов коллектива.

5. Развить умение вести дискуссию, предупреждать возникновение и решать возникшие конфликты.

6. Сформировать социальную активность, ответственность подростков.

4. Участники программы

Учащиеся входящие в состав школьного ученического самоуправления 8–11 классов, члены Школьного Ученического Совета. Программа рассчитана на 25–30 обучающихся.

5. Тематическое планирование по организации занятий программы

№п/п

Тема

Количество часов

Сроки проведения

Формы работы

1

Диагностика социальных способностей

2 часа

Сентябрь

Тестирование

2

Знакомство. Сплочение коллектива.

2,5 часа

Сентябрь

Выездная учеба ШУСС (тренинговое занятие)

3

«Визитная карточка»

1,5 часа

Сентябрь

Тренинговое занятие с председателями ШУСС

4

«Я слушаю и слышу тебя»

1,5 часа

Октябрь

Тренинговое занятие с председателями ШУСС

5

«Вместе мы – сила!»

10 часов

Октябрь

Двухдневный выезд ШУСС в лагерь

6

«Уважая себя, уважаем других»

1,5 часа

Ноябрь

Тренинговое занятие с председателями ШУСС

7

«Деловое общение»

1,5 часа

Декабрь

Тренинговое занятие с председателями ШУСС

8

«Как выслушивать критические замечания?»

1,5 часа

Январь

Тренинговое занятие с председателями ШУСС

9

«Лидер»

1,5 часа

Февраль

Тренинговое занятие с председателями ШУСС

10

«Стили лидерства»

1,5 часа

Март

Тренинговое занятие с председателями ШУСС

11

«Ведущий дискуссии»

1,5 часа

Апрель

Тренинговое занятие с председателями ШУСС

12

«Зажги в себе огонь!»

10 часов

Апрель

Двухдневный выезд ШУСС в лагерь

13

«Празднуем ошибки!»

2 часа

Май

Итоговое тренинговое занятие с председателями ШУСС

14

Диагностика социальных способностей

2 часа

Май

Тестирование

6. Этапы реализации программы

Сроки реализации программы: 1 сентября по 31 мая.

I этап (начало сентября) – диагностирование членов ШУСС.

II этап (сентябрь – май) – реализация программы.

III этап (конец мая) – повторное диагностирование членов ШУСС.

Программа рассчитана на учебный год. Может быть модифицирована: изменен список упражнений и материал и использоваться ежегодно с разными детьми.

7. Оценка эффективности реализации программы

Для оценки эффективности реализации программы необходимым условием является анализ результатов, полученных с помощью диагностического инструментария.

Диагностика проводится в форме тестирования обучающихся.

Список использующихся диагностических методик:

1) Тест коммуникативных и организаторских способностей (КОС)(В.Ф. Ряховского).Позволяет обнаружить коммуникативные способности, изучить склонность к организаторской деятельности, самокритичность, общительность.

2) Методика определения общественной активности учащихся (Е.Н. Степанова).Цель: определить общественную активность учащихся.

3) Методика для изучения социализированности личности учащегося (М.И. Рожкова). Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности учащихся.

4) Методика «Могу ли я быть лидером-организатором?» (Методика Е.С. Федотова, О.В. Еремина, модифицирована М.И. Рожковым). Цель: определить степень развитости лидерских качеств учащихся.

8. Ожидаемые результаты

1. Развитые коммуникативные, организаторские и лидерские способности для повышения эффективности работы школьного ученического самоуправления.

2. Сформирована среда бесконфликтного общения.

3. В социально значимой деятельности школы принимает участие большее количество учащихся, чем до реализации программы.

4. Обучающиеся смогут транслировать полученные в результате освоения программы знания другим членам ученического сообщества школы.

Список литературы:

1. Гончукова О., Авидон И. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. СПб.: Речь, 2009.
2. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 2008.
3. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков. М.: АРКТИ, 2008.
4. Карпенко С.И. Ученическое самоуправление как средство формирования социальной активности школьников: Автореф. дисс… канд. пед. наук. Ставрополь, 2005.
5. Кипнис.М. Тренируем умение вести за собой, быть лидером, «мотором» и вдохновителем. 68 лучших игр и упражнений для развития управленческих способностей / Михаил Кипнис. М.: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм ЕВРО-ЗНАК, 2009.
6. Рубштейн Н.В. Полный тренинг по развитию уверенности в себе: 73 упражнения, которые сделают вас абсолютно уверенным человек / Нина Рубштейн. М.: Эксмо, 2011.
7. Сергеева А.Д. Дефиниции социальных способностей: проблемное поле // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 1011–1014.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.